Когда и как поощрять ребенка за успехи? Материальное поощрение детей. Как поощрять ребенка: идеи, которые действительно работают Какие формы поощрения применяются дома для детей

Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка .

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах , то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание , одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо» , как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему . Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей . Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям . Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие : медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный» , «добрый» , «вежливый» , «трудолюбивый» , «внимательный» , «заботливый» , «честный» , «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую , значимую роль в воспитании детей . Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера : доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности . Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода , просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения . Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение . Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это» .

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения . Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например : «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку» .

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить , разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение , когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно , например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам : «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо» , обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей . Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные : сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки : малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2. Не следует поощрять детей из чувства жалости . Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5. Хваля детей , всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред ?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя» . Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки , прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Похвала и поощрение правильные составляющие любого вида деятельности. Именно за счет правильного поощрения для детей в детском саду ребята растут самостоятельными и воспитанными, гармонично и самосовершенствуются. Важно отмечать не только плохое поведение, но и замечать успехи и победы, какие бы маленькие они, с точки зрения взрослого человека, не были.

Зачем поощрять детей

Когда малыш только начинает свой путь к самостоятельности для него любая похвала взрослого прибавляет гораздо больше уверенности в правильности своих поступков. Он закрепляет у себя понимание, что в данный момент поступает правильно, что именно этого ждут от него взрослые. При этом кроха не просит помощи, а делает все самостоятельно. Любое доброе слово, которое будет употреблено к месту, прибавят сил и желания самосовершенствоваться любого из ребят.

Важность самого поощрения приобретает нравственный оттенок и накладывает свой неизгладимый отпечаток при формировании . Все мы стремимся привить самые лучше черты: заботливость, сострадание, доброту, желание и способность к обучению, чувство меры и справедливости, честности и аккуратности. Смысл поощрения для детей сводится к тому, чтобы отделить и зафиксировать в памяти такие положительные моменты, чтобы записать именно этот положительный опыт и сделать его эталоном поведения.

Основная особенность поощрения детей

Как правило, к особенностям поощрения детей в саду можно отнести один негативный момент. Если малыша хвалят за все подряд (особенно за сам процесс, но не результат), то в итоге кроха все время будет ждать похвалу и при ее отсутствии. Например, вы делаете поделку к празднику мам, один ребенок старается, доводя картинку до идеала. Второй делает быстро, да так, что в итоге вы только и можете сказать «тяп-ляп». Оба малыша при этом гордятся своими поделками. Но у каждого из них разное восприятие. Хотя ожидание похвалы со стороны воспитателя, после проведенного занятия, и мамы, после вручения поделки, они ждут одинакового. Но с одной стороны, вы видите, что малыша поощряют и хвалят только за хороший результат (с учетом его возрастных возможностей), а второго хвалят за все подряд. При этом первый скажет: «Я старался! Смотри, как красиво получилось!», а второй даже, если понимает, что поделка так себе, ответит: «Ну я же ее сделал сам!» Переделывать и совершенствовать он ее явно не собирается.

Поэтому, раздавая поощрения детям в саду или дома на занятиях , не забывайте о том, что можете просто его избаловать!

Способы поощрения детей в детском саду

Одно дело, когда вы проводите занятия дома и хвалите малыша за успехи. Другое, когда его замечают в коллективе и отмечают отдельными поощрениями . Как вы понимаете, для кого-то важно получить устное признание в слух, а кому-то нужно что-то материальное, например, штампик за хорошо выполненную работу или наклейку веселого смайлика за урок. Для каждого ребенка способ свой, но во время занятий в саду лучше придерживаться единого вида поощрения . Например, самый лучший рисунок будет показан всей группе, и его повесят на весь день на доску почета. Для малыша это весомый аргумент, чтобы довести не только процесс создания рисунка до конца, но и сделать это идеально!

Все способы поощрения детей в саду можно подразделить:

  • Похвала. Самый просто, с одной точки зрения, но самый действенный и распространенный способ. Каждый малыш хочет оказаться в центре внимания, даже порой мечтают, чтобы их похвалили перед всей группой.
  • Тактильные. Их чаще всего выбирают дети младших групп. Так как они более зависимы от простого поглаживания по голове или объятий. Для них тактильный контакт более желателен, так как помогает им преодолевать себя даже в самых сложных ситуациях.
  • Возможность получить что-то взамен сделанного. То есть, дети просятся пойти в саду на прогулку, а игрушки они разбросали по всему полу. Воспитатель может предложить им в качестве поощрения вариант в котором они убирают быстро все игрушки на места, а потом совместно идут гулять. Дети часто соглашаются на такой способ поощрения, потому что от действия, до получения ими результата они видят реальную возможность сделать все самостоятельно и быстро.
  • Разрешить в качестве поощрения сделать что-то не свойственное для него. Детям в саду можно предложить погулять чуть подольше или провести дополнительные занятия по рисованию или лепке. То есть, когда они выполнили условия воспитателя, то получили дополнительное время на свои удовольствия. Хотя обычно такого не предполагает расписание.
  • Оказать больше доверия. Например, в саду для этого выбирают в старших группах дежурного по столовой, которые ответственны за раскладывание ложек перед приемом пищи, и отслеживание, чтобы каждый ребенок все съел. Возможность побыть в качестве воспитателя для малыша большая честь и похвала.
  • Материальные стимулы. К ним нужно относиться с осторожностью, чтобы не перегнуть палку и не заставить ребенка ожидать от вас поощрения. В данном случае в саду это сделать сложно, хотя возможно. Кто съел обед – на полдник получает 2 порции фруктов или запеканки. Для кого-то это будет чем-то обыденным, но некоторым ребятам такой стимул по душе.

Идеи поощрения детей в детском саду

Так как чаще всего в садике поведение детей только формируется, и они привыкают к нормам и требованиям воспитателя, то его отличительной чертой может стать признание при всей группе и вечером при родителе, который забирает ребенка из садика, хорошего поведения или оказания помощи воспитателям. Для этого вы можете создать шкатулку с кладом. В нее положите все те вещицы (можете согласовать этот момент с родительским комитетом), которые так интересны ребятам. Это могут быть простые игрушки, наклейки, сладости, фонарики и штампики. Идея заключается в том, чтобы каждый ребенок старался и тянулся к поощрениям . Для каждого была возможность получить желанный сюрприз из шкатулки с кладом. Поэтому вы можете утвердить номинации, например, «самое прилежное поведение», «доброе сердце», «золотые руки», «трудолюбивый помощник недели» и так далее. В каждом коллективе вам возможно нужно будет дополнять эти номинации по своему.

Далее, когда ребенок за неделю набирает определенно количество отметок, он в конце недели получает приз из шкатулки, который вручается каждому ребенку перед всем коллективом! Обязательно нужно отметить данный факт и перед мамой – вручить открытку с указанием достижений за неделею или медаль уже при ней. Малыш будет гордиться своими успехами, стараться расти и .

Итоги

Как вы уже поняли, поощрение не такой уж и простой вариант отметить у вашего ребенка склонность к чему-то одному. Это возможность, в которой таиться много непредвиденного и коварного. Неправильное поощрение может привести к ребенка . Правильная и вовремя сделанная похвала может поддержать малыша в нужный момент. Здесь как в цирке, главное научиться держать равновесие, а когда будете жонглировать – не забывайте ловить нужный момент! Успехов вам в этом нелегком и противоречивом искусстве воспитания!

Фото: свободные источники Интернет

Воспитание ребенка – процесс длительный и весьма сложный. Мало кто из нас может похвастаться тем, что он отлично воспитал своего ребенка. Педагоги считают, что воспитания ребенка – процесс сложный, а система поощрения занимает в нем далеко не последнее место. Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно поощрять ребенка.

Воспитание ребенка – процесс длительный и весьма сложный. Мало кто из нас может похвастаться тем, что он отлично воспитал своего ребенка. Педагоги считают, что воспитания ребенка – процесс сложный, а система поощрения занимает в нем далеко не последнее место. Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Поощрение - одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями.

Во-первых, не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение ребенка. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый» -пытается опровергнуть похвалу своим поведением.
Поэтому похвала всегда должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Во-вторых, не хвалите ребенка за естественные вещи. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

В-третьих, не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Если ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то полностью поменяет характер поведения - из «творчества» превратится в «зарабатывание денег».

Какие возможны формы поощрения детей:

Поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове-и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением.

Выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может носить личный характер: «Спасибо, Саша, ты сегодня хорошо мне помог» - или общественный, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

И главное, не забывайте о том, что для ребенка по-настоящему важно. Ведь, кроме словесного поощрения, существует добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение - словом, все то, на чем строится настоящий язык любви и доверия…


Последние новости

Самое популярное

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей — каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение — сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету».

Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
  • дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. «Компенсация» . Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы аванса:
а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь) . Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет — не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Составила: психолог ГДППНД (г.Минск) Кудрявцева О.А.

www.vashpsixolog.ru

Общие правила поощрения и наказания детей

Наказание, как и поощрение, всегда считалось единственным способом управления детьми и людьми вообще. Воспитание детей невозможно без наказаний и поощрений. В русской культуре прочно укрепились предрассудки «бьет – значит любит», «не пожалей розги», «доброе слово и кошке приятно».

И наказание, и поощрение преследуют целью выработку условного рефлекса: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

Справедливое и несправедливое наказание детей

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что» и дам рекомендации родителям, как поступать в таких случаях.

Дети не понимают, за что получают наказание, поскольку не понимают, чего от них хотят. Ребенок высыпает на пол из пепельницы окурки и играет с ними. Мать наказывает его и говорит, что нельзя прикасаться к пепельницам. У ребенка пепельница ассоциируется с конкретной вазой зеленого цвета. И он больше к ней не прикасается. Но на следующий день мать застает его за тем же занятием уже с другой, синей пепельницей. Ребенок получает наказание, смысл которого ему непонятен. Ведь он выполнил просьбу матери и больше не трогал зеленую пепельницу. Цель этого примера – показать, насколько расходятся слова родителей, цели, которые они преследуют при воспитании и того, что ребенок понимает. Он выполнил то, что просила мать – не играть с зеленой пепельницей, однако не понял сути просьбы матери. Такая ситуация больше характерна для маленьких детей, у которых еще не развито абстрактное мышление и обобщение.

Родителям следует конкретно объяснить ребенку, что нельзя играть с окурками и высыпать их на пол независимо от того, какого цвета предмет, в котором они находятся. Т.е. максимально конкретизировать те действия ребенка, которые считаются неприемлемыми.
Другая причина – недостаток положительных поглаживаний, когда ребенок не имеет другого способа получить внимание родителей.

Как поступать в таких случаях? Оптимальным решением было бы обсуждение вместе с психотерапевтом, каким образом ребенок может получать заслуженные условные и безусловные поглаживания, а так же установки родителей относительно их.
Несправедливое наказание детей происходит вследствие внутреннего состояния родителей, не обусловленного непосредственно поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе – раздражения, усталости и пр. Ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания – неубранные игрушки и пр. У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых.

Как поступать в таких случаях? При обращении к психотерапевту Вы сможете установить контроль над своим плохим настроением и следующим за ним поведением, а так же разрешить свои личностные трудности.
Порой причины отклоняющегося поведения детей кроются в семейной ситуации. Типичный пример – семья на грани развода, где ребенок всеми доступными ему средствами пытается ее сохранить. Он отвлекает внимание родителей от их проблем своим поведением, объединяя их в том, что отвлекает внимание на себя. (Кстати, такую же функцию может выполнять болезнь ребенка.)

Как поступать в таких случаях? Вам стоит обратиться к психотерапевту для выработки линии своего поведения. Если развод действительно неизбежен, психотерапевт поможет Вам пережить его с минимальными душевными потерями для Вас и для ребенка. Если у Вас в семье хроническое психологическое неблагополучие, то психотерапевт поможет наладить семейную обстановку, что непременно положительно отразится на поведении ребенка.

Еще одна причина – пожалуй, самая трагическая: нелюбимый ребенок. Немногие родители могут себе в этом признаться, но если они нашли в себе силы для признания, они имеют шанс изменить свое поведение (если не отношение) к ребенку. Их резерв – чувство долга по отношению к ребенку. Причины могут быть разнообразными: в принципе нежеланный ребенок (женщина не хотела иметь детей, но «так вышло»; ребенок не того пола, которого ждали родители; ребенок похож и внешне, и характером на кого-то из нелюбимых родственников; непринятие ребенка отчимом или мачехой.)

Как поступать в таких случаях? Однозначно, родители признавшие свое негативное отношение к ребенку, сделали первый шаг к исправлению ситуации. Здесь однозначно необходима помощь психотерапевта самим родителям, которая будет заключаться в установлении контроля над своим поведением по отношению к ребенку и в проработке глубинных проблем и чувств родителей. С каждым случаем психотерапевт работает индивидуально.

Помните, что Ваша родительская задача – вырастить ребенка с минимальными психологическими травмами и потерями!

Правила наказания детей

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

  • Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня.»)
  • При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Конфронтируется только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
  • При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
  • Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

Когда необходимо физическое наказание детей

Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей, как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:

Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.

Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми.)

Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.

Прощение

В нашей культуре просьба о прощении носит ритуальный характер. Зачастую мы требуем извинений формально, не задумываясь, чего мы на самом деле хотим: истинного раскаяния или ритуальных слов, и не давая себе отчета, готовы ли мы на самом деле простить.

Как просьба о прощении, так и способность простить требуют немалых душевных сил. Простить – означает стереть проступок другого из памяти так, как если бы его и не было. Но для этого нужно время, понимание и прочувствование тех причин, что побудили человека совершить неприятный для нас проступок. Стоит рассказать о том, что вы испытывали в тот момент, когда вам причинили боль, дать обидчику время на обдумывание – стоит ли ему просить прощения и в какой форме, но ни в коем случае не торопить его.

Простить означает, что вы никогда не будете припоминать проступок и использовать его в качестве «козыря» при дальнейших разногласиях. Простить – не означает забыть, а скорее поменять отношение к произошедшему.

Ребенок, перед тем как попросить прощения, должен точно знать, в чем именно он провинился. Стоит рассказать ему о своих чувствах и дать время об этом подумать, не отвергая его как личность. При этом нужно быть готовыми к тому, что и вам самим придется в чем-то раскаяться.

Обычно просьбы о прощении ассоциируется со слабостью, которую родители никак не имеют право проявить перед детьми. На самом деле, извиняясь перед детьми, мы показываем свою силу и подаем пример, как это делается.

Зачастую мы сами не даем ребенку возможности осознать свою вину. Мальчика, провинившегося перед бабушкой, ставят в угол. Он лишен возможности отвлечься на другие стимулы и занятия, и поглощен мыслями о своем проступке. Но когда подходит время обеда, его оттуда извлекают, хотя он может быть и не голоден, и таким образом прерывается его осознание и осмысление своей вины. Причина в приоритете материальных ценностей (своевременного приема пищи) над духовными.

Способы поощрения

Чем младше ребенок, тем более наглядным, ощутимым и неотложным должно быть поощрение. У маленького ребенка плохо развито чувство времени. Поэтому такая формулировка, как «если ты будешь всю неделю убирать за собой игрушки, то в воскресенье мы пойдем с тобой в зоопарк» неприемлема. Ребенок плохо понимает, что такое неделя.

Ему можно предложить увеличить время чтения сказки на ночь, новую игрушку, о которой он действительно мечтал, но не имел возможности ее получить в силу неправильного поведения, больший по времени совместный досуг (игры).

Кроме того, я рекомендую повесить над его кроваткой настенный календарь, и в конце каждого дня вместе с ребенком совместно «выставлять оценку» за пройденный день, отмечая его определенным цветом: красный – отлично, оранжевый – хорошо, желтый – средненько, а зеленый – плохо.

www.remny-net.yaj.ru

Родительский лекторий на тему «Поощрение и наказание детей в семье»

Цели:

  • Оказать помощь родителям в решении данной проблемы.
  • Донести, что атмосфера в семье является главным фактором благополучного воспитания ребенка, его нравственных качеств.
  • Повысить ответственность родителей за становление личности ребенка, его поступки и поведение.
  • Относиться уважительнее к детям, быть терпимее.

Оборудование: компьютер, проектор, фильм «Что говорят дети», презентация, памятки для родителей, плакаты.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим на тему «Поощрение и наказание детей в семье». Эта тема актуальна была, есть и будет в любые времена. Послушайте, что говорят наши дети по этому поводу.

(Просмотр составленного фильма. Обобщение)

Как часто нам приходится сталкиваться с такими ситуациями и как по-разному, мы взрослые, можем на неё реагировать: кто-то возьмется за ремень, если это случилось с ребёнком, а кто-то промолчит.

Противники наказаний утверждают: детей следует воспитывать так, чтобы потребность в наказаниях не возникала. Они считают, что наказывать детей несправедливо, т.к. в проступках ребенка в большинстве случаев виноваты его родители, имеющие свои недостатки, которые проявляются в поведении ребенка. Л. Н. Толстой писал: «Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен. «. Нравственно ли наказывать ребенка за то, что он таков, каким его воспитали?

Однако, нет идеальных детей, как и нет идеальных родителей. А.С. Макаренко писал: «Наказание очень трудная вещь; она требует от воспитателя огромного такта и осторожности» Наказание оказывает воспитательное воздействие тогда, когда оно не повседневно, когда ребенок понимает его справедливость, когда оно соответствует степени вины совершенного проступка.

СИТУАЦИИ:

  • Двое ребятишек, выясняя отношения, подрались. Виноваты оба, но одного отец наказал, другого его отец похвалил. Дети помирились, рассказали друг другу о последствиях и остались в недоумении: чей отец прав? Их драка — проступок или молодецкий поступок?
  • Ребенок совершил проступок и наказан запретом на просмотр по телевидению интересного фильма. И вместе с ним фильм не смотрит вся семья. Совестливый ребенок этим огорчен вдвойне.
  • За порванную книжку, иногда на несколько дней лишают ребёнка книг; взамен разбитой чашки дают менее красивую кружку. Можно отменить также какое-то предполагавшееся развлечение.
  • Ребенок плюнул в другого, на что мимоходом сказали «нельзя этого делать»; он разбил вазу, и его наказали сурово. Ребёнок понял: можно оскорблять, но нельзя наносить урон имуществу.
  • Он вытоптал соседскую грядку с цветами, на что в лучшем случае следует равнодушное «нельзя», а то и вовсе не делается никакого замечания. Он потерял 10 рублей — его наказали. В сознании ребенка откладывается: чужое — можно, свое — нельзя.
  • Ребенок нагрубил взрослому и не наказан.
  • Ребенок сознательно сбил с ног только начавшего ходить младшего брата.

Это подлость. За бессовестные, подлые поступки наказывают серьезно не лишением мороженого, здесь гневная реакция родителей уместна и закономерна.

Бессовестность — ржавчина души. Бессовестность приводит к подлости. Подлость — это издевательство над малым, слабым, больным и старым; это унижение другого, клевета и оговор, травля.

Беда, когда любимая книга дедушки, или дорогие его сердцу фотографии порваны ребенком, а в глазах родителей это всего лишь невинная забава, в то время как царапина на мебели превращается ими в трагедию (мещанские взгляды) — именно тогда в семье вырастает безнравственный человек. Такие родители пожнут горькие плоды: умирая, они тщетно будут просить глоток воды, так как их дети в это время со скандалом займутся дележом имущества.

Без этого чувства наказание не является воспитанием. В наказаниях нельзя недосолить, но еще опаснее пересолить. Все должно быть точно отмерено и взвешено.

Ребенок должен понимать, что его хорошие поступки — радость всей семьи, плохие — огорчение для всех ее членов.

Белинский говорил: «Надо так воспитывать ребенка, чтобы один суровый взгляд, обычно ласковой матери, уже становился для него тяжелым наказанием. Будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия».

Конечно, наказание наказанию рознь. Но что же делать, когда наказание вынуждено, когда исчерпаны многие способы, и нет желаемой пользы? Обычно такие родители начинают угрожать, кричать на ребёнка, давать подзатыльники, и хвататься за единственное «спасительное» средство — ремень! Не убедив ребенка в его вине, родители своими словами и действиями в какой-то степени подталкивают его к дальнейшему плохому поведению. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Ребенок становится, нервным, агрессивным и неуравновешенным.

Об этом же в свое время предупреждал и А. С. Макаренко. Он говорил, что «из забитых и безвольных детей вырастают потом слякотные и никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство».

Недопустимы физические наказания Физическое наказание создает лишь иллюзию разрешения конфликта: ребенок подчиняется, просит прощения, покоряется. Но в этом случае его сознание и связи с внешним миром нарушены, так заставляет его вести инстинкт самосохранения, страх. Физические наказания, вызывают торможение в коре головного мозга, возникает явление «затмения». Именно этим объясняется крик: «Простите, я больше не буду!», а не пониманием этой ошибки. «Под влиянием болевого сигнала» перестраивается работа всех органов организма. Физическое наказание может стать признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии.

Истеричности . На истерический крик, истерическую жестикуляцию и ребенок ответит тем же. Таким же впоследствии он может стать и сам истеричным, нетерпимым, несдержанным к этому.

Не должно быть ярости . В ярости — страх, отвращение, ненависть, враждебность. Он будет бояться своих родителей, а кого боятся, того ненавидят, Ярость приводит к чрезмерности наказания, что впоследствии порождает у родителей муки совести. Когда наказали, а потом плачут, целуют. Теперь в глазах ребенка виноваты родители, он становится в позу обиженного. Все это — анти-воспитание.

Нередко ребенка не наказывают за проступок.

1. Не наказывают, если любовь родителей слепа и безответственна. И тогда воспитывается вседозволенность.

2. Не наказывают, если ребенка не любят или равнодушны к нему. Если не любят, кроме пакостей ничего и не ждут, берегут себя от волнений, от стресса, которым сопровождается наказание, а отсутствие наказания в порождает депрессию или ожесточение. (Ребенок спрашивает мать: «Ты меня любишь?»)

Какие же меры наказания допустимы в семейном воспитании? Каждый ребенок и проступки его индивидуальны. Отсюда и меры воздействия по этим проступкам также должны быть строго индивидуальны.

Предположим, что 2 ученика нагрубили бабушкам. С точки зрения житейской практики их следовало бы одинаково наказать. Допустим, что это так и случилось. И одному, и другому папы говорят: «Раз ты нагрубил бабушке, ты, во-первых, извинись перед бабушкой, во-вторых, ты сегодня за это наказан! На улицу не пойдешь, ни лыж, ни коньков сегодня не будет!». Увы, эта форма наказания, как, впрочем, и все другие, может иметь разный, а порой и диаметрально противоположный результат. Тот из мальчиков, который любит кататься на лыжах, на коньках, будет действительно наказан. Во дворе ребята играют в хоккей, а он сидит дома наказанный, лишенный этого удовольствия.

Зато другой, который к лыжам и конькам вообще-то равнодушен, будет чрезвычайно обрадован. Он с удовольствием пристроится на тахте, раскроет интересную книгу и займется любимым делом — чтением очередного приключенческого романа.

Одинаковое наказание и совершенно разные результаты. Подчеркиваем, при выборе наказания всегда следует исходить из индивидуальных особенностей, вкусов, интересов ребят. В каждом отдельном случае мера наказания должна быть своя. Это может быть замечание, легкое выражение неудовольствия, выговор. В другом — лишение права на развлечение, награду, удовольствие — будь то посещение театра, кино, катка, цирка и т. п. Наказание будет эффективным, если их разнообразить по форме. Бывший воспитанник

  • вынужденное безделье — сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство

(6 слайд) Правила наказания

  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? Задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: нужно ли его за это наказывать?
  • Если есть сомнения, наказывать или нет — не наказывать Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай»
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • Наказывают не за поведение, а за один поступок. «Салат» из наказаний не для детей.
  • Запоздало не наказывать — за давностью все списывается.
  • Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул — никаких напоминаний.
  • Наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Ребенок не может не огорчать — это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

«Разумная система наказаний , — писал А. С. Макаренко, — не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

(7-8 слайды) Наказывая ребенка, помните:

  • Совершив проступок, вы должны отреагировать, ребенок сам ждет наказания, а если наказания не последовало, он дезориентирован.
  • Если ребенок заслуживает наказания, оно должно быть неизбежным, безнаказанность недопустима
  • Наказание не должно быть судом скорым и несправедливым. Однако и не следует затягивать его.
  • Наказание должно быть последовательным.
  • Метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, /изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
  • Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.
  • Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. (Ребенок поджег почтовый ящик у одного соседа. Родители не отреагировали, тем самым как бы одобрив поступок сына. Он же поджег почтовый ящик у другого соседа и был строго наказан.)
  • Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает.
  • Любые проступки ребенка следует предупреждать .

(9 слайд) Когда ребенка не следует наказывать?

  • Ребенка не следует наказывать из-за болезни или усталости.
  • Не наказывается ребенок, если его темперамент не устраивает взрослых. Ребенок холерического темперамента может вызывать недовольство резкостью, прямолинейностью, решительностью, настырностью и упрямством, но наказывать его за это — то же самое, что наказывать рыжего за то, что он рыжий.
  • Сангвиника не наказывают за неугомонность, а флегматика за медлительность
  • Нервного ребенка не наказывают за плаксивость, возбудимость, как не наказывают горластого за громкий голос, и вообще детей за шум.
  • Не наказывают ребенка и во время еды. Наказание, выговор за столом могут быть восприняты как попрек куском хлеба.
  • — Не следует применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать ребенка прогулки.
  • Никогда нельзя использовать как наказание труд или умственную работу

Всегда, в любой ситуации уважайте в своем ребенке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера.

За что же следует поощрять детей?

Если ребенок хорошо учится, добросовестно трудится, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечные результаты, но и затраченные им усилия, усидчивость. По уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в поощрении, одобрением.

Скромного или потерявшего веру в себя и свои силы полезно подбодрить, самоуверенного и заносчивого надо поощрять очень осторожно. Одни старательно учат уроки, потому что трудолюбивы и любознательны, другие — потому что тщеславны и самолюбивы, третьи — из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Естественно, что одинаково оценивать и поощрять их успехи не следует! По своему действию похвала похожа на наркотик, а поэтому привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Похвала — профилактика против проступков. Передозировка похвалы вредна.

(10 слайд) Ограничители похвалы:

— не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

— не хвалить больше двух раз за одно и то же;

— без особого к тому повода

— не хвалить из жалости;

— не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Если ребенок получает поощрение не заслуженно, оно теряет воспитательную ценность и приносит серьёзный вред.

Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание. Существует словесная или духовная и материальная формы поощрений.

Словесное поощрение выражается в виде одобрения словами: «хорошо», «правильно», «молодец и т. п.: Приветливо улыбнитесь, одобрительно взгляните на ребенка, погладьте по голове — и он почувствует вашу признательность. Хорошо, если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд.

Если ваш ребенок обычно ест неаккуратно, а сегодня очень старается, похвалите его, скажите: — Молодец! Умница!

Скажите: «Вот как ты хорошо сегодня сам убрал свои учебники, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (или показать кукольный театр, может быть пойти зоопарк)».

Всё это хорошая форма поощрения. Но всякий раз обдумайте ваше обещание и давайте его только в том случае, если действительно сможете выполнить его.

Другая форма благодарности (материальная) — подарок. Это один из наиболее уязвимых вопросов в практике семейного воспитания. Не правильное его использование приводит к безнравственным проявлениям у ребенка.

Конечно, дети должны чувствовать внимание к себе, заботу и любовь родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, обозначенной в кассовом чеке, заплаченной за подарок, и тем более не числом подарков-подношений. Как показывает практика, дорогие вещи сначала радуют детей, но постепенно развивают у них зазнайство, отчужденность от сверстников и в конце концов приводят к формированию мещанских взглядов на жизнь. Вот пример этого

Ситуация. Бабушка одной из учениц рассказывает:

— Я очень люблю свою внучку и всегда помню ее день рождения. А в этот последний день рождения я очень расстроилась: за неделю зашла в магазин, долго выбирала и купила ей в подарок книгу о Пушкине, чашку с блюдцем и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, посуда тоже есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.

Это первые очень тревожные ростки будущих мещанских взглядов на жизнь! Надина реакция на бабушкин подарок — это отражение взглядов родителей по отношению к вещам, их ценности и нужности.

Родители обязаны знать, что дарить вещи поощряя ребёнка следует с учетом их действительных потребностей и интересов: прежде всего это книги, разнообразные игры, коньки, лыжи, инструменты и другие предметы, способствующие умственному и физическому развитию. Они должны также помнить, что у абсолютного большинства детей (за исключением тех, кто уже испорчен родителями) свои критерии ценности подарка. Казалось бы, можно ли сравнивать, например, часы и паяльник?! В нашем взрослом, понимании большую ценность имеют часы. Но вот что рассказывает ученик товарищу:

Очень хотелось бы исключить из семейного обихода самый распространенный метод поощрения — конфеткой, шоколадкой. Дети любят вкусно поесть, и надо стараться кормить их разнообразно, не отказывая и в лакомствах. Но создавать из еды культ, воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Да и слишком много сладкого в рационе ребенка вредно. Конечно, купить конфетку проще, чем заняться с ребенком. Проще, но далеко не лучше!

И еще одно правило — поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай то-то, а за это получишь то-то». Ребенок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, достижения цели, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее. В процессе воспитания ребенка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребенок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Главное — это любовь мамы и папы к своему ребенку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Ребенок, окруженный разумной родительской любовью, растет чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

  • Автоломбард Краснодар Ваш автомобиль решает Ваши проблемы. Обратившись в ломбард 8188, вы c легкостью решите возникшие трудности. Деньги за 30 мин это реально! Наш автоломбард предлагает вам мгновенный займ под залог авто без потери […]
  • Протокол проведения родительского собрания в школе. Шаблон Тема родительского собрания. Отсутствовало _______ человек (если известна причина – указать)__________________________ Повестка дня: 1. 2. 3. По первому вопросу выступили […]
  • Экзаменационные билеты ПДД 2018 онлайн Экзаменационные билеты ГИБДД 2018 года Официальные экзаменационные билеты ГИБДД 2018 года. Билеты и комментарии составлены на основе ПДДот 18 июля 2018 года (применяются с 10 апреля 2018 […]
  • Сколько на самом деле зарабатывают американские актеры? Джулия Робертс и Уилл Смит убедили весь мир в том, что получать $20 миллионов за один фильм - самое обычное дело в США. О том, сколько в действительности получают американские […]
  • Нужно ли распечатывать электронный ОСАГО в 2018 году Из этой статьи вы узнаете, имеют ли право сотрудники ГИБДД требовать от вас распечатанного полиса осаго, если вы получили его через интернет. Также узнаете как себя вести и какие […]
  • Заполнение заявлений на оформление банковских карт Общая информация В 2011 году приемная комиссия и бухгалтерия факультета ВМК МГУ при поддержке Вернадского отделения Сбербанка России города Москвы организуют прием заявлений на оформление […]

Тексты грамот

для выпускников начальной школы

Все знают, как трудно подобрать нужные слова для своих учеников, отметить достоинства каждого, похвалить или подбодрить, вселить уверенность в успешное будущее. Я предлагаю несколько вариантов текста грамот в стихах для награждения учеников в конце учебного года и для на празднике «Прощай, начальная школа». Тексты благодарностей родителям за воспитание детей и активное участие в жизни класса, школы. Стихи для награждения нескольких детей по разным номинациям и формулировки для конкретных детей, возможно, они помогут и Вам сделать свой праздник, линейку более необычными и запоминающимися.

Стихотворные тексты грамот

Награждаются в номинации «Золотое перо»…..

…………………………………………………….

За успехи в гуманитарных науках

Вот счастье интеллектуала –

Учиться, думать и искать!

Чтоб жизнь ещё полнее стала,

Историю полезно знать,

Язык народа и культуру,

И философии азы!

За твой успех в науках трудных

Позволь нам грамоту вручить!

Награждаются в номинации «Юный Пифагор»…..

………………………………………………………….

За успехи в точных науках

Порою трудно пробираться

Сквозь дебри формул, уравнений,

Но, чем сложнее разобраться,

Тем ярче радость достижений!

Кто верит в то, что всё возможно,

Тот смел, решителен, отчаян!

За твой успех в науке сложной

Сегодня грамоту вручаем!

Награждаются в номинации «Юный биолог»…..

…………………………………………………….

За успехи в естественных науках

Как интересно быть в центре событий,

Когда через тернии к звёздам знаний мчишься!

Уже так много сделано открытий,

А сколько впереди - ты изумишься!

Но скромно скрыть победы не удается,

Ведь мы все достижения отмечаем,

Желаем в дальнейшем развиваться

И грамоту торжественно вручаем!

Награждаются в номинации «Звезда спорта»…..

………………………………………………………….

За спортивные достижения

В обычной жизни отличаемся

Спортсмен упорством и терпением,

Ведь в спорте воля закаляется

И укрепляются стремления!

Пусть жизнь ждёт яркая, активная

И все вершины покоряются!

За достижения спортивные

От школы грамота вручается!

Награждаются в номинации «Юный Пикассо»…..

………………………………………………………….

За творческие успехи

За труд и целеустремлённость,

Любимым делом увлечённость,

К искусству тягу, мастерство,

Твоих творений волшебство

Полёт фантазии блестящей

И за талант твой настоящий,

Которым радуешь ты всех!

Тебе - награда за успех!

Награждаются в номинации «Дружба крепкая не сломается»…..

………………………………………………………….

За умение дружить

За чуткость и добросердечность,

Отзывчивость и человечность,

Способность в коллективе жить,

По-настоящему дружить,

Помочь друзьям, когда им сложно,

И быть товарищем надёжным,

И верность дружбе с ранних лет!

Награждаются в номинации «Образцовые дети»…..

………………………………………………………….

За примерное поведение

Веселей, чудесней жить,

Если всем примером быть:

Если не озорничать,

Дисциплину соблюдать!

Пусть порадует сейчас

Эта грамота от нас!

Пожеланья вдохновенья,

Счастья, радости, везенья!

НАГРАЖДАЕТСЯ

    за отличную учёбу , участие

за умение дружить

и активную помощь учителю.

    за отличную учёбу , участие в классных и школьных мероприятиях,

за доброту и понимание,

один из первых ты у нас.

    за отличную учёбу , участие

в классных и школьных мероприятиях,

за то, что все твои старания

тебе в учёбе помогли,

за самые труднейшие задания,

    за отличную учёбу , участие

в классных и школьных мероприятиях,

за любознательность, внимание,

    за отличную учёбу,

за доброту души и ум,

за то, что справишься всегда

    за хорошую учёбу

на трудных контрольных

и в сложных домашних,

за умный взгляд пытливых глаз,

началом громкого успеха.

    за стремление учиться лучше,

за пытливый ум и доброту,

    за стремление учиться лучше

за умный взгляд пытливых глаз,

за то, что станет пятый класс

    за стремление учиться лучше

за доброту души и готовность

    за стремление учиться лучше

и умение преодолевать трудности,

за умный взгляд пытливых глаз,

за то, что станет пятый класс

началом громкого успеха.

    за стремление учиться лучше,

за доброту души и готовность

за умный взгляд пытливых глаз,

за звонкость радостного смеха,

за то, что станет пятый класс

началом громкого успеха.

    за стремление учиться лучше

и умение не унывать в трудной ситуации,

за доброту души и готовность

прийти на помощь в любую минуту.

    за активную работу на уроках ,

читаешь, пишешь и считаешь,

и что терпение и труд

тебя к победе приведут.

    за активное участие в жизни класса,

отличные дежурства,

за стремление учиться лучше

и умение не унывать в трудной ситуации,

за доброту души и готовность

прийти на помощь в любую минуту.

    за активное участие в жизни класса ,

за опрятность, аккуратность,

за тягу к знаниям и труд,

за то, что сложности в учёбе

тебе лишь силу придают.

    за участие в классных и школьных мероприятиях,

за преодоление трудностей

на трудных контрольных

и в сложных домашних,

за аккуратные тетради,

Благодарность родителям за хорошее воспитание сына

Вы можете сыном гордиться своим!

Сердечная вам благодарность от нас!

Ведь вы ему стать помогали таким,

Каким его знаем и любим сейчас!

А в каждом блестящем успехе его

И вашего тоже немало труда!

Он в жизни сумеет добиться всего,

Имея такую поддержку всегда!

Благодарность родителям за хорошее воспитание дочери

Вы прекрасную дочь воспитали!

Есть для гордости повод у вас!

Вы отличный пример подавали,

Чтобы дочка равнялась на вас!

Сколько сил и любви вы вложили!

Труд родительский неоценим!

Для неё вы опорою были!

Мы за это вас благодарим!

Благодарственное письмо родителям за активное участие в жизни класса, школы

Известно: вне учебного процесса

Немало в жизни класса интереса,

И, чтоб как можно больше детям дать,

Необходимо школе помогать!

Вы подаёте всем пример прекрасный,

Участвуя активно в жизни классной.

За это от души благодарим

И наградить вас грамотой хотим!

Благодарственное письмо родителям

Выражаю свою признательность и говорю огромное человеческое «СПАСИБО» за Ваше участие в воспитании Вашего ребёнка и жизни школы. Успех человека, безусловно, заслуга его самых близких людей с незаметными, на первый взгляд, ежедневными усилиями, трудом, терпением и ответственностью. Я благодарю Вас за творческий подход и активную жизненную позицию.
От всей души желаю Вам крепкого здоровья, счастья и благополучия! Выражаю надежду на то, что Ваша созидательная деятельность на благо нашей школы будет продолжаться и в дальнейшем!!!

Благодарственное письмо директора родителям

Уважаемые….

Искренне благодарю Вас и выражаю глубокую признательность за воспитание (ФИО), который показал себя как ученик, способный глубоко мыслить, преодолевать трудности, показывать великолепные результаты, побеждая достойных соперников. Победы Вашего ребёнка – это наша общая радость.
Благодаря Вашей поддержке, пониманию, мы сможем и дальше воспитывать молодежь, полную сил и устремлений к знаниям, творчеству.
Желаю Вам всяческих благ, оптимизма, здоровья, процветания и больше человеческого тепла.
Буду рад (рада) развитию нашего сотрудничества и взаимопонимания!

Благодарственное письмо ученику
Уважаемый (ая)…..
Благодарю тебя за добросовестное отношение к учебному (образовательному, творческому) процессу.
Желаю оставаться лидером в той области, где у тебя всё получается, не уставая постигать новое, преодолевая невиданные трудности и препятствия, побеждая достойных соперников, сильнейших конкурентов.
Верь, что наш педагогический коллектив и в дальнейшем будет для тебя необходимой опорой в достижении и покорении новых высот.
Я надеюсь, что ты будешь и дальше совершенствовать свои способности так, чтобы все смогли получать истинное удовольствие от твоих успехов.
Искренне желаю тебе здоровья, благополучия и новых свершений на благо твоей семьи, нашей школы и всего Отечества!

Благодарственное письмо учителю

Примите слова искренней благодарности за успехи в области школьного образования, за высокий профессионализм и компетентность, целеустремлённость и кропотливый труд!
Присущие Вам работоспособность, нацеленность на достижение конечного результата, способность принимать решения, коммуникабельность, доброжелательность, терпение, готовность отвечать на любые вопросы своих учеников – восхищает.
Надеюсь, что Ваш многолетний опыт и неугасимый огонь искренней преданности своему делу послужат дальнейшему развитию духовного и интеллектуального уровня подрастающего поколения. Пусть никогда не иссякнет доброта и мудрость в учительском сердце!
Желаю Вам крепкого здоровья и благополучия, терпения и оптимизма, успехов в вашем нелегком, но таком важном труде!!!

Учебный закончился радостный год,
Открытий и знаний принёс целый свод.
Пятёрки, четвёрки, призы и награды,
Кружки и весёлые олимпиады!

За твой талант и творчество
Награду получаешь!
Пусть будет всё, как хочется,
И так, как ты мечтаешь!

За активное участие в жизни класса

Умеешь других ты вести за собой,
Идеями яркими всех увлекаешь,
И жизнь интереснее в классе с тобой,
Активно всегда и во всём помогаешь!
Легко каждой цели своей достигать,
Удачи во всех начинаньях желаем,
Быть центром внимания и побеждать!
Заслуженно эту награду вручаем!

За активное участие в жизни школы

На активистах мир стоит!
И школа здесь - не исключенье.
И то, что жизнь у нас кипит -
Твоя заслуга, без сомненья!
Пусть оптимизм не иссякает
И бьёт фонтаном вдохновенье!
Тебе мы грамоту вручаем
За бесконечное движенье!

Ученику

    за отличную учёбу, участие

в классных и школьных мероприятиях,

за доброту, внимание к людям,

за умение дружить

и активную помощь учителю.

    за отличную учёбу, участие

в классных и школьных мероприятиях,

за любознательность, внимание,

за доброту и понимание,

за умный взгляд пытливых глаз,

один из первых ты у нас.

    за отличную учёбу, участие

в классных и школьных мероприятиях,

за то, что все твои старания

тебе в учёбе помогли,

за самые труднейшие задания,

что ты решаешь на своём пути.

    за отличную учёбу, участие

в классных и школьных мероприятиях,

за любознательность, внимание,

и упорство в достижении цели.

    за отличную учёбу,

за доброту души и ум,

за смелость в овладении знанием,

за то, что справишься всегда

с любым из трудных испытаний.

    за хорошую учёбу

(за стремление учиться лучше)

и умение преодолевать трудности

на страшных контрольных

и в сложных домашних,

за умный взгляд пытливых глаз,

за звонкость радостного смеха,

за то, что станет пятый класс

началом громкого успеха.

    за стремление учиться лучше,

за пытливый ум и доброту,

за то, что в борьбе с самим собой

научился находить правильное решение

и управлять своим поведением.

    за стремление учиться лучше

и умение преодолевать трудности,

за умный взгляд пытливых глаз,

за смелость при принятии решений,

за то, что станет пятый класс

ступенькой к новым достижениям.

    за стремление учиться лучше

и умение не унывать в трудной ситуации,

за доброту души и готовность

прийти на помощь в любую минуту.

    за стремление учиться лучше

и умение преодолевать трудности,

за умный взгляд пытливых глаз,

за скромность и примерное поведение,

за то, что станет пятый класс

началом громкого успеха.

    за стремление учиться лучше,

за доброту души и готовность

прийти на помощь в трудную минуту,

за умный взгляд пытливых глаз,

за звонкость радостного смеха,

за то, что станет пятый класс

началом громкого успеха.

    за стремление учиться лучше

и умение преодолевать трудности

на страшных контрольных

и в сложных домашних,

за умный взгляд пытливых глаз,

за звонкость радостного смеха,

за то, что станет пятый класс

началом громкого успеха.

    за стремление учиться лучше

и умение не унывать в трудной ситуации,

за доброту души и готовность

прийти на помощь в любую минуту.

    за активную работу на уроках,

за пытливый ум и умение дружить,

за то, что ты почти всё знаешь,

читаешь, пишешь и считаешь,

и что терпение и труд

тебя к победе приведут.

отличные дежурства,

за стремление учиться лучше

и умение не унывать в трудной ситуации,

за доброту души и готовность

прийти на помощь в любую минуту.

    за активное участие в жизни класса,

за опрятность, аккуратность,

за тягу к знаниям и труд,

за то, что сложности в учёбе

тебе лишь силу придают.

    за участие

в классных и школьных мероприятиях,

за преодоление трудностей

на страшных контрольных

и в сложных домашних,

за аккуратные тетради,

старание и упорство в достижении цели.

    за участие

в классных и школьных мероприятиях,

за то, что все твои старания

тебя к успеху привели,

за ум, активность, хорошие знания

и за умение дружить.

    за скромность, трудолюбие, старание,

за тягу к знаниям и труд,

за то, что сложности в учёбе

тебе лишь силу придают.