Сочинение по тексту К. Акулинина. Пять спорных ситуаций, связанных с командировками работников По К. Во время командировки я поскользнулся…

Все работники предприятия, с которыми заключен трудовой договор, согласно действующему законодательству являются застрахованными лицами, поэтому травма во время командировки считается производственной, если была получена в процессе осуществления действий в пользу работодателя. В данном случае имеет значение не место, где произошел несчастный случай, а обстоятельства происшествия.

Такой порядок определения производственной травмы закреплен в ст.227 ТК РФ, в которой указано, что она может быть получена как непосредственно на предприятии, где работает сотрудник, так и за его пределами. При этом в норме также указано, что несчастный случай, произошедший по дороге на работу (в том числе к пункту назначения в командировке) также может быть отнесен к производственной травме.

Фактически трудящийся, находящийся в служебной поездке, осуществляет деятельность в пользу работодателя, что расценивается как выполнение должностных обязанностей. Не смотря на то, что в законодательстве нет прямого указания травм, полученных в командировке, как производственных, но косвенная отсылка присутствует. В ст.227 ТК РФ среди прочего отмечено и осуществление иных правомерных действий, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия и проф. отношениями с руководством.

Поэтому при классификации травм следует учитывать то, при каких обстоятельствах они были получены, в чьих интересах в тот момент действовал трудящийся. Если несчастный случай произошел, когда служащий выполнял действия с целью реализации поставленных перед ним командировочных задач, то полученные при этом травмы определяются как производственные. В противном случае они квалифицируются как бытовые.

ЧС должны расследоваться в установленном законом порядке. Однако процедура может существенно отличаться в зависимости от обстоятельств происшествия. Если травма сотрудником была получена в процессе поездки, в том числе до места командирования или при возвращении, то комиссия будет организоваться работодателем согласно ст.229 ТК РФ.

Несчастный случай, произошедший на предприятии, где работник временно трудился или выполнял поставленные перед ним командировочные задачи, должен расследоваться руководством предприятия-контрагента. На него возложены обязанности по созданию комиссии и проведению необходимых действий для фиксации производственной травмы.

Результаты проверки оформляются в установленном порядке и копии всех документов направляются работодателю пострадавшего командировочного работника. Кроме того, принимающая сторона обязана уведомить о произошедшем несчастном случае страховую службу и Трудовую инспекцию. В ряде случаев также документы направляются в прокуратуру.

На практике может случиться ситуация, когда трудящийся направляется для выполнения определенных задач, но действует при этом самостоятельно. То есть на время командировки он не «прикрепляется» к иному предприятию, а производит необходимые действия, представляя исключительно интересы своего работодателя. К примеру, сотрудник фирмы направляется в служебную поездку для подписания договора или оформления иных документов.

В данном случае обязанность проведения расследования возлагается на его работодателя. При этом в состав комиссии зачастую включаются лица, отвечающие за место, где произошел несчастный случай.

Отдельно необходимо рассмотреть заграничные командировки. Если со страной, в которую был направлен сотрудник, подписано соответствующее соглашение (к примеру, Абхазия, Казахстан, Беларусь), то руководитель принимающей организации обязан провести расследование вне зависимости от обстоятельств ЧС. В других странах проведение проверки может отличаться, а в некоторых случаях для признания травмы производственной может потребоваться решение суда.

Травма в командировке - производственная или бытовая?

При получении сотрудником предприятия травмы повлекшей за собой временную нетрудоспособность, работодатель согласно ст.183 ТК РФ обязан выплатить работнику пособие в порядке, установленном действующим законодательством. При этом величина выплат рассчитывается согласно правилам, установленным в Положении №13-6 «О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» от 12.11.84г.

В тоже время, если и травма была получена в процессе выполнения служащим своих обязанностей, в том числе в командировке, то порядок осуществления выплат, предусмотренных в данном случае, закреплен в п.16 Инструкции №62 от 07.04.1988г.

Необходимо учитывать, что период временной нетрудоспособности не включается в командировку, а по её завершению служащий должен предоставить работодателю больничный лист или иной подтверждающий документ.

Само понятие производственная травма как таковое не используется в действующем законодательстве. В ст.227 ТК РФ закреплен порядок осуществления необходимых действий при несчастном случае и перечень происшествий подлежащих обязательному расследованию. К ним относятся травмы полученные:

  • В течение трудового дня, при нахождении сотрудника на предприятии, в том числе во время перерывов и при выполнении иных действий предусмотренных внутренним трудовым распорядком организации.
  • Во время поездки до места выполнения трудовых обязанностей, в том числе на служебном или личном автотранспорте, а также пешком. Данная норма распространяется и на поездки по распоряжению руководителя предприятия, к которым относится и командировка.
  • При осуществлении трудовой деятельности вахтовым методам, в том числе в период междусменного отдыха и т.п.
  • При выполнении иных действий, не противоречащих законодательству, и совершаемых согласно трудовому договору с работодателем и в его интересах. Норма распространяется, в том числе на работы связанные с недопущением аварий и иных ЧС, а также устранением их последствий.

Ключевым моментом при классификации полученных травм является определение их характера. Зачастую оно производится лечащим врачом и согласно п.2.1 Инструкции Минздрава №206 и Постановления ФСС РФ №21 от 19.10.1994г., отмечается в листке временной нетрудоспособности. Трудящемуся со своей стороны следует своевременно уведомить доктора об обстоятельствах получения повреждений. Если в этот момент работник находился в командировке, это тоже необходимо сообщить.

К примеру, если во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице, как будут классифицированы полученные травмы? Согласно ст.5 ФЗ №125-ФЗ о 24.07.1998г. к страховым случаям относятся ЧС, произошедшие на территории работодателя и за её пределами, в процессе следования к месту выполнения возложенных на сотрудника обязанностей и возвращения обратно. Таким образом, получение таких повреждений во время командировки должно быть классифицировано как производственная травма.

С другой стороны, если временная нетрудоспособность сотрудника была вызвана совершением им противоправных действий или с иными действиями не связанными с выполнением поставленных перед ним трудовых задач, то она признается бытовой. При этом оплата больничного листа производится за счет средств ФСС и в размере – пропорциональном трудовому стажу работника.

Порядок фиксирования и оформления производственной травмы во время командировки

Никто не защищен от несчастного случая. Он может произойти как дома, так и на работе или в командировке. Но во время служебной поездки сотрудник может оказаться «один на один» с проблемой, так как действия, необходимые для фиксирования и оформления производственной травмы, должны производиться работодателем. Поэтому важно своевременно уведомить работодателя или руководства организации, где временно трудится служащий о происшествии.

Расследование несчастного случая на производстве осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ №73 от 24.10.2002г. Для этого необходимо создать специальную комиссию, состав которой зависит от обстоятельств получения травм. Также учитывается то, где находился сотрудник.

Если работник трудился на территории предприятия-контрагента, то руководство данной фирмы должно организовать проведение расследования за счет собственных средств. Также в данном случае в состав комиссии приглашается и представитель работодателя пострадавшего служащего. Однако его отсутствие не является основанием для отмены или переноса проведения необходимых действий.

В случае если командированный служащий выполнял работу исключительно в интересах своего предприятия, то организация расследования возлагается на работодателя, а в состав комиссии приглашается представитель предприятия, где временно находился трудящийся.

Касательно оформления документов, заполнение которых необходимо при фиксировании и расследовании несчастного случая на производстве, то производится:

  • Совершение записи в Журнале регистрации НС формы №9, в соответствии с ч.1 ст.230.1 ТК РФ;
  • Издание приказа о назначении спец. комиссии для расследования НС;
  • Подготовка и направление письменного уведомления о НС в ФСС;
  • Оформление акта формы №Н-1.

К акту прилагаются доказательства, которые были собраны в процессе расследования, в том числе фото и видео материалы. Копии документов направляются в Трудовую инспекцию и местное отделение ФСС. При необходимости материалы также передаются в прокуратуру в течение 3-х дней с момента завершения расследования. Если НС произошел с командировочным сотрудником, то копии направляются и работодателю данного служащего.

по К. Акулинину* «Во время командировки я поскользнулся…»

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звОнишь

2) принЯвший

3) нАчала (петь)

A2. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?

1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры

2) ихней работой

3) в течение тридцати пяти минут

4) дамских туфель

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,

1) она очень слабо аргументирована.

2) учёный не счёл нужным комментировать её.

3) её аргументация практически отсутствует.

4) в статье поднимается очень актуальный вопрос.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатов «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Благодаря солнечным батареям, которые установлены на крышах домов, расходы на электроэнергию снижаются в десять раз.

2) Осенним утром солнце напоминает кусок речного льда, который тает над еловыми берегами.

3) Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было.

4) Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую ещё не тронул иней.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

(1) … (2) Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. (3) Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. (4) На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. (5) В космическом вакууме окисная плёнка не образуется. (6) …приходится принимать специальные меры, чтобы не «схватились» контактирующие детали, которые не нужно сваривать.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?

1) С увеличением размеров космических конструкций возрастают проблемы их технического обслуживания на Земле.

2) Прочно соединить детали в космическом вакууме несложно.

3) Освещённая Солнцем поверхность на околоземной орбите нагревается до 150° С.

4) В условиях невесомости легче производить очистку металла.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?

1) Несмотря на это,

3) Поэтому

4) Потому что

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей второго (2) предложения текста?

1) выше нуля

2) температура чуть-чуть выше

3) температура выше

4) атомы постепенно перемещаются

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложное бессоюзное

4) простое

А11. Укажите предложение, в котором есть причастие.

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

А12. Укажите значение слова ХОЛОДНЫЙ в третьем (3) предложении.

1) негреющей, не излучающей тепла

2) имеющей низкую температуру

3) проходящей при низкой температуре

4) плохо сохраняющей тепло

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?

Прямые и круговые участки железнодорожного пути соедине(1)ы между собой криволинейными - с таким переме(2)ым радиусом, чтобы центробежная сила нарастала постепе(3)о.

1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пон_мание, пров_рять, уд_влетворительно

2) мат_риалистический, выт_реть, упр_щение

3) осм_леть, п_строватый, разл_нованный

4) бл_снуть, од_брительный, к_мпромисс

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) под_двинуть, перен_ладить, об_злённый

2) об_ездить, интерв_юировать, кон_юнктура

3) пр_смирев, правопр_емник, пр_лежный

4) бе_шовный, ра_щедрился, и_царапать

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) выдел_шь главное, знач_мый для нас

2) овца щипл_т травку, движ_мый чувством

3) погас_м свечи, неопису_мая радость

4) увид_шь друга, непромока_мый плащ

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. милост_вый

Б. фасол_вый

В. выдёрг_вая

Г. вы´кип_ть

1) А, Б, В 2) Б, В, Г 3) А, Г 4) Б, Г

A 18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

2) Кате вдруг стало (не)стерпимо обидно за тех людей, которые не слышат сейчас этой прекрасной музыки.

3) Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.

4) Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Петровы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знают эти места.

2) ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.

3) Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.

4) НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.

А20. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.

Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью ___ и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

1) 1, 3 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 2, 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносится с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.

2) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.

3) Солнце - мощный источник как света и тепла так и других излучений.

4) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 4

Прочитайте текст

В городах существует особый микроклимат. Здесь очень много искусственных твёрдых поверхностей: асфальта, бетона, кирпича, стекла, которые не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. Сухость городской атмосферы подтверждается тем, что в больших городах обычным явлением считается низкая (абсолютная и относительная) влажность и очень редко бывает туман.

А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Искусственные твёрдые поверхности: асфальт, бетон, кирпич, стекло - не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки.

2) Сухость городской атмосферы, подтверждаемая низкой влажностью и редкими туманами, обусловлена неспособностью городских искусственных твёрдых поверхностей впитывать атмосферные осадки.

3) В городах существует особый микроклимат, так как все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению искусственных твёрдых поверхностей.

4) Город состоит из искусственных твёрдых поверхностей: асфальт, бетон, кирпич, стекло, чем объясняется отсутствие туманов в больших городах.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) Во время командировки я поскользнулся на обледенелой лестнице и сильно повредил руку. (2) Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на прием к хирургу. (3) Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4) Врач почему-то не начинал прием, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее столпотворение. (5) Кого тут только не было! (6) Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут все не очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8) Время шло, а приём все не начинался. (9) И терпение людей лопнуло. (10) Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджег общее недовольство. (11) Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущенно-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12) «Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. (13) Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14) Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15) Твердым шагом я подошел к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16) Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил ее выйти в коридор. (17) Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

- (18) Мне нужно срочно попасть на прием к хирургу. (19) Пожалуйста, устройте!

(20) Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

- (21) Отойдите все от дверей, отойдите! - проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22) Через минуту она вышла и кивнула мне головой.

- (23) Сейчас вас вызовут!

(24) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки желтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал легкие. (25) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26) Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27) Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.

- (29) Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдем!

(30) Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31) Я закрыл глаза. (32) Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

- (33) Никитин, на прием!

(34) Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35) Я, не шевелясь, стоял в стороне.

- (38) Никитин кто? (37) Где он?

(38) Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:

- (39) Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!

(40) К двери бросилась молодая мама с ребенком. (41) Я отошел к окну. (42) Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землей, и сквозь него летели голуби. (43) Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

- (44) Не подошел еще Никитин? (45) Ну, тогда следующей по очереди…

(по К. Акулинину)

А28. Какое значение имеет описанный эпизод для героя текста?

1) Герой текста приходит к выводу: в современном обществе всё решают деньги.

2) Герой текста ощущает свою потерянность перед увиденным.

3) Герой текста убеждается, что очереди к врачу создаются намеренно.

4) Очередь к врачу становится для героя текста испытанием на нравственную прочность.

A 29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 10-11 раскрывают содержание предложения 9.

2) В предложении 24 перечислены происходящие друг за другом события.

3) В предложениях 26-28 представлено повествование.

4) Предложение 42 содержит описательный фрагмент.

А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 10 2) 14 3) 16 4) 4

В1. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ (предложение 7).

В2. Из предложения 16 выпишите все предлоги.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ВДРУГ УТКНУЛСЯ (предложение 25).

В4. Среди предложений 14-24 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 21-31 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 17-35 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 24-28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Описание очереди к врачу в обычной районной больнице является центральным в рассказе К. Акулинина. _____ («лампочка… разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложении 24), _____ («женщины, …старики, старшеклассницы»), ______ («пушистую головку», «доверчивыми глазами») - все эти средства выразительности неслучайны в текста, как неслучайны и _____ (например, предложение 39), которые обусловлены включением в текст диалога.

Список терминов:

1) антитеза

2) фразеологизм

3) разговорные синтаксические конструкции

4) эпитеты

5) диалектизмы

6) гипербола

7) градация

8) ряд однородных членов

9) метафора

А29-2 В предложении 24 перечислены одновременно происходящие события.

В1 - суффиксальный

В3- примыкание

В2 - на, поверх, в

1) проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? Как ведут себя люди, сидящие в очереди? Как автор относится к окружающим?);

2) проблема совести (кто «напоминает» герою текста о его нравственном долге? Какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев?);

3) проблема гуманного отношения к больным в медицинских учреждениях (допустимо ли подвергать таким испытаниям больных людей? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к больным людям?).

1) в самых, казалось бы, обыденных ситуациях, когда нужно уступить место пожилому человеку в общественном транспорте или помочь больному перейти улицу, наиболее ярко проявляется нравственная сущность человека;

2) доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе героя текста, и он понимает, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей;

3) бездушное, формальное отношение к больным людям красноречиво свидетельствует о том, что чело век до сих пор не воспринимается в нашем обществе как высшая ценность.

Сочинение

Нравственный выбор… Каждый из нас в определённый момент жизни становится перед выбором. И только от каждого из нас лично зависит, что мы выберем, по какому пути пойдём. Неслучайно автор приведённого отрывка К. Акулинин поднимает проблему нравственной прочности человека, ответственности человека за свои поступки.

Нравственная сущность человека наиболее ярко проявляется в самых обыденных ситуациях: уступить ли место пожилому человеку в транспорте, помочь ли перейти дорогу больному? Чтобы привлечь к данной проблеме, автор описывает один из случаев в поликлинике: главный персонаж, Никитин, постояв некоторое время в очереди на прием к врачу, решил обойти других. Чтобы пройти без очереди, он решил дать деньги (взятку) женщине из регистратуры. В этот момент он думал только о себе и своей руке. Но когда Никитин посмотрел на других в этой длинной очереди, то не смог сделать это. Особенно на его сочувствие повлиял мальчик, который доверчиво уткнулся ему в ноги. Именно “доверчивые глаза малыша” пробудили в Никитине совесть.

В этом тексте автор выразил свое отношение к проблеме путем художественного повествования: люди не должны свои интересы ставить выше интересов других. Писатель глубоко убеждён, что нечестно решать свои проблемы за счет других людей.

Я полностью согласна с автором статьи. Зачастую людям не хватает милосердия, сострадания, чтобы помочь попавшему в сложное положение человеку. Мы просто пройдем и не заметим этого, закроем глаза на его беду. Этим отношением мы показываем свою черствость и бездушие.

В качестве примера приведу роман Ч. Айтматова "Плаха", в котором один из героев, Авдий Каллистратов, попадает в беду. Он приходит на вокзал в полуобморочном состоянии, в разорванной, грязной одежде, но никто из посетителей не попытался помочь ему, и только одна женщина предложила ему помощь и вызвала врача.
Доктор Янсен, герой повести Б. Васильева “Летят мои кони…”, обладает редчайшим даром жить не для себя, а для других. Он и погиб, спасая детей.
Каждый человек нуждается в помощи, и мы не должны забывать о взаимовыручке, ведь когда-нибудь мы можем оказаться на месте тех, мимо кого мы когда-то безразлично прошли, не предложив руку помощи.

Статья Акулинина заставила меня задуматься о нравственной прочности человека и, самое главное, пересмотреть свои нравственные ценности и переосмыслить их.

Сочинение

Допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей? Эту проблему ставит в своем тексте К. Акулинин.

Автор описывает случай в поликлинике: главный герой Никитин долго стоял в очереди на прием к врачу и, когда ему это надоело, решил дать взятку, чтобы пройти без очереди. Однако сочувствие к другим людям, которые тоже ждали своей очереди, не позволило ему воспользоваться нечестно полученной привилегией.

В качестве литературного примера можно привести роман Достоевского «Преступление и наказание». По теории Раскольникова, интересы некоторых людей («право имеющих») выше интересов всех остальных. Раскольников решает проверить – сможет ли он ради своих целей переступить чрез человеческую жизнь. Однако он не смог вынести тяжести содеянного, не смог и воспользоваться украденными деньгами старухи-процентщицы.
Герой поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - крестьянин Ермил Гирин – воспользовался своим положением старосты, чтобы освободить от рекрутской повинности своего брата, и записал вместо него в рекруты другого жителя деревни. После этого Ермил очень раскаивался, хотел отказаться от должности и даже пытался покончить жизнь самоубийством – настолько неприемлемо для него было пренебречь интересами другого человека.

Несмотря на то, что люди иногда поступают безнравственно, ради своих целей переступая через других людей, им свойственно испытывать муки совести и раскаиваться в своих поступках.

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12)«Господи, зачем я здесь!» – думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

– (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

– (21)Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:

– (23)Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.

– (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!

(30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

– (33)Никитин, на приём!

(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

– (36)Никитин кто? (37)Где он?

(38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:

– (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

– (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди…

(По К. Акулинину)

Формулировка задания с развернутым ответом

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Одной из главных проблем предложенного для анализа текста является, на мой взгляд, проблема человеческого равнодушия. И что особенно противоестественно: равнодушными оказываются медицинские работники, которые по природе своей профессии должны быть людьми милосердными и гуманными.

К. Акулинин рассказывает о ситуации в обычной районной больнице. Автор описывает очередь перед кабинетом хирурга. Здесь и старики-инвалиды, и грудные дети, плачущие на руках измученных ожиданием мам, пожилые, одуревшие от духоты женщины.

Врач почему-то не начинает приём. Идёт время, измученные люди с немой тоской смотрят на дверь кабинета, но она не открывается. Почему? Скорее всего, потому, что за этими дверями сидит человек, который давно утратил способность сопереживать, откликаться на боль других людей. Очевидно и то, что этот, с позволения сказать, эскулап постепенно заменил свои чувства рациональностью и расчётливостью. Об этом говорит тот факт, что Никитина, героя текста, после вручения взятки тут же вызвали в кабинет вне очереди. Проблема, которую затрагивает автор, актуальна и злободневна. Особенно сейчас. Не секрет, что в нашей стране сотни людей ежегодно гибнут не от неизлечимых недугов, а от безразличия врачей. Эта проблема касается каждого, ведь никто не застрахован от болезни, и испытать на себе врачебное равнодушие может каждый, сходив в свою поликлинику.

Вспомним историю героини рассказа Солженицына «Матрёнин двор». Всю свою жизнь честно проработавшая в колхозе Матрёна не может оформить пенсию. Её отправляют из одной конторы в другую, как пишет писатель, «из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца – то за точкой, то за запятой». И походы эти давались Матрёне тяжело, и толку от них было мало: то секретаря в сельсовете нет, то печати, то не в той бумажке расписались. Это ли не пример равнодушного, бесчувственного отношения к людям, ставшее нормой.

Можно ли победить равнодушие? Можно. Если каждый человек на своём месте будет проявлять искреннее участие в судьбах людей, которые от него зависят, эта болезнь исчезнет сама собой.

Обновлено: 2018-01-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (по Акулинину) По новым критериям. (Должен ли человек поступать по совести в любых ситуациях?)

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (З)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение, (5)Кого гут только не было! (б)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пойдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета. (8) Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10) Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущенно-жалобный вой наполнил весь коридор. (12)«Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать, (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей. — (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу.(19)Пожалуйста, устройте! (20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата. — (21)Отойдите все от дверей, отойдите! — проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой: — (23)Сейчас вас вызовут! (24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место. — (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула: — (33)Никитин, на прием! (34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне. — (36)Никитин кто? (37)Где он? (38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала: — (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите! (40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком, (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой. — (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди... (По К. Акулинину) А 29. Какое значение имеет описанный эпизод для героя текста? 1) Герой текста приходит к выводу: в современном обществе всё решают деньги. 2) Герой текста ощущает свою потерянность перед увиденным. 3) Герой текста убеждается, что очереди к врачу создаются намеренно. 4) Очередь к врачу становится для героя текста испытанием на нравственную прочность. А 30. Какой(-ие) типы речи представлен(-ы) в предложениях 24-43? 1) рассуждение 2) описание 3) повествование и описание 4) повествование и рассуждение А31. В каком предложении употребляется фразеологизм? 1) 10 2) 14 3) 16 4) 4 В1. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ. ________________________ В2. Из предложения 16 выпишите все предлоги. В3. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ВДРУГ УТКНУЛСЯ__________________________________________ В4. Среди предложений 14-24 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер. ___________________________________ В5. Среди предложений 21-31 найдите предложение с необособленным согласованным распространенным определением. Напишите номер.________________________ В6. Среди предложений 17-35 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер.____________________________________ В7. Среди предложений 24-28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер. ___________________ В8. «Описание очереди к врачу в обычной районной больнице является центральным а рассказе К. Акулинина. _____(«лампочка… разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложении24), ______(«женщины, … старики, старшеклассницы»), ___ («пушистую головку», «доверчивыми глазами») - все эти средства выразительности неслучайны в тексте, как неслучайны и ____ (например, предложение 39), которые обусловлены включением в текст диалога». Список терминов: 1) антитеза 2) фразеологизм 3) разговорные синтаксические конструкции 4) эпитеты 5) диалектизмы 6) гипербола 7) градация 8) ряд однородных членов 9) метафора Ключ. А 29. Какое значение имеет описанный эпизод для героя текста? 1) Герой текста приходит к выводу: в современном обществе всё решают деньги. 2) Герой текста ощущает свою потерянность перед увиденным. 3) Герой текста убеждается, что очереди к врачу создаются намеренно. 4) Очередь к врачу становится для героя текста испытанием на нравственную прочность. А 30. Какой(-ие) типы речи представлен(-ы) в предложениях 24-43? 1) рассуждение 2) описание 3) повествование и описание 4) повествование и рассуждение А31. В каком предложении употребляется фразеологизм? 1) 10 2) 14 3) 16 4) 4 В1. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ. ____суффиксальный____________ В2. Из предложения 16 выпишите все предлоги. На, поверх, в В3. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ВДРУГ УТКНУЛСЯ_____примыкание___________________ В4. Среди предложений 14-24 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер. _____23______________________________ В5. Среди предложений 21-31 найдите предложение с необособленным согласованным распространенным определением. Напишите номер._____25___________________ В6. Среди предложений 17-35 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер.______________________34______________ В7. Среди предложений 24-28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер. ____26_______________ В8. «Описание очереди к врачу в обычной районной больнице является центральным а рассказе К. Акулинина. _9____(«лампочка… разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложении24), __8____(«женщины, … старики, старшеклассницы»), _4__ («пушистую головку», «доверчивыми глазами») - все эти средства выразительности неслучайны в тексте, как неслучайны и __3__ (например, предложение 39), которые обусловлены включением в текст диалога». Список терминов: 1) антитеза 2) фразеологизм 3) разговорные синтаксические конструкции 4) эпитеты 5) диалектизмы 6) гипербола 7) градация 8) ряд однородных членов 9) метафора