Признаки того, что этот мужчина вас разрушает. Почему ева была создана именно из ребра адама Господь создал женщину из ребра мужчины

В книге Бытие сказано, что Бог сотворил женщину из ребра Адама: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2 :21–22). Обычно, этот отрывок вызывает массу вопросов. Например, как воспринимать «ребро»: буквально или аллегорически? И если аллегорически, что стоит за этим образом? Можно ли истолковать этот сюжет как библейское обоснование «второсортности» женского пола? С этими вопросами «Фома» обратился к старшему преподавателю кафедры библеистики МДА, протоиерею Андрею Рахновскому.

«Мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы»

В первую очередь нужно сказать, что «ребро», из которого была создана женщина, следует воспринимать как сложный образ, который для своего объяснения требует применения разных подходов. Можно предположить, что в первозданном человеке в равной степени присутствовало и мужское, и женское начало. Святитель Иннокентий Херсонский, например, пишет об этом: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это - тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену».

Именно эта со-равность, единосущность женщины и мужчины Библия и пытается до нас донести, используя образ ребра. Но отчего был использован именно этот образ? И как понять, верно ли мы толкуем этот таинственный сюжет? Чтобы ответить на эти вопросы, придется совершить краткий экскурс в специфику самого библейского текста и попытаться проникнуть в мышление людей далекой древности, реконструировать культурный контекст, внутри которого они жили.

Дело в том, что сложности прочтения Священного Писания во многом связаны с тем, что сегодня мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы. А эта - заметим, прекрасная - сфера приучает нас к тому, что все образы, характеры, события автор пытается раскрыть перед нами максимально широко и полно. И если замысел произведения подразумевает, что мы должны что-либо воспринимать иносказательно или домыслить, мы уже подготовлены к этому либо словами автора, либо жанром самого произведения, то есть мы заранее готовы к определенному подходу к восприятию текста. Никто же не станет истолковывать буквально текст басни.

С Библией же все не так однозначно. Здесь соседствуют исторические повествования, подразумевающие буквальное понимание, книги Притчей или Екклесиаста, написанные в поучительном жанре, и пророческие книги, в которых историческое изложение переплетается с мистическими фрагментами, толкуемыми только иносказательно.

Книга Бытие в части повествования о сотворении мира в этом смысле бьет все рекорды по сложности проведения границы между историческим и иносказательным пластами текста. Сотворение мира и человека - это, несомненно, историческое событие, и здесь мы имеем дело с реальностью, доступной восприятию. Но при этом тут присутствует и элемент таинственной, умопостигаемой реальности.

Во-первых, это событие - не только историческое, но и мистическое: Бог творит мир и человека с определенной высшей целью, которая не укладывается в рамки исключительно материального существования. Во-вторых, «таинственность» связана с самой расшифровкой образов. Она обусловлена тем, что пророк Моисей, который является автором книги Бытие, был вынужден и физическую реальность, и ее мистическую, невидимую сторону доносить до своей аудитории максимально понятным для его времени языком. Так же, например, впоследствии поступали святые отцы, излагая для языческой аудитории истины христианской веры в категориях знакомой ей греческой философии.

«Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»

Helmuts Rudzītis

Очень показательным в этом смысле является именно сюжет о сотворении Евы из ребра Адама. Сталкиваясь с ним, мы с полным основанием можем задаться вопросом, были ли в том культурном контексте, в котором существовал избранный израильский народ, символы и образы, способные послужить ключом к расшифровке этого рассказа.

Исследования и гипотезы ученых (например, ассиролога Жана-Венсана Шейля и шумеролога Самюэля Ноа Крамера) позволяют проследить такое влияние.

В шумерской поэме о Дильмуне (а шумерская цивилизация оказала мощное воздействие на культуру народов ближневосточного региона) есть сюжет о том, как богиня Нинхурсаг исцеляет умирающего бога Энки. В ходе врачевания Нинхурсаг для каждого из восьми больных органов Энки творит особую богиню, благодаря чему Энки постепенно исцеляется. Когда Энки на вопрос богини: «Что у тебя болит?» отвечает: «Мое ребро», она говорит: «Для тебя родила я богиню Нинти», что в переводе означает либо «госпожа ребра» либо «госпожа, дающая жизнь», так как шумерское слово «Ти» имеет оба этих значения. Заметим, что Ева, сотворенная из ребра Адама, тоже переводится с еврейского как «дающая жизнь» или, как сказано в Библии, «мать всех живущих».

И хотя в древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному, ученые предполагают, что в рассказе Моисея содержится отголосок древнего мифа об Энки и Нинхурсаг. Это не означает, что Моисей заимствовал шумерскую мифологию или был ее приверженцем - хотя бы потому, что шумерскую цивилизацию отделяют от времен создания книги Бытие около двух тысяч лет, да и само повествование Моисея наполнено идеями, абсолютно противоположными религиозному мировоззрению древних шумеров. Но сам характер такого рода «заимствования» говорит о том, что Моисей пользуется знакомой своим современникам языческой мифологической терминологией для выражения богооткровенных истин единобожия. И пусть нас не удивляет, что некий мифологический образ сквозь века дошел до времен Моисея, ведь мы встречаем целый комплекс подобных мотивов - взять хотя бы историческую память о Всемирном потопе, присутствующую как в шумерской мифологии, так и в Ветхом Завете.

Прибегая к образу ребра, Моисей пытается донести до израильского народа очень важную мысль: женщина происходит из существа мужчины и по природе является с ним одним целым.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» ясно дает понять, что рассказ о сотворении из ребра появляется по причине человеческой немощи и неспособности проникнуть в тонкие истины Откровения («Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»). И пристального внимания здесь заслуживает как раз акцент не на ребре, а на биологическом и душевном единстве Адама и Евы. Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.

Если использовать святоотеческий принцип толкования, а именно: объяснение Писания через само Писание, можно сказать, что толкованием образа ребра служат слова Адама о том, что жена «плоть от плоти моей и кость от костей моих», то есть «близкая, родная». В те времена это звучало отнюдь не банально, поскольку многие мифологические системы древности мыслили женщину как нечто, данное богами человеку извне, что позволяло в ряде случаев относиться к ней как к недочеловеку, как к очень полезному и красивому домашнему животному.

Библейский рассказ ставит отношения мужа и жены на совершенно иной уровень. Здесь женщина - помощник, равный мужу. Как впоследствии скажет апостол Павел: Ни муж без жены, ни жена без мужа (1 Кор 11 :11). Конечно, христианское благовестие подняло эти отношения на совершенно иную высоту, но и в Ветхом Завете, в отличие от мифологических систем Древнего Востока, мы видим образы женщин - не богинь, а земных исторических персонажей, - которые показывают равную с мужчинами смелость, отвагу и добродетель (Юдифь, Эсфирь, Руфь, Иаиль) и роль которых, вразрез с гендерно-культурными стереотипами Древнего Мира, находит свое признание в Священном Писании.

Как Бог создал женщину из ребра Адама

Загадка, над которой люди бьются последние несколько сотен лет. Особенно въедливые теологи и учёные даже всерьёз пересчитывали количество ребёр у человека, пытаясь найти место, где крепилось это самое ребро. Ничего, конечно, не нашли. Потому что утратили способность видеть, что хотели сказать предки. Ум сменился, изменилось и видение правды.

Я считаю, что ребро - это тоже метафора члена, и сейчас я вам это покажу. Прежде всего, ребро имеет такую же форму, как и член в возбуждённом состоянии. Запомним это.

Далее, зажмите нос пальцами и несколько раз произнесите слово ребро . Дело в том, что несколько сотен лет назад, примерно в XI–XII веках, наши предки говорили в нос, гнусавили. Если вы произнесёте слово ребро в нос, получится нечто вроде ребдо. Ребдо - рбд - бдр - бедро , а бедро, как мы с вами уже знаем, это член. Всё опять сходится.

Да, сходится, но пока не очень и не всё. Если ребро - это член, то как Бог создал женщину из члена Адама? Адам зачал её? От кого, ведь никого не было, кроме него? Вот это и есть самая главная загадка.

Мы знаем, что Бог создал женщину с помощью члена, но как? Здесь мне помогла жена, когда я рассказал ей, над чем сейчас думаю. А кому, как не женщине, знать, каким образом она произошла из ребра, то есть из члена? Жена посмотрела в себя и сказала, а я вам сейчас опишу то, что она передала мне.

Дело в том, что перед нами очередной коан, а коаны, как мы с вами уже знаем, решаются только из целостного ума, из разума, - из разделяющего ума их в принципе не решить никогда. Именно поэтому люди и не могли понять, как Бог создал женщину из ребра - члена/уда - Адама. Люди ведь в наше время живут в полоумном уме-эго, вот поэтому они не видят написанное предками.

Также этот коан теперь можно решить, потому что мы с вами знаем, что такое мужское и женское начала и как они взаимодействуют (см., например, мою книгу ). Ребро передаёт образ члена в напряжённом, возбуждённом состоянии, так? Член в возбуждённом состоянии - это полнота, так? Раз наш созданный Богом мир двойственный, раз член - это полнота, что создаёт полнота рядом с собой? ПУСТОТУ - ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО! Жена именно это и сказала: «Женщина существует, пока есть член; нет члена, нет и женщины».

Важно, чтобы вы сами научились видеть, как именно полнота создаёт пустоту и наоборот. Для этого требуется развивать внутреннее зрение, а в проявленном мире это можно сделать таким образом. Поставьте, скажем, на столе какой-нибудь пустой сосуд, желательно продолговатой формы, и наблюдайте. Через какое-то время либо рядом с ним, либо внутри его появится что-то длинное, фаллическое, то есть напоминающее, по сути, член.

Поставьте или положите что-нибудь напоминающее член, скажем, на стол. Через некоторое время рядом с этим предметом появится ниоткуда какой-нибудь пустой сосуд. Можно сказать, что, мол, все эти предметы появляются рядом друг с другом случайно, дескать, сосед пришёл и положил здесь этот предмет - так действует ум-объяснялка, который пользуется ньютоновской теорией случайностей. Но если вы склонны смотреть в суть вещей, то увидите, как они создают друг друга, сначала в нави, а потом и в яви.

Бог создал женщину из ребра Адама. Заметьте: не Адам создал, а Бог. Что это означает, что хотели сказать нам предки (вспомните, что Бог - это целая двойственность)? Это означает, что полнота и пустота - Бог - возникают и существуют благодаря друг другу, взаимодействуют и переходят друг в друга, творя и разрушая вселенные.

Единый Разум (Ум) содержит в себе действующий ум, который, в свою очередь, состоит из двух противоположностей: мужского и женского начал, полноты и пустоты. Их взаимодействие и создаёт явленный тройственный мир вместе с временем - явь.

Вот и вся загадка истории создания Богом женщины из ребра Адама. Вот так наши предки видели строение мира, целостного и двойственного одновременно.

Напоследок хочу обратить ваше внимание, что это в действующем линейном уме сначала Бог создаёт одно, а потом из него другое. В нелинейном уме все вещи возникают и существуют одновременно. Желательно, чтобы вы, читатель, научились смотреть на мир в том числе из нелинейного ума. Это поможет вам признать многообразие мира и равенство вещей друг перед другом. А там, где равенство, там же свобода и братство.

В разум. Слова «Бог создал женщину из ребра Адама» означают: «Высший Закон создаёт пустоту из полноты».

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Кто создал кроманьонцев? Однако то были цветочки, хотя я нутром чувствовал, что вернуться к Лемурии и Арктогее мне еще придется. Самое печальное (а может, и нет), что мое нутро меня практически никогда не обманывает. Дело в том, что, как показали новейшие исследования,

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

“Я СОЗДАЛ СПОСОБЫ” Ум - очень серьезен, а медитация - совершенно несерьезна.Когда я это говорю, вы можете возмутиться, так как люди продолжают говорить о медитации очень серьезно. Но медитация - несерьезна. Она как игра - несерьезна. Искренна, но несерьезна. Она не

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

ГЛАВА ШЕСТАЯ. В НАЧАЛЕ ЧЕЛОВЕК СОЗДАЛ БОГА

Из книги Чудо исцеления шепотом автора Матушка Стефания

Присух на женщину Делается заговор на утренней заре: Встану я, раб Божий (имярек), утром рано, пойду в луга изумрудные, умоюсь там росою целебною, студеною, утрусь мхами шелковыми, поклонюсь солнцу красному, яркой зореньке и скажу я солнцу красному: «Как ты, солнышко,

Из книги Беседы на острове. Что делает нас счастливыми? автора Джоул Клаус Дж

Глава 11 Как я создал ту жизнь, которой живу Назову эту главу «Как я создал ту жизнь, которой живу». Посвящаю ее мальчику из России, чей отец написал мне письмо. Я мгновенно распознал в мальчике то, что есть и во мне. «А раз так, - подумал я, - пришло время сделать запись. Хоть и

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

Что делать, если женщину испортили как женщину Обычно такая женщина не хочет вступать в близкие отношения ни с одним мужчиной, так же как испорченный мужчина не может спать ни с одной женщиной. Причин такой порчи может быть много, и говорить о них подробно мы не будем.

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Кто создал алгоритмы процессов эволюции? Все процессы во Вселенной, как уже говорилось, подчинены неким закономерным гармоническим процессам. Изучались корреляционные взаимосвязи различных процессов. Нередко выяснялось нечто ошеломляющее (скажем, зависимость

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 22 автора Степанова Наталья Ивановна

Приворожить женщину Из письма: «Пишет Вам мужчина. Возможно, что мы редко Вас беспокоим, ведь принято считать, что женщина – слабый пол, а мы вроде как сильный пол. Мне 48 лет, я женат, у нас двое детей.Стал я замечать, что Лида, моя жена, ко мне охладела. Я к ней и так и эдак, а

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Приворожить женщину Из письма: «Пишет Вам мужчина. Возможно, что мы редко Вас беспокоим, ведь принято считать, что женщина – слабый пол, а мы вроде как сильный пол. Мне 48 лет, я женат, у нас двое детей.Стал я замечать, что Лида, моя жена, ко мне охладела. Я к ней и так и эдак, а

Из книги Ванга. Как управлять другими людьми автора Пономарева Наталья Владимировна

Влияние мужчины на женщину – Если уж среди женщин о мужчинах столько мифов ходит, то и среди мужчин о женщинах не меньше. В прежние времена роли в большей степени определены были – мужчина был добытчиком и защитником, женщина под его крылом жила, хранила тепло домашнего

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Как Бог из глины создал Человека Все знают, что Бог создал человека именно из глины. Глина - корень гл - кл - каль. Каль, калева (см. словарь В. Даля) - пылинка, малейшая частичка чего-то, грязь, гарь, задний проход, испражнения.В ничто содержится всё. То есть Бог, сотворив

Из книги Экстрасенсорика. Ответы на вопросы здесь автора Хидирян Нонна

«Кто тебя создал такую» Я была на свадьбе сына моей близкой подруги. Все как обычно, как бывает на свадьбах, и видим – идет мужчина а-ля «привет из 90-х». Подруга моей подруги такая: «О, братва пошла». Он был так одет и так выглядел, ну точно братва.Едим, выпиваем, – и рразз… –

Из книги Феномен сознания автора Солнцев Владимир Алексеевич

Кто создал ДНК и клетку? Ученые, исследующие эволюционное развитие живых организмов на планете, столкнулись с явлением, объяснить которое они не могут с точки зрения общепринятой теории эволюционного развития мира. Признано в качестве реально существующего факта, что за

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Константин Станиславский: создал свод актерских суеверий Знаменитый актер, режиссер и реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский (5 января 1863 - 7 августа 1938) искренне верил в актерские приметы и даже сформулировал основные из них, которые и по сей день

Из книги Мысли, укрепляющие позвоночник и весь опорно-двигательный аппарат автора Сытин Георгий Николаевич

7. Бог создал девичьи ноги здоровые Бог сказал мне: «Я создал тебя 3 дня назад Божественно здоровой, идеально здоровой юной красавицей, наполненной превеликой Божественной силой жизни».Бог сказал мне: «Я 3 дня назад создал твои ноги – юные, девичьи, Божественно здоровые,

Из книги Чудеса исцеления архангела Рафаила автора Вирче Дорин

Ребра Дорогой архангел Рафаил, спасибо тебе за восстановление баланса в моем теле и целостность моих ребер. Я чувствую себя здоровым как физически, так и духовно и благодарю тебя за помощь, поскольку дышу свободно и без

December 29th, 2015

Христиане возмущены работами специалиста по анализу библейских текстов, профессора Американского еврейского университета в Бел-Эр Зайони Зевита, выдвинувшего новую версию происхождения Евы.

После изучения библейских текстов ученый пришел к выводу, что Бог создал женщину не из ребра Адама, как указано в священной книге, а из приаповой кости. Эта самая «кость» была изъята из пениса Адама, считает ученый.

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Библия. Ветхий Завет. Бытие 2:21−22.

«Решив дать Адаму подругу, чтобы ему не было одиноко, Бог вверг его в глубокий сон, вынул одно ребро из его груди, сделал из него женщину и закрыл рану. Когда Адам проснулся, то сказал: „Она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]… и будут [два] одна плоть“. Имя, которое он дал ей, было Ева, то есть „Мать Всех Живущих“».

Зевит полагает, что «ребро», из которого была создана Ева, на самом деле - неточный перевод термина «бакулюм». Бакулюм (лат. baculum - палка, посох), она же приапова (os priapi) или желобовая кость (os penis) современной науке хорошо известна. Эта часть тела находится в соединительной ткани половых органов многих млекопитающих, включая человекоподобных, за исключением человека.

Вопросом ее отсутствия или исчезновения у человека занимаются ученые. Зевит же отмечает, что она пропала у людей именно после того, как Адам отдал ее Еве. Ученый вместе с коллегами, среди которых основатель Библейского археологического общества США Гершель Шенкс, считает это логичным объяснением того, поэтому эта кость и сейчас отсутствует у человека, в то время как все ребра сохранились.

«У большинства самцов млекопитающих есть бакулюм - кость для жесткости пениса. Люди являются редким исключением и используют гидравлику вместо кости. Бытие 2:21−23 может обращаться к тому, что Адам и был лишен этой кости. Бакулюм, в отличие от ребра, ассоциируется с размножением. Закрытие плоти, упомянутое в Бытии 2:21, может обращаться ко шву на половом члене и мошонке. Библейский иврит не обладает словом для обозначения пениса, поэтому и пришлось использовать другое слово», - поясняет ученый.

Книга ученого «Что на самом деле произошло в Эдемском саду» предсказуемо возмутила религиозных читателей, которые посчитали автора «ненаучным, антибиблейским богохульником». Церковные деятели назвали теорию теорию полностью неубедительной, смешной и диковинной.
Зевит ответил читателям, что древнеиудейское слово tsela, которое обычно переводится как ребро, обозначает на самом деле крайнюю плоть полового члена. Защищая свою теорию, он пишет, что выводы о происхождении Евы основаны на анализе текстов на библейском иврите - первом языке евреев, распространенном в Древнем Израиле.

В свою очередь ученые, специализирующиеся на языках древнего Шумера, также полагают, что история с «женщиной из ребра» - ошибка переводчиков.

Существует шумерская история о боге Энки, боге воды и мудрости, одном из центральных и самых популярных божеств шумерского пантеона, и о райской стране Дильмун (совр. Бахрейн). Дильмун географически расположен к востоку от Шумера, а в Библии Эдем находится «на востоке». Согласно мифу, Дильмун - чистое и яркое место, где нет болезней и смерти - страна жизни, страна бессмертия.

Тем не менее Дильмун испытывает недостаток источников воды. Бог воды Энки создает реку, которая превращает Дильмун в божественный сад с изобилием фруктовых деревьев, цветов и зеленых лугов. Затем шумерская великая богиня-мать Нинхурсаг создает в этом божественном саду восемь разных плодовых деревьев.

Когда Энки съедает плоды с этих деревьев, которые приносит ему слуга Исмуд (бог с двумя лицами), Нинхурсаг приходит в ярость и насылает на Энки смертельное заклятие. Болезнь поражает восемь органов, частей тела Энки, по числу съеденных плодов. Его состояние стремительно ухудшается, остальные боги не могут помочь с выздоровлением. Однако в конце концов лиса убеждает Нинхурсаг вернуться. Та берет Энки на колени и спрашивает, что у него болит. Затем она создает восемь богинь-целительниц, по числу больных органов, и вскоре Энки выздоравливает.

Ученые-языковеды отмечают, что одна из частей тела Энки, пораженных болезнью - ребра, а шумерское слово для обозначения ребра - «ти». Богиню, созданную для исцеления ребер Энки, зовут «Нин-ти», что означает «женщина для ребра». В то же время шумерское слово «ти» также переводится как «жизнь» или «давать жизнь», таким образом «Нин-ти» также означает «женщина, дающая жизнь». Эта тонкость, судя по всему, ускользнула от авторов Библии, считают эксперты, поскольку Ева на иврите (Chavvah) напоминает, опять же на иврите, слово chay («жизнь»), но слово «ребро» (tsela) на иврите звучит совсем по-другому.

«В итоге вместо „женщины для ребра (целительницы ребра), дающей жизнь“ получилась „женщина из ребра, которой даровали жизнь“», - заявляет немецкий профессор Рагнар Боршеим.

Спрашивает Елена
Отвечает Василий Юнак, 20.07.2011


Елена пишет:

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ
Приветствую Вас, Сестра Елена!

Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:

"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть " ().

Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, осознание Адамом своего одиночества, сон Адама и сотворение Евы. Если это действительно можно вместить в один буквальный день, а я верю, что это было именно так (по этой ссылке я в юмористической форме это подтверждаю) , то повествование первой главы Бытия, где сказано, что в шестой день Бог сотворил человека состоящего из мужчины и женщины (), никак не противоречит этому повествованию о творении. Более того, в Новом Завете апостол Павел утверждает, что Адам и Ева не были сотворены одновременно: "Ибо прежде создан Адам, а потом Ева " ().

Относительно одиночества Адама - во-первых, оно длилось всего несколько часов, но это было необходимо для того, чтобы Адам оценил свою жену как должно, поняв, что без нее ему действительно будет не хорошо, как сказал Господь.

Что же касается мысли о том, что Ева - вторая жена Адама, то это отголосок одной из древних легенд или сказок, которые придуманы с тем, чтобы подорвать у людей веру в истинность Библии.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

В Ветхозаветном тексте происхождение Евы описывается как акт творения живого существа из части - ребра - уже существующего, Адама. Бог погрузил последнего в глубокий сон, затем вынул из его грудной клетки одно из ребер и сотворил из этой кости для Адама спутницу (Бытие 2:21-24). Созданные из одного тела, мужчина и женщина являются двумя половинками единого целого.

Созданная из ребра и послушная

Этим положением утверждается не только единство партнеров в семейном союзе, но и подчиненное положение жены по отношению к мужу. Поскольку женщина не была сотворена по «образу и подобию Бога» из глины, что произошло с первым человеком, то она в какой-то мере является существом более низкого ранга. Жена должна подчиняться, почитать и бояться своего супруга (Послание Павла к Ефесянам , 5:33).

Почему Бог создал Еву именно из тела Адама, объясняет околоцерковная христианская и каббалистическая литература (Книга Зоар , Курманские свитки, Алфавит Бен —Сиры и пр.). До Евы была еще одна попытка подарить Адаму спутницу. Бог создал ее так же, как и мужчину, из глины. Но эта женщина - Лилит - возомнила себя равной мужу. Гордыня подтолкнула непокорное создание к бунту, за что оно и было наказано божественным проклятием.

Бог «сделал выводы» из сложившейся ситуации. Ева появилась уже из ребра будущего мужа, чтобы всегда помнить о своей подчиненной роли в супружеской паре. Но почему именно из ребра, а не из какой-либо другой части тела, об этом сама Библия умалчивает. Пытливый человеческий ум не мог обойти стороной эту тему. Со временем появилось множество толкований неразъясненного момента.

Не ребро, а приапова кость

Зайони Зевит , профессор Американского еврейского университета и известный исследователь Библии, предложил другую версию: праматерь была рождена совсем не из ребра, а из другой кости, приаповой . В биологии она называется «бакулюм ». Этот элемент есть у самцов многих млекопитающих (грызунов, летучих мышей, обезьян). Располагается бакулюм в пенисе, что способствует более длительной эрекции и увеличивает шансы на зачатие именно от этого самца.

Приапова кость у многих обезьян - ближайших к нам, с точки зрения биологи, существ - очень маленькая. К примеру, у шимпанзе она равна каким-то 6 мм. У мужчин же ее нет вообще. Британский антрополог Матильда Бриндл предположила, что у предков человека бакулюм мог существовать, но на каком-то этапе эволюции он исчез.

Причина такой «утраты» не ясна. Это и подтолкнуло людей, пытающихся объяснить эволюционный процесс с точки зрения Библии, утверждать, что Адам лишился приаповой кости в процессе создания Господом Евы. Никаких доказательств этому ни в Ветхом Завете, ни в трудах подвижников церкви нет.

Особенности перевода

Пролить свет на события времен создания мира помогает первоисточник современного Ветхого Завета, написанный древними евреями. В оригинале упоминается слово ἡ πλευρά (pleura ). На древнееврейском оно обозначало не только человеческое ребро, но и - в более широком смысле - сторону, часть тела, бок, а также край какого-то предмета, образования, местности. Древние стратеги называли «плеурой » фланг войска.

Вполне очевидно, что изначально в Писании указывалось, что Господь взял бок или половинку Адама и создал из нее Еву. Удивительно, сколько тысячелетий пережило метафорическое выражение «половинки друг друга», так и не утратив своего сакрального смысла!

А ведь в Септуагинте - переводе оригинала Ветхого завета с древнееврейского на древнегреческий - это значение было потеряно. Древним грекам было свойственно более приземленное понимание мира и любви. Для них единство душ заменяло неутолимое физическое влечение, желание обладать. Вероятно, переводчики просто не нашли в древнегреческом достойных аналогов слову «плеура » и подставили вместо этого «ребро», применив одно из его значений.

Так и родилась Ева из ребра Адама. В конце концов, не так уж и не правы были переводчики. Ребро - наиболее подходящая в теле человека кость. Если бы Создатель изъял у Адама челюсть, тазобедренный сустав, бедро или предплечье, он сделал бы первого мужчину убогим калекой, а это наверняка не совпадало с Божьим замыслом.