Упражнения с 6 месячным ребенком. Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения. Развиваем слух, играя

Существует мнение, что с детьми до года заниматься не нужно. Это ошибочное утверждение, ведь именно груднички ежедневно овладевают новыми навыками, которые потом используют в дальнейшей жизни. Молодой маме важно помогать ребенку развиваться. Разберемся, какие занятия необходимо проводить с детьми в возрасте 6 месяцев.

Особенности развития полугодовалого ребенка

Доктор Комаровский считает, что хорошо развитый малыш к 6 месяцами должен уметь:

  • сидеть;
  • откликаться на свое имя;
  • озвучивать слоги.

Если ребенок не освоил что-либо из этого списка, ему нужно помочь. Для того чтобы малыш скорее начал сидеть самостоятельно, ежедневно делайте ему массаж и занимайтесь легкой, подходящей по возрасту, гимнастикой. Почаще называйте ребенка по имени и разговаривайте с ним. Для эмоционального развития в полгода можно начать осваивать простейшие жесты: «привет» и «пока». Используйте любой подходящий момент, чтобы научить кроху здороваться и прощаться.

Педиатры и неврологи часто используют другие критерии для определения нормального психомоторного развития. Согласно нормам, в полгода младенец должен уметь:

  • лепетать (произносить слоги);
  • брать в руки игрушку из разных положений и увлекаться ею;
  • переворачиваться на спину из положения на животе;
  • ползать или хотя бы пытаться переставлять ручки;
  • есть с ложки.

В течение шестого месяца жизни ваша первостепенная задача – закрепить перечисленные навыки и помочь крохе получить новые знания.

Новые физические упражнения

Комплекс ежедневного массажа и общеукрепляющей гимнастики стоит дополнить еще несколькими новыми упражнениями:

  1. Стимулировать к ползанию. Уложите ребенка на животик, а перед ним на небольшом расстоянии положите яркую игрушку. Малышам, которые к шести месяцам уже хорошо научились ползать, можно усложнить задачу. Ползайте вместе с ребенком под веселую музыку, чтобы все происходящее воспринималось крохой, как веселая игра.
  2. К этому возрасту вам стоит обзавестись фитболом. На этом мяче можно делать необычные упражнения, например, «Качели». Для этого необходимо посадить ребенка на фитбол, крепко придерживая его за руки, и потихоньку раскачивать вперед-назад, имитируя качели. Можно делать слегка пружинистые движения вверх-вниз.
  3. Для укрепления ножек и позвоночника поставьте кроху на фитбол (основной вес должен приходиться на ваши руки) и сделайте несколько пружинистых движений. Можно во время этого упражнения рассказывать ребенку потешку «Поехали-поехали».

Для веселой зарядки важно правильно подобрать музыку. Для массажа выбирайте спокойные композиции, а для упражнений – детские песенки. Занятия стоит проводить только в те моменты, когда малыш бодр и весел. У полугодовалого ребенка уже могут резаться зубки. Если этот процесс сопровождается капризами, физические упражнения стоит отложить.

Игры на развитие моторики

Для этих игр вам стоит подготовить специальные пособия. Не стоит покупать дорогие игрушки, а лучше запасите жестяные баночки из-под чая или кофе. Их нужно обклеить яркой бумагой или окрасить из баллончика разными цветами. Хорошо, если они будут неодинаковыми по размеру.

При ребенке поместите в банку яркую резиновую игрушку и закройте банку крышкой (неплотно, чтобы она легко открывалась). Дайте банку сидящему малышу и покажите, как снимается крышка, после чего снова закройте емкость и предложите малышу достать игрушку самому.

Своими руками можно сделать панель для развития сенсорных навыков. Для этого возьмите ДСП, ДВП или плотный картон. Панель не должна быть большая, достаточно взять основу формата А3. Поместите на выбранную плотную основу: помпоны на резинках и мешочки с крупами и вишневыми косточками. Заменить эту панель способен развивающий коврик с мягкими игрушками на липучках, его тоже реально сделать самостоятельно.

Еще одной занимательной игрой для полугодовалого ребенка станет вытягивание ленточек из коробки. В обклеенную коробочку с прорезью (можно взять за основу готовую из-под бумажных салфеток) поместите несколько ленточек, связанных между собой. Кончики ленточек слегка достаньте из прорези. Покажите ребенку, какими длинными могут быть ленточки, а потом предложите ему попробовать достать их из коробки самостоятельно. Эта простая игрушка способна занять кроху надолго.

Еще один способ надолго занять малыша – это поручить ему собирать небольшие игрушки в яркую открытую коробочку. Игрушки должны быть яркими и неодинаковыми по размеру, изготовленными из разных материалов. Это поможет разнообразить тактильные ощущения крохи. Обязательно положите погремушку и шуршащую игрушку.

Развлечь ребенка на кухне можно при помощи простой манки. Поместите малыша в стульчик для кормления и насыпьте на столик обычную манку. Поводите по ней пальчиком ребенка, нарисуйте простые формы и опишите словами, что получилось. Это упражнение помогает ребенку владеть своим телом и получить новые эмоции.

Игры в ванной

Развивающие занятия можно проводить даже во время купания малыша. Если ребенок сидит неуверенно или еще не умеет этого делать, поместите его в специальный стульчик для купания. В воде нагрузка на позвоночник меньше, поэтому ничего плохого не случится. В ванной можно предложить крохе следующие игры:

  • выжимание губки;
  • ловля руками мыльных пузырей (прихватите с собой флакон готовых пузырей или сделайте их самостоятельно);
  • ловля струи воды из-под крана;
  • ловля резиновых игрушек, которые выныривают из-под воды (держите их под водой, а потом отпускайте руку, чтобы они всплыли).

Приобретите специальные непромокаемые книжки для чтения во время купания. Называйте каждую картинку и давайте краткую характеристику каждому предмету. Например, кот говорит «мяу», мяч звонко скачет, тучка несет дождик.

Тематические пособия

Рассматривание картинок должно стать неотъемлемой частью режима дня ребенка. Специально для этого вам необходимо купить большое количество книжек из плотного картона с крупными и яркими картинками. Это могут быть разнообразные потешки, русские народные сказки и короткие стихи. Рассказывайте ребенку о картинках в книгах, читайте сказки и стихи.

Самостоятельно можно изготовить тематические пособия. Они представляют собой альбомы с разнообразными картинками:

  • животные;
  • растения;
  • игрушками;
  • предметами, окружающими ребенка в течение дня;
  • фотографии родственников;
  • формы и цвета.

Для этого вам нужно запастись испорченными или порванными детскими книжками, упаковками от детского питания и фотографиями. Альбом «Моя семья» может содержать в себе фото всех ближайших родственников, самого ребенка и общую семейную фотографию. Каждую картинку нужно подписать печатными буквами, а перелистывая, объясняйте ребенку, кто изображен на фото.

В альбоме «Мой день» разместите логотипы от детского питания, лоскутки ткани и картинки с предметами, окружающими ребенка. Так же как и в первом случае, подпишите каждое изображение. Аналогичным образом сделайте остальные альбомы. Если вы обеспокоены их долговечностью, наклейте картинки на картон формата А4, поместите их в папку с файлами и соберите альбом в папку с железными кольцами.

Это всего лишь часть способов, как развивать ребенка в 6 месяцев. Дополнительно можно включать малышам мультик Tiny Love, рассчитанный на возраст от 3-х месяцев до года. Он очень нравится крохам и помогает им узнать много нового, развить речь.

Развитие ребенка в 6 месяцев - практические советы

Ребенок обследует дом: Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.

Сядьте на пол вместе с ребенком: В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе. Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.

Называйте своими именами: В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.

Пригласите в гости друзей: Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время игр

Новые открытия

Ладушки: Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

Разговор с чашкой: Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.

Шарик с водой: Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.

Игра со звуками: Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.

Фотографии мамы и папы: При любой возможности произносите слова "папа" и "мама". Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш "гулит" "ма-ма" и "па-па", показывайте ему на фотографии и говорите: "Это мама, а это папа".

Развитие координации

"Птички полетели": Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите "Птички полетели", поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.

Посадите ребенка на плечи: Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.

Покачайте малыша на ноге: Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.

Если ребенок научился ползать: Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.

Крутящийся шарик: Отличный способ заставить малыша ползать - показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: "Скорее иди сюда и возьми шарик".

Игра с мячиком: Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Решение проблем

Третья игрушка: Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.

Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло: Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.

Уроните куклу со стола: Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Игра с формочками: Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.

Спрячьте радиоприемник: Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.

Воздушный шарик: Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного -- если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.

Дайте малышу "доску для игр": Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.

Помашите рукой на прощание: Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления

Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул: В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.

Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске: Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.

Помогите ребенку стучать по столу: Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова "удар, ударять", чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.

Сладкое желе: Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.

Соломинки: Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха

Занимательная подушка: Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.

Большая тряпичная кукла: Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"

Вашему малышу уже исполнилось 6 месяцев, и вы конечно же замечаете, что он быстро развивается и постоянно учится новым вещам. Некоторые дети в этом возрасте даже умеют садиться на копчик и ползать на четвереньках. С помощью этих навыков, ребенок смотрит на мир по-другому, с иного положения.

В некоторых случаях, ребенок начинает играть по-другому со старыми игрушками. Они начинают изучать их подробнее, иногда даже находят в них что-то новое. Но все же, специалисты рекомендуют приобрести для 6-месячного ребенка новые игрушки, которые подходят по возрасту, так как старые могут просто надоесть. В данном случае, нужно обращать внимание на развивающие игрушки, так как в 6-месячном возрасте начинается очень важная стадия развития малыша: память, логика, фантазия и т.д.

Насколько важно играть с ребенком?

Стоит отметить, что игры с 6-месячным ребенком очень важны для него ИГРАЮТ ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЕГО РАЗВИТИИ. Специалисты со всего мира, рекомендуют родителям обязательно уделять время для игр с ребенком. И чем больше, тем лучше.

Дело в том, что без ежедневных игр, ребенок может слишком поздно овладеть каким-либо навыком, или же вообще не овладеть. То есть надо понимать, что самостоятельно, без помощи родителей, малыш не сможет научиться многому. Например, ребенок, в возрасте 8 месяцев , уже должен ходить и даже бегать. Но без регулярных игр, он сможет научиться только в 1-1.5 года. То же самое касается и разговора: без занятий, малыш научиться говорить очень поздно. Поэтому, специалисты настоятельно рекомендуют родителям, регулярно проводить занятия с ребенком. А идеальный вариант для таких занятий – игры, которые уже доказали свою эффективность.

Цель и предназначение развивающих игр с ребенком 6 месяцев

Игры, предназначенные для развития шестимесячного малыша, должны способствовать достижению следующих целей:

  • совершенствование зрительного и звукового восприятия малыша;
  • развитие мышечной силы ребенка;
  • тренировка координации движений;
  • эмоциональное развитие малыша;
  • пополнение пассивного словарного запаса, получение новых впечатлений в процессе игры.

Классификация развивающих игр для детей в 6 месяцев

Все виды занятий, проводимые в игровой форме с малышом шестимесячного возраста, условно разделяют на следующие основные категории:

  • игры, направленные на совершенствование органов зрения и слуха;
  • занятия, способствующие развитию тактильных навыков;
  • игры, направленные на обучение малыша умению ползать;
  • упражнения для развития интеллекта и памяти ребенка;
  • игры, способствующие эмоциональному развитию малыша;
  • пальчиковые игры (одновременно выполняют несколько функций, в том числе способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию малыша).

Игры для занятий с шестимесячным малышом характеризуются большим разнообразием. При их проведении в качестве вспомогательного материала можно использовать игрушки, предметы домашнего обихода, бумагу, краски и многое другое. В наилучшей степени способствуют развитию 6-месячного ребенка следующие игры:

Для проведения указанной игры взрослый берет ручки ребенка в свои руки и хлопает ими в ладоши на ударных слогах (т. е., например, при прочтении слова «ладушки» необходимо хлопать при произнесении первого слога «ла»).

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки! (продолжаем хлопать)
Что ели? Кашку (можно продолжать хлопать, а также показать рукой на тарелку)
Что пили? Бражку (хлопаем)
Кашка масленькая (продолжаем хлопать)
Бражка сладенькая (то же самое)
Бабушка добренькая (хлопаем)
Попили, поели (вытираем ротик)
Домой полетели (машем рукой)
На головку сели (помогаем ребенку положить ручки на голову)
Сели, посидели (садимся на стул)
Дальше полетели (машем ручкой, как бы провожая кого-то).

Указанная игра способствует развитию чувства ритма, совершенствованию координации движений, тренирует память малыша и укрепляет эмоциональный контакт с матерью или другими взрослыми.

Продолжительность выполнения – 7-10 минут. Заниматься желательно во второй половине дня или ранним вечером.

Для проведения игры необходимо принести с кухни несколько чашек разного размера. Поставьте посуду в ряд и возьмите первую чашку в руки. Затем поднесите посуду ближе ко рту и произнесите какое-либо слово, к примеру, имя малыша. После этого поочередно проговаривайте это же слово, поднося ко рту другие чашки.

Ребенок наверняка заметит, что одно и то же слово звучит по-разному при использовании разной посуды. Разумеется, сказать об этом он еще не сможет, но тем не менее данный момент зафиксируется в его памяти.

Также с использованием чашек можно произносить и различные слоги. Вполне возможно, что вскоре малыш попытается повторить их самостоятельно.

Представленная игра направлена на развитие слуха малыша, способствует ознакомлению со свойствами различных предметов.

Продолжительность проведения – 5-7 минут. Заниматься можно в любое время суток в период активного бодрствования ребенка.

Возьмите несколько пустых пластиковых бутылок из-под минеральной воды или напитков и налейте в каждую из них разное количество воды. Затем расставьте их в ряд и начинайте ударять по ним столовой ложкой поочередно.

Ребенок обратит внимание, что каждая бутылка будет издавать разный звук: от более звонкого до приглушенного. Кроме того, малыш попытается и сам отобрать ложку и постучать по «музыкальным» бутылкам. Позвольте ему насладиться игрой.

Указанное занятие прекрасно развивает музыкальный слух малыша, способствует ознакомлению со свойствами различных предметов окружающего мира. Если ребенок сам принимает активное участие в игре, то при этом также происходит тренировка мышечного аппарата кистей рук.

Продолжительность занятия – 5-10 минут. Заниматься можно в течение дня или ранним вечером, когда малыш наиболее бодр и активен.

Для проведения игры понадобится несколько фотографий мамы, папы и других людей, с которыми ежедневно общается малыш. Разложите фотоснимки недалеко от малыша, чтобы он видел их все сразу. Затем следует произнести слово «мама» и попросить малыша: «Узнай маму!», предложив ему показать ту фотографию, на которой изображена мама.

Если малыш не сообразил вначале, что ему делать, покажите нужную фотографию сами.

Далее задайте вопросы ребенку о других взрослых, которые находятся рядом. Когда малыш научится безошибочно находить родных по фотографии, усложните задание. Произнесите имя того взрослого, которого нет вблизи в данный момент, и попросите ребенка показать нужный фотоснимок.

Указанная игра прекрасно развивает внимание и память ребенка. Продолжительность выполнения – 7-10 минут. Заниматься лучше ранним вечером, так как интеллектуальные навыки лучше закрепляются в том случае, если занятие проводилось незадолго до отхода ко сну.

Шестимесячный малыш уже умеет смешно морщить носик, но, как правило, совсем не умеет сморкаться. Обучить его этому важному умению можно в игровой форме.

Как только мама заметила, что ребенок начал морщить носик, надо тотчас же произнести: «Будем хрюкать, как свинка?». Далее следует показать малышу, как делать «хрю-хрю». При этом воздух надо втягивать не в себя, как это обычно делают люди при произнесении указанной фразы, а от себя, т.е. так, как при сморкании.

Попросите малыша повторить вслед за вами «хрю-хрю», при этом следите, чтобы он правильно выполнял дыхательные движения.

Указанное упражнение способствует овладению важным навыком – умением сморкаться, ведь ребенок, который не может правильно освободить свой нос от слизи, рискует получить осложнения при малейшей простуде.

Заниматься следует в течение 3-5 минут. Следует иметь в виду, что увлекаться данной игрой и проводить ее слишком часто не следует, ведь малыш может начать излишне гримасничать, а это не совсем уместно и полезно для него. Как только ребенок научится сморкаться, от проведения игры следует почти полностью отказаться, повторяя ее лишь в редких случаях для закрепления указанного навыка.

Указанную игру можно проводить как в кроватке малыша, так и на полу, застеленному чистой тканью. Разложите вокруг малыша несколько игрушек, затем накройте каждую из них лоскутком ткани или любым другим легким предметом. После этого попросите малыша найти спрятанные игрушки. Ребенок наверняка начнет стаскивать кусочки ткани с игрушек и будет бурно радоваться находке.

Затем усложните задание: отвлеките малыша и спрячьте игрушки в тех же самых местах, но так, чтобы он не видел. Затем положите ребенка на прежнее место и спросите: «Где игрушки?». Пусть малыш снова найдет их, но уже без подсказки взрослых.

Указанная игра способствует тренировке памяти и внимательности ребенка, а также способствует его общему физическому развитию.

Продолжительность выполнения- 5-10 минут. Заниматься можно в любое время, когда малыш активно бодрствует и настроен на общение со взрослыми.

В шестимесячном возрасте малыш должен активно выполнять упражнения, направленные на развитие мускулатуры кистей рук. Занятия можно проводить и в игровой форме, например, с помощью игры-потешки «Ручки-ручки».

Ручки-ручки, не скучайте (берем ручки ребенка в области локтей и слегка потряхиваем ими, чтобы расслабить кисти рук и пальчики)
Где вы были? Отвечайте! (сводим и разводим ручки ребенка вблизи от его лица, держась при этом за его локти)
Посидели дома? (притрагиваемся ручками ребенка к его щечкам, затем – к его голове)
И пошли к знакомым! (убираем ручки подальше от лица и машем ими вслед воображаемому собеседнику)..

Существует и второй вариант вышеуказанной игры:

Ручка, ручка, где была? (приподнимаем ручку ребенка за локоть)
Спрятаться от нас могла? (медленно проводим ручкой ребенка перед его лицом)
Мы тебя сейчас найдем (выдерживаем небольшую паузу)
И играть скорей пойдем (пытаемся захватить ручкой ребенка игрушку или какой-либо яркий предмет).

Вышеуказанные игры-потешки превосходно тренируют мускулатуру кистей рук, способствуют развитию памяти и внимания малыша, укрепляют его эмоциональный и душевный контакт с родными людьми.

Продолжительность проведения игры – 7-12 минут (можно выполнять в течение одного занятия два повтора). Рекомендуемое время занятия – период после обеда или ранний вечер.

Самые лучшие игры для 6-месячного ребенка

Каждому родителю, стоит запомнить, что недостаточно дать ребенку игрушки, и оставить его наедине с ними. Так он не сможет самостоятельно понять, для чего нужны эти игрушки и как с ними играть. Очень важно научить малыша правильно использовать эти игрушки. А если учесть тот факт, что с каждым днем, появляются новые «модернизированные» игрушки, в которых необходимо нажимать определенные кнопки, произносить некоторые звуки и т.д., то помощь родителей становится неизбежной.

Игры для мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук в возрасте 6 месяцев, очень важно для ребенка, и этому необходимо уделять особое внимание. Ниже описаны все игрушки, которые отлично подходят для этого.

Пирамидки

Желательно взять пирамидку с крупными колечками. Не нужно думать, что малыш, увидев такую игрушку, сразу начнет собирать колечки в правильном порядке. Все надо делать постепенно. Сначала родители должны научить ребенка снимать самое нижнее кольцо. Затем, когда ребенок научится это делать, учим его снимать все кольца. И наконец, когда ребенок освоил и этот навык, родители должны научить малыша собирать колечки в правильном порядке. Стоит отметить, что это не происходит очень быстро. Для полного освоения, ребенку понадобится неделя, а то и две. Нельзя заставлять ребенка осваивать это занятие как можно скорее, и тем более ругать его за ошибки. Важно, чтобы малыш сам заинтересовался в этом, и тогда он обязательно добьется успеха. Не забудьте в самом начале, показать ребенку, как вытаскивать колечки правильно.

Коробка с игрушками

В возрасте 6 месяцев, ребенка уже можно учить самостоятельности. Возьмите какую-нибудь коробку или пластиковый контейнер с крышкой, и поместите туда игрушки. Дайте ребенку понять, что теперь, его игрушки будут храниться в этой коробке, и каждый раз, когда он заканчивает играть, он должен собирать все игрушки туда. Конечно, это не получится сделать в первый же день. Попробуйте сделать это следующим образом: покажите ребенку коробку с игрушками, и скажите ему, что внутри лежат волшебные вещи. Затем, вместе с малышом, изучите все содержимое коробки по отдельности. Важно, чтобы все игрушки из коробки, доставал сам ребенок. Делайте это регулярно, и малыш поймет, что игрушки всегда должны лежать в этой коробке. Затем, научите его складывать все игрушки обратно в коробку. Кстати, коробку можно разукрасить, наклеить туда смешные стикеры, нарисовать что-нибудь веселое, и тогда, малыш еще больше заинтересуется в этой игре.

Игры с шариками

Для этой нам понадобится коробка, маленькие шарики, ну или любой предмет, округлой формы и стакан. Наша цель – научить ребенка доставать шарик из коробки и помещать их в стакан. Если хотите усложнить задачу, просто отодвиньте стакан подальше, и попросите ребенка кинуть шарик в стакан. На первый взгляд, игра кажется слишком простой. Но для ребенка, в возрасте 6-месяцев, это будет непростой задачей.

Игры с шариками и ложкой

Следующая игра точно такая же, как и предыдущая, но с добавлением ложки. Подойдет любая ложка: пластиковая, деревянная, металлическая и т.д. Главное, чтобы эта ложка не была слишком маленькой. Задача ребенка: взять шарик из коробки, положить в ложку, и вместе с ложкой поместить в стакан.

Игры для крупной моторики рук

Следующая игра, хорошо развивает вестибулярный аппарат ребенка. Ложитесь на пол, предварительно постелив под собой что-нибудь мягкое, а ребенка поместите на свои ступни. Важно, чтобы голова малыша, была повернута в вашу сторону. Начинайте двигать ногами в разные стороны, держа ребенка за руки. Во время движений, ребенку будет интересно смотреть по сторонам, он научится ориентироваться в пространстве, а также развивать крупную моторику рук. Кроме того, эта игра отлично помогает избавиться мамочке от животика, благодаря движениям ног.

Обучение малыша ползанию

6-месячный возраст – это самое время научить ребенка ползать. Достаточно лишь тратить на занятия 15-20 минут в день, и вы в скором времени почувствуете результат.

Самый проверенный способ, которым еще пользовались наши бабушки и прабабушки заключается в следующем: пусть малыш ляжет на пол, а мы поместим перед ним его любимую игрушку. Но игрушка должна лежать таким образом, чтобы наш малыш не смог достать ее. Естественно, он захочет взять эту игрушку, и поняв, что никто его подавать не собирается, попытается достать сам. Таким образом, он научится ползать. Конечно, в первый же день ничего не получится. Ребенок будет изо всех сил стараться двинуться, но у него не получится. В таком случае, мы можем облегчить ему задачу, подложив под его грудь что-нибудь мягкое: одеяльце, маленькую подушку и т.д. Теперь малышу остается только позаботиться о том, как передвигать задней частью тела, ведь переднюю можно не поднимать, так как это сделало за него одеяльце. Если вы будете проводить такие занятия ежедневно, то и результат появится очень скоро.

Забава для развития тактильных ощущений

Данная забава очень нравится многим детям, ведь для этого, необходимо раздеть малыша, а им нравится ходить без одежды. Положите ребенка на мягкую поверхность, и начните проводить по его животику, шее, лицу рукой или любым мягким предметом. Делайте это медленно и нежно. Не стоит использовать этого твердые предметы, которые могут порезать и поранить кожу малыша. Начните с живота ребенка, а затем плавно опускайтесь к ногам, затем снова поднимайтесь. Такая забава очень понравится малышу, он будет смеяться от щекотки, двигаться, размахивать руками и ногами. Когда вы поняли, что ему наскучило это занятие, переверните его на живот, и проделайте то же самое по спине, ногам и попке малыша. Не стоит всегда прикасаться к ребенку рукой. Используйте различные вещи, например, перышко, мягкую щеточку, мягкую игрушку и т.д.

Учим 6-месячного ребенка говорить

Игрушечный телефон

Данная игра подходит для ребенка от 6 до 8 месяцев. Нам необходимо достать игрушечный телефон, и имитировать разговор. Посадите ребенка рядом, и начинайте говорить простенькие слова в трубку, например, «мама», «папа», «баба», «деда» и т.д. Каждый раз, необходимо менять интонацию произношения на вопросительный и восклицательный. Так ребенку будет намного интереснее. Затем, дайте телефон ребенку, и попросите его повторить проделанное.

Учим первым словам

Наверно многие не раз слышали про эту забавную игру, или видели по телевизору. Необходимо положить ребенка на спину, взять его за руки, и говорить какое-нибудь просто слово, например, «мама» или «папа». При произношении какого-либо слова, разводите руки малыша в стороны. Ему это будет казаться забавным, и он с интересом будет смотреть на вас. Со временем, он начнет повторять за вами, и научится своим первым словам.

Игрушка-коврик с сенсорным экраном

Существуют специальные сенсорные коврики, которые предназначены для развития общих навыков. Такой коврик имеет большой размер, обычно 110 на 80 см. На его поверхности, изображены различные рисунки, а также имеются небольшие пуговички и липучки. На них можно зафиксировать еще детали, которые поставляются вместе с ковром. Это могут быть веселые животные, деревья, облака, солнышко, тучи, автомобили и т.д. Малыш должен по своему усмотрению, расположить эти предметы на коврик. Это очень хорошо развивает его фантазию, логику и пространственное мышление. Также, с помощью такого сенсорного коврика, ребенок лучше знакомится с миром, открывая для себя совершенно новые вещи.

На сегодняшний день, на рынке детских игрушек, можно найти очень большое разнообразие таких ковриков. Поэтому, для того, чтобы ребенку не надоело это занятие, можете купить ему 2 или 3 различных ковриков.

Для того, чтобы добиться успешных результатов, недостаточно просто уделять много времени для игр с 6-месячным малышом. Важно уметь делать это правильно. Советы специалистов, которые приведены ниже, помогут вам добиться желаемого результата:

  • Все предметы, находящиеся в пределах досягаемости малыша и используемые при проведении игр, не должны быть содержать мелких деталей;
  • Игрушки, используемые для занятий малышом, должны регулярно подвергаться тщательному мытью. С большой осторожностью следует относиться к мягким игрушкам, ведь их очень сложно содержать в чистоте, а в ворсе могут скапливаться миллионы бактерий;
  • Шестимесячного ребенка можно на некоторое время пустить ползать по полу: в этом возрасте он или уже освоил этот навык, или вот-вот научится. При этом необходимо застелить пол чистой тканью (старый пыльный ковер для занятий не подойдет), а также обезопасить малыша от острых углов и предметов домашнего обихода, представляющих для него опасность;
  • Можно пригласить в гости родителей с малышом приблизительно такого же возраста. Знакомство ребенка с другими детьми будет весьма полезным и познавательным для него;
  • Если вашему малышу не больше 6 месяцев, вы должны уделять время на игры 5-15 минут ежедневно. А если ребенку больше 6 месяцев, то время игр увеличивается вдвое;
  • Не забывайте усложнять задачи. Не стоит повторять всегда одно и то же. Ребенок должен развиваться. Если он научился делать определенную вещь на 100%, усложните эту задачу;
  • Во время игр, забудьте на некоторое время о других серьезных вещах. Побудьте ребенком. В противном случае, все игры будут казаться для вас очень глупыми и простыми;
  • Занятия нужно проводить только тогда, когда ребенок сыт и выспался. Если же он болеет или чувствует себя не важно, то лучше дайте ему отдохнуть;
  • Ни в коем случае не ругайте малыша за его ошибки. Напротив, вы должны хвалить его даже тогда, когда у него все равно не получилось. В таком возрасте, дети обращают особое внимание на лицо человека и на его мимику. Поэтому, всегда улыбайтесь. Дайте ему понять, что все хорошо, что у него обязательно получится. А если у него получилось, обязательно похвалите его каким-нибудь ласковым словом. Благодаря этому, он будет чувствовать себя уверенней, и добьется дальнейших успехов;
  • Во время игр, необходимо находиться рядом с ребенком. Ему будет не комфортно, если вы будете постоянно отвлекаться на другие вещи;
  • Идеальное время для игр, требующих физической активности – утро, а для спокойных игр – вечер;
  • Выбирайте правильное место для игр. Следует отнестись к этому очень серьезно. Не стоит играть там, где опасные для ребенка предметы, лежат в открытом доступе. Идеальное место для игр – детская комната или спальня. Также, не забывайте проветривать комнату. Играть в душной комнате будет не комфортно.

Если вы будете ежедневно пользоваться всеми играми, которые мы перечислили, то результат не заставит долго ждать. Уже через несколько недель или месяцев, вы почувствуете, что:

  • Кроха имеет полный контроль над своими руками. Он может самостоятельно достать маленький предмет из коробки, будь то шарик или другая игрушка, и также самостоятельно положить их в любое место;
  • Малыш умеет правильно использовать свое зрение, слух и речь. Он умеет фокусироваться на определенных предметах, движениях. Также он научился произносить простые слова с выражением;
  • 6-месячный ребенок уже может ползать, и теперь пытается встать на ноги. Это определенно плюс;

Также не забывайте фотографировать или снимать на видео интересные моменты, связанные с поведением малыша. Наверняка повзрослевший ребенок с удовольствием и изумлением посмотрит видео- и фотоархивы своего раннего детства.

А подводя итоги, хочется отметить самое главное – все получится. Даже если сначала, ребенок часто допускает ошибки и не понимает, как устроена даже самая простая вещь – не стоит сдаваться, и тем более ругать его за это. Поверьте, так вы сделаете только хуже. Вы должны хвалить его за любое достижение. Так, он будет чувствовать вашу любовь и одобрение, и будет стараться становиться лучше. Не стоит говорить, что он обязан научиться этому сегодня, или на этой неделе, так как ребенок подруги уже это умеет. Дети развиваются по-разному, у всех организм индивидуален. Кто-то начинает ходить и разговаривать очень рано, кто-то с опозданием. Главное – относиться к этому спокойно, и помогать ребенку преодолевать все трудности. И запомните – все получится!

Развивающие игры для детей 6 месяцев

Чтобы понимать, как развивать ребенка в 6 месяцев, важно знать, насколько изменилось его восприятие мира к этому возрасту, какие навыки он освоил. Различия в приобретении навыков и знаний у детей сильно разнится, это связано соответствии сроков гестации (внутриутробного развития) нормальному времени вынашивания и генетическими особенностями.

Что должен уметь и знать малыш в полгода

Несмотря на различия между детьми, есть общие сведения о нормальном развитии. Сравнение существующих показателей с усредненными помогает понимать – соответствует ли «палитра» навыков и способностей стандартным. Если по трем-пяти показателям кроха отстает от сверстников, это повод задуматься о консультации с наблюдающим врачом.

Таблица 1. Среднестатистические данные о навыках и возможностях полугодовалого младенца.

Тип показателя Характеристика Применение
Физическое развитие в размерах * Мальчики Девочки Благодаря возросшему весу младенец набирает мышечную массу, ему легче двигаться.

Важно: если показатели приближены к верхней границе, избыток веса затрудняет движения. При сниженной массе малыш слаб, чаще болеет.

Рост, см 63…69 (67,3…71,9) 62,5…68 (61,2…70,3)
Вес, кг 6,6…9,0 (6,4…9,8) 6,3…8,3 (5,7…9,3)
Окружность головы, см 42,0…45,5 (40,9…45,8) 41,5…44,2 (39,6…44,8)
Окружность груди, см 41,4…47,6 41,6…45,8
Физические навыки Младенец переворачивается со спины на живот или бока и обратно, хорошо держит голову. Пытается садиться или сидит сам, может вставать с опорой. Ползает, вперед или назад, не поднимая живота. Благодаря подвижности и способности садиться и вставать с поддержкой можно начинать развивающие занятия для детей 6 месяцев, пассивную и активную гимнастику, игры
Пищевые привычки Помимо грудного молока и/или искусственного питания младенец начинает интересоваться пищей взрослых. Необходимости в добавочном питании еще нет, прикорм считается «педагогическим» «Педагогический» прикорм – важный этап учебы маленького человека. Удобно использовать игровые формы кормления, столовые приборы и посуду в виде игрушек
Сон Удлиняется время ночного беспрерывного сна, появляются два-три периода отдыха днем (30…120 минут) При засыпании или пробуждении младенец уделяет внимание мобилю или погремушкам, мягким игрушкам в кроватке
Тактильные навыки Различает текстуру и температуру объектов, отдает предпочтение более приятным на ощупь вещам Полезно использовать развивающие игрушки для детей 6 месяцев с разными фактурами – дерево, пластик, текстиль
Речь Детка сознательно повторяет звуки, услышанный от взрослых – агукает, лепечет, имитирует чихание и кашель. Реагирует на вопрос о нахождении предмета или человека Активное речевое общение ускоряет развитие разговорных возможностей малыша, делает его «словарь» разнообразнее
Общение, отношение к окружающим Младенец различает знакомых и незнакомых людей, тянется к знакомым и настороженно реагирует на чужих, может пугаться. То же касается непривычной обстановки. Проявляются эмоции – улыбка в ответ на ласковый тон, демонстрацию игрушки или еды, испуг или напряжение при резком окрике или повышенном тоне. Плачем требует заинтересовавший предмет Для увеличения числа знакомых предметов и людей, обстановки следует расширять «круг общения», посещать с деткой людные места, организовывать общение со сверстниками. Оставлять сына или дочку одного с незнакомыми, даже родными людьми, недопустимо!
Бытовые возможности При внимательном отношении к развитию может поворачивать ручку или ножку, поворачивать голову при одевании. Придерживает материнскую грудь или бутылочку при кормлении. Уверенно держит соску, кусочки твердой еды, снимает губами полужидкую еду с ложки. Открывает рот перед ложкой или поилкой (бутылочкой) В этот период начинается активная тренировка бытовых навыков – от еды до одевания. Важно заложить спокойной и позитивной отношение к процессам ухода и гигиены
Моторика Держит предмет, перекладывает ее из руки в руку, трясет, стучит ей по окружающими вещам и себе. Бросает погремушки, играет одновременно с двумя-тремя игрушками. Активно ощупывает предметы, пробует «на зуб» Улучшить крупную и мелкую моторику поможет развивающий коврик для детей от 6 месяцев и игрушки разных видов

*- данные отечественных педиатров и сведения ВОЗ, второй показатель приведен в скобках.

Зрительные и слуховые возможности

Отдельно стоит сказать об улучшении зрения и слуха крохи:

  • появляется различие контрастных цветов и оттенков, ощущение глубины и расстояния;
  • воспринимает близкие и далекие звуки, умеет их отличать. Четко слышит интонации, интересуется сменой характера звуков;
  • различает характер музыки – веселая, грустная, ее темп и высоту звучания. При правильной мотивации пытается повторить мелодию, узнает ее при повторе.

С этими особенностями связан один из вопросов – как развивать ребенка в 6 месяцев (мальчик и девочка) – с помощью музыки. Важно формировать у малыша правильное восприятие звучания. Для этого подходят классические произведения, адаптированные или подобранные для детей до года. Это стимулирует развитие слуха, при использовании песен – и речи.

Одновременно развивать зрение и слух помогут развивающие мультики для детей 6 месяцев. Видеоряд в таких мультфильмах упрощен и рассчитан на восприятие младенцев, то же касается музыки. Рекомендуем видео серии Baby Einstain (Бэби Эйнштейн), выпускаемые для детей возрастом от 6 месяцев до 5 лет. Удачно, если удается предложить малышу игрушку, виденную им в развивающем видео.

Неадаптированные сюжеты (передачи и фильмы для взрослых, мультфильмы для детей 3 и более лет) не дают требуемого познавательного эффекта. Полугодовалый младенец не понимает, что происходит на экране, но реагирует эмоционально. При выраженной реакции взрослых эмоциональность восприятия усиливается. Пример: мама во время кормления смотрит боевик, вздрагивая при резких звуках (выстрелах, криках). Малыш будет нервно реагировать на подобные звуки в реальности.

Если малыш смотрит не адаптированное видео, важно объяснять происходящее на экране, не предлагать агрессивные или изобилующие громкими, пугающими звуки сюжеты. Просмотр любого видео родителями (особенно матерью) во время кормления или ухода за крохой, нежелателен – внимание взрослых в это время должно быть сосредоточено на младенце.

Важно: просмотр мультфильмов, даже при явном интересе младенца, допустим не более 30…60 минут в сутки!

Игрушки для полугодовалых

С учетом тактильных, зрительных и слуховых возможностей малыша ему предлагают вещи, отвечающие следующим требованиям:

  1. безопасность для маленького пользователя (отсутствие острых углов и кромок, легко отрывающихся/отламывающихся фрагментов, токсичных красителей и прочего);
  2. привлекательность – яркие цвета (лучше контрастные, светлые), приятная на ощупь поверхность, интересный звук;
  3. размеры, подходящие габаритам малыша;
  4. возможность очистки (стирки, мытья) поверхности.

Этим характеристикам соответствуют:

  • разнообразные погремушки;
  • небольшие мягкие кубики и мячики;
  • плавающие игрушки для ванной;
  • подушки и «зверушки» без аллергенных наполнителей;
  • сортеры, промышленного производства и самодельные;
  • текстильные книги и картинки;
  • составные многофункциональные игрушки, в том числе развивающий куб для детей от 6 месяцев.

Для спокойного засыпания подходят специальные музыкальные и светящиеся мобили с подвешенными небольшими фигурками или погремушками. В качестве игрушек могут также выступать бытовые предметы: от коробок до столовых приборов (кроме ножей и острых вилок).

Развивающие игры для детей 5-6-7 месяцев

Занятия с дочкой или сыном проводятся только в игровой форме и условно делятся на развивающие:

  • моторику – используются крупные и мелкие игрушки, их перекладывание, катание, бросание, ощупывание;
  • координацию – предметы разного размера и фактуры поднимаются и бросаются, складываются, малыш ползет к определенной вещи, перебирается через препятствия, проползает через «туннель»;
  • психоэмоциональную составляющую – выбор одного из нескольких предметов, изучение отражения в зеркале, поиск «спрятанного», рассказы взрослых о разных вещах и явлениях.

Любые игры с малышом в той или иной мере включают в себя элементы развития моторики, координации, сенсорного восприятия и эмоций. Не обязательно разделять грани обучения, важнее внимательно следить за реакциями маленького человека.

Особенно эффективны комплексные занятия. Пример: произнесение стихов или потешек (песенок) с сопровождением движениями и использованием подручных предметов. В ходе такого общения детка быстро выучивает названия частей тела, признаков предметов «на слух» и может показать на себе или вещи.

Важно: при общении с младенцем используются одни и те же слова для обозначения предметов или действий, нежелательно «сюсюкать» — изменять слова для «лучшего» понимания их малышом. Звуки проговариваются четко, предложения составляются простые, словарный запас ограничен.

Заключение

Правильное развитие ребенка требует со стороны родителей внимания и старания. Чем больше времени уделяется младенцу, тем быстрее он научится говорить и двигаться, тем более активным и любознательным станет. Жалеть время на развивающие игры с малышом, совмещать занятия с ним и отвлекающие процессы (просмотр фильмов, компьютерные игры, сосредоточенное чтение, работа) нельзя.

Развитие шестимесячного младенца – переходный этап от элементарной заботы о новорожденном к регулярным занятиям с подрастающим ребенком.

Позади полгода жизни малыша, а значит, пройден важнейший этап развития. 6 месяцев - это некий рубеж, после которого ребенка можно считать полноценным членом семьи со своим характером, желаниями и интересами. Дети в этом возрасте очень разные. Одни могут по полчаса играть в одиночестве, разглядывая затейливую игрушку. Другие - настоящие непоседы, и усидеть на месте для них - задача непосильная. Некоторые дети к этому возрасту уже уверенно сидят и стоят на четвереньках. Другие любят переворачиваться со спины на живот и обратно и ползать по-пластунски. Но игры со взрослыми необходимы для тех и других, так как являются залогом физического и психического здоровья.

Что необходимо ребенку в 6 месяцев

Игры должны стимулировать развитие и закрепление навыков, а также удовлетворять познавательный интерес крохи. Малыш в это время активно тянет в рот все предметы, которые попадают ему в руки, тянется к новым вещам, все трогает и щупает. В этом сказывается его подсознательное стремление получить осязательные впечатления, которые способствуют росту и развитию мозга . Поэтому занятия с малышом в 6 месяцев должны включать в себя знакомство с предметами разных фактур, форм, объемов и тяжести.

Важно также развивать моторику рук и пальцев. Заметьте, что дети обожают мелкие игрушки и маленькие детали, а особенно примечателен их интерес к проводам, пультам и телефонам. На подсознательном уровне они выбирают развлечения, которые стимулируют развитие мелкой моторики.

Этот прекрасный возраст - период двигательной активности, и без подвижных игр не обойтись. Также занятия должны способствовать закреплению речевых навыков, так как в это время дети старательно лепечут, подражая взрослым, и пытаются контактировать с миром не только с помощью улыбки или плача, но и произносимыми звуками и слогами.

Игры для физического развития

Все занятия стоит проводить только тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, не нуждается в отдыхе, не голоден, но и, конечно, не сразу после еды. Стоит выбрать определенное время для физических игр и соблюдать режим, если это возможно.

Выбирайте для упражнений веселую ритмичную музыку или сопровождайте их стишками и потешками .

Немногие дети к шестимесячному возрасту умеют хорошо ползать, поэтому задача родителей - помочь освоить им этот полезный навык.

Самый простой способ мотивировать ребенка к ползанию - положить перед ним интересную ему, а лучше новую игрушку или другой предмет, которым он заинтересовался . Кладите вещь не очень далеко, чтобы расстояние до нее не пугало малыша. Когда он будет приближаться к ней, незаметно отодвигайте вещь на маленькое расстояние.

Можно выложить цепочку из игрушек, чтобы достигая одной, кроха полз к другой. Но в этом случае есть вероятность, что другая игрушка не окажется такой желанной, и он позабудет о ней, как только возьмет в руки первую.

Другая игра для тренировки навыка ползания заключается в следующем. Спрячьте звучащую игрушку под пеленку или платок, а затем погремите ею, провоцируя малыша подползти поближе. Продолжайте греметь погремушкой, пока кроха не найдет ее сам. Для этого занятия можно использовать пищалки, колокольчики и другие предметы, издающие звуки.

Занятия с фитболом

К этому времени родителям стоит обзавестись фитболом. С его помощью вы сможете провести время со своим чадом не только увлекательно и весело, но и с пользой. В шестимесячном возрасте можно выполнять следующие упражнения с фитболом :

  1. Малыша положите животиком на фитбол, на пол перед ним положите игрушку. Наклоняйте фитбол вниз, придерживая ребенка за тело, и приближайте его к игрушке, которую он попытается схватить. Если у него это получается - обязательно хвалите свое чадо, радуйтесь вместе с ним его успехам.
  2. Посадите младенца на фитбол, придерживая его за руки. Медленно и несильно раскачивайте его вверх-вниз, а затем взад-вперед. Игра должна вызывать только положительные эмоции.
  3. Поставьте малыша на фитбол, держа подмышками. Сделайте несколько пружинистых движений.

Развитие координации

Учите ребенка хлопать в ладоши - в этом помогут потешки и стишки, в которых хлопку в ладоши соответствуют определенные слова. Например, после сказки о птицах произнесите фразу «Полетели-полетели», поднимите ручки крохи над его головой и хлопните в ладоши. Главное, не меняйте схему, дождитесь, пока ребенок запомнит ее. Это легко понять по опережающей реакции: малыш начинает смеяться заранее, ожидая следующего веселого шага.

Поможет развитию координации следующее упражнение . Родитель ложится на пол на спину, а младенца располагает на своих ступнях лицом к себе. Держа его за руки, приподнимайте свои ноги и двигайте ими в различных направлениях. Такие качели не только приведут в восторг кроху, но и станут хорошей зарядкой для самого родителя. К тому же это развлечение учит малютку доверять взрослому и развивает не только координацию, но и вестибулярный аппарат.

Игры для психоэмоционального развития

Шестимесячный возраст - самое время постигать причинно-следственные связи . Полезна в этом смысле игра в прятки. Прятать можно игрушку или прятаться самому, а потом выглядывать, например, из-за платка, со словами «Ку-ку!». Только не совершайте резких движений, чтобы не напугать свое чадо.

В этом возрасте можно сажать кроху себе на плечи, придерживая его за ноги. Он увидит окружающее с нового ракурса и будет учиться контролировать свои движения.

Обогащать знание о мире стоит изучением новых запахов, звуков и ощущений.

Различаем звуки, запахи, ощущения

Учите малыша различать звуки. Наполните пластмассовые бутылочки водой в разных количествах, закройте их плотно крышкой. Ложкой ударяйте по ним, чтобы разница в звуках, издаваемых бутылками, была заметна ребенку. С этой же целью можно использовать ксилофон. Также весело гремят жестяные банки, наполненные крупами, вермишелью или другими мелкими деталями. Встряхивайте банкой, чтобы познакомить свое чадо с новым звуком, а потом предложите ему повторить ваши действия, дав банку в руки.

Изучайте запахи вместе. Для этого можно скатать несколько шариков из ваты и промокнуть их различными ароматами. Давайте нюхать цветы или различные продукты: мандарин, лук, гвоздику, шоколад, зелень.

Обогащайте тактильное знание о мире . Для этого нужно чаще давать младенцу в руки предметы с разными поверхностями: твердые, мягкие, шероховатые, гладкие, теплые и холодные. Используйте разнообразные ткани: шелк, бархат, вельвет, шерсть, текстиль с мягким ворсом, жесткие мочалки.

Выбирайте игрушки, которые способны менять форму, звенеть, греметь и обладают необычными свойствами.

Другие предметы, с которыми малыш может интересно и разнообразно провести время :

  • воздушный шарик, который к тому же можно наполнить водой;
  • старый пульт или кнопочный телефон:
  • мешочки с крупой или мелкими камушками;
  • веревочки с узелками;
  • простой полиэтиленовый пакет;
  • пластмассовая посуда, крышки от банок и прочая кухонная утварь.

Конечно, все эти предметы из домашнего обихода не должны представлять опасности для малыша, но все равно не стоит оставлять свое чадо с ними наедине!

Игры в ванной

Отдельной забавой могут стать игры в ванной. Если малыш еще не умеет сидеть, можно приобрести специальный стульчик для купания - нагрузка на позвоночник в нем будет допустимая, так как в воде вес ощущается меньше.

Во время купания можно предложить малютке поймать струю из-под крана. Если ванна находится далеко от крана, выжмите струю воды из губки перед ладошкой ребенка.

Используйте резиновые игрушки и специальные книжки для купания. Покажите ребенку, как они выныривают из-под воды, провоцируя его ловить их и бить ими по поверхности воды.

Игра с мыльными пузырями может стать одной из самых любимых для вашего чада . Покажите малышу все возможности пены, которая способна дать ему множество тактильных впечатлений.

Развитие речи и мышления

Для того чтобы стимулировать речь ребенка, стоит в первую очередь повторять за ним его лепет, меняя при этом интонацию и добавляя свои слоги и звуки.

Обязательно соотносите произносимые слова с физическими действиями. Например, жест «пока-пока» должен сопровождаться соответствующими словами. Сначала надо махать на прощание рукой вместе с ребенком, а потом лишь произносить слова «пока-пока», чтобы ребенок махал ручкой сам.

Больше пойте детских песенок и читайте стишки и потешки, опять же подключая жесты и движения . Пальчиковые игры, например, «Сорока-белобока» очень полезны не только для развития речевых навыков, но и для мелкой моторики.

Показывайте крохе, где у вас нос, рот, глаза. Эти же части лица показывайте на игрушках, а затем и на личике самого малыша.

В шестимесячном возрасте уже можно включать короткие аудиосказки . Обсуждайте услышанное, пусть кроха видит, как вы реагируете на чужой голос из динамика.

Как можно больше разговаривайте с ребенком на самые разные темы. Меняйте интонации, говорите с ним не только «детским языком», но и как со взрослым человеком. Раскройте перед младенцем разнообразный мир языка, представив его широкие возможности. Тем самым вы сделаете большой вклад в будущее развитие ребенка, ведь пассивный запас лексики формируется даже в таком раннем возрасте.

Развивающие занятия с ребенком 6 месяцев должны приносить не только пользу, но и удовольствие и вам, и малышу. Стоит соблюдать несколько простых правил, чтобы обеспечить максимально комфортное времяпровождение .

  1. Не играйте с уставшим или заболевшим малышом.
  2. Активные игры подходят для первой половины дня, а более спокойные можно оставить на вечер.
  3. Соблюдайте меру в развлечениях. Оптимальная продолжительность одной игры - 3−5 минут.
  4. Если вы устали или просто в плохом настроении, лучше отложить все занятия до лучших времен.
  5. Не забывайте подбадривать свое чадо и хвалить его за достижения.
  6. Следите за всеми реакциями своего ребенка и выбирайте те игры, которые доставляют ему наибольшее удовольствие.