Почему люди видят разные цвета обуви. Серый или розовый: Почему мы по-разному видим цвета. Городской портал Оренбурга – удобная информационная площадка

Которое одним казалось бело-золотым, а другим - сине-черным, как в соцсетях начался новый спор. Британка Николь Култхард выложила в Facebook фотографию кроссовок Vans и рассказала , что они с подругой по-разному видят цвет обуви: у одной кроссовки были серые с бирюзовыми шнурками, а у другой - розовые с белыми.

В редакции The Village десять человек отдали голоса за серый цвет, и только трое увидели розовый. У некоторых к концу дня цвет обуви изменился. На самом деле кроссовки оказались розовыми.

Чтобы прекратить споры, мы поговорили с офтальмологом, психологом и художником и разобрались, почему люди видят цвета по-разному и что на это влияет.

Светлана Снытко

гендиректор Центра терапевтической офтальмологии, офтальмолог

Причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения. Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный - после травмы или невритов.

Полихроматические таблицы Рабкина используют для выявления дальтонизма. По степени цветовосприятия различают: трихромантов (норма), протоанопов (люди с нарушением восприятия в красном спектре) и дейтеранопов (людей с нарушением цветовосприятия зеленого цвета).

Сергей Ключников

психолог, директор центра практической психологии

На восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения. К физиологическим причинам относятся дефект зрения, например дальтонизм, а также ситуативное настроение. В мрачном расположении духа человек реагирует на темные оттенки, а при позитивном настроении картинка для него становится солнечной и более чистой.

Также играет роль изощренность в определении цветов. Этот аспект может быть связан с природными условиями или специальной подготовкой. Северные народы, которые живут на Чукотке или Аляске, различают намного больше цветов снега, так как от этого зависит успешность охоты и выживание. Роль играет и профессиональное образование: у художников палитра восприятия острее.

Обычному человеку достаточно увидеть примерно, и он уже делает вывод о картинке. Из-за визуальной культуры, которая сейчас обрушилась на нас, массива цветовой информации люди перестают узнавать оттенки, они определяют их скорее по форме. Цвет перестал быть индикатором в наших условиях.

Михаил Левин

художник, куратор программ Pre-foundation Art & Design и «Современное искусство» в Британской высшей школе дизайна

С точки зрения эмоционального восприятия цвета на него влияют и культурный бэкграунд, и социальное положение, и воспитанность видения цвета. Людей, связанных с творческой деятельностью, отличает насмотренность цветов. Когда человек постоянно соприкасается с этим, то он чутче и глубже видит цвет, сильнее расставляет акценты.

Чтобы цвет воспринимался спокойнее или, наоборот, вызывал эмоциональный всплеск, создается определенная гармония цветов. И эта комбинация как раз может влиять на восприятие. Один и тот же красный может восприниматься по-разному в зависимости от цвета вокруг него. Есть научные труды Джозефа Альберта об инструментах влияния на восприятие цветов.

Восприятие различается и от условий, места. Потому и художники всегда работают при дневном свете - в естественной среде цвета воспринимаются лучше.

Эти эксперименты с платьем, кроссовками похожи на некий иллюзорный трюк. Я думаю, так получается, потому что изображение показано на цифровом носителе. Человеческий глаз по-разному реагирует на картинку на экране. Есть настройки, которыми можно настроить цветопередачу. Кому-то больше подходит, когда цвет более насыщенный, а кому-то высокий контраст начинает резать глаз.

Опять же, о культурном восприятии: можно провести параллель с . Для человека, воспитанного в японской культуре, типично буйство цвета, а для европейца - нет. Многие мои студенты жалуются на эту выставку как на болезненный опыт: у некоторых даже начинает болеть голова. Просто мы не привыкли воспринимать такую интенсивность красок.

Секретом является «поправка на освещение»

Интернет-пользователи обсуждают необычный кроссовок, который одним кажется серым с зелеными шнурками, а другим – розовым с белыми шнурками. Более того, в посвященных иллюзии сообщениях утверждается, что по воспринимаемым цветам можно судить о мышлении человека: серо-зеленый цвет говорит о доминирующем левом полушарии, «отвечающем» за логическое мышление, а бело-розовый – о доминирующем «творческом» правом полушарии.

Естественно, в действительности о наклонностях человека нельзя судить по тому, какие цвета он видит на картинке – влияние «доминирующего» полушария на восприятие является откровенной дезинформацией, а само представление о «творческом» и «логическом» полушариях мозга – распространенным и неоднократно опровергнутым мифом. Тем не менее, изображение привлекло внимание многочисленных пользователей интернета.

Наиболее «нашумевшей» иллюзией подобного рода можно считать п , причем некоторые могли сначала быть уверены в одном из этих вариантов, а спустя некоторое время подозревать, что фотографию попросту подменили. Как ещё тогда объяснила нейробиолог из Университета штата Вашингтон Джейн Найц, причина подобных споров состоит в том, что мозг человека всегда воспринимает те или иные цвета, ориентируясь на «контекст». Поэтому разные люди по-разному трактовали, каково на фотографии освещение, и поэтому подсознательно «отфильтровывали» разные оттенки.

В ноябре прошлого года была опубликована во многом аналогичная . В интернете несколько раз появлялись и другие аналогичные изображения (в том числе с , как и вышеуказанные кроссовки), однако по сравнению с платьем они привлекли к себе значительно меньше внимания.

Недавно сайт CNYCentral опубликовал в Twitter фотографию кеда и предложил пользователям рассказать, какие цвета они видят - розовый и белый или серый и зеленый. Повторилась история с сине-черным платьем, и Интернет разделился на два лагеря.

Естественно, пользователи соцсетей увидели разные цвета. Кому-то показалось, что кеды сшиты из розовой ткани, а кто-то решил, что из салатовой. Фотографы, в свою очередь, отметили, что на фотоаппарате, скорее всего, просто неправильно выстроили баланс белого. Кто же прав?

У человека сильнее развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется.

Днем, правда, цветовосприятие далеко не всегда так однозначно. При различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Замечали, наверное, что один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем – бело-голубым, а на закате – красным. Все дело в том, что мы воспринимаем цвет в контексте его окружения.

Если брать ситуацию с платьем, то те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне – и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда выглядят как черные.

Таким образом, у каждого человека, смотрящего на кеды и платье, свой опыт и уровень концентрации, свои специфические движения глаз. А еще надо учитывать уровень освещения в той комнате, в которой он смотрит на объекты, а также цветовые гаммы предметов, которую мозг зафиксировал перед переключением внимания – все это вместе взятое и дает разницу в восприятии.