Значение традиционной куклы для семьи. Тряпичная кукла своими руками: создаем игрушку-оберег. Куклы на свадьбу

Ещё в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ . В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

Традиционная тряпичная кукла

Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Материалы для создания кукол

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

Мощная символика русской куклы

Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек - все они бытовали одновременно в XIX - первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 - символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского - такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.

Почему она долго оставалась безликой?

Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” - пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

Часть первая. Традиционная тряпичная кукла русского Севера

Тряпичная кукла

Традиционная тряпичная кукла, на первый взгляд — простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Основу куклы составляет кусок ткани, свернутый в скалку, грудь из туго набитых шариков, коса, пестрый наряд. Но эта простота таит в себе глубинный смысл.

Долгое время исследователи не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, как оказалось, и скрыты самые важные её тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов сформированных традицией:

столбушка (столбец, полено, чурка),

столбушка (столбец, полено, чурка)

крестушка или крестец

кукла на палочке

узловая (узелковая кукла)

пеленашка

закрутка (скрутка, скалка, скатка)

набивная кукла – мешочек

Все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь имел множество вариантов, характерных для данной местности. К примеру, на Русском Севередольше сохранялся архаичный тип куклы на палочке, скромных размеров и благородной красоты;

а на юге России – тип набивной мешковидной большеголовой праздничной, дородной и яркой куклы.

Тряпичная кукла с крестообразным лицо (илл. из книги Галина и Мария Дайн. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»)

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способу изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную основу тулова, которую свертывали так плотно, что получалась, будто скульптурка из твердого материала.До сих пор на Русском Севере сохраняется традиция наряжать в костюм деревянную палочку – явный отголосок связи куклы с древней столбообразной культовой скульптурой из дерева.

Не случайно и зольная (набитая золой) кукла уподоблена неподвластной времени «каменной бабе». Отсюда этнографы сделали вывод: Что «внутри одетой бытовой куклы, игрушки – самоделки, скрывается её основа – идол, дух предка», и происходит она « от общего магического пращура Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии.- 2007, Изд-во: «Культура и традиции», с. 12 См.: http://www.knigidain.ru/biblio ».

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

1. Первооснову каждой куклысоставляет столбец. Его делали из полена, палочки или туго скрученной ткани. Палочку или скрученную из ткани трубочку сверху обтягивали белой тряпицей. И затем уже обряжали.

Это одновременно похоже на пеленание младенца и обряжение в саван покойника. И в том, и в другом случае пеленание носит сакральный смысл. Вспомним, как повсеместно в России вплоть до середины XX века пеленали новорожденных, их так и назвали – «пеленашки».

Ребенка заворачивали в мягкие пеленки, нарванные из ветхих рубах, затем «обкручивали» свивальником – широкой длинной лентой из холстины.

В народе объясняли пеленание детей заботой об их физическом здоровье: пеленали, чтобы младенец «в люльке не брыкался, спокойно лежал и спал», «сам себя не испугал, не исцарапал», «рос не горбатый, не кривой, не косолапый», «чтоб ручки и ножки прямыми были, не кривились».

Давно забылась охранительная роль этой традиции, но она, конечно, присутствовала. Известно, что новорожденного, особенно до крещения, всячески охраняли от злых духов, сглазу и оговора. Крепко свертывая ребенка в неподвижную пеленашку, его, таким образом, скрывали, «хоронили» от темных сил, обманывали нечистого. Ведь в таком положении он не мог шевелить руками и ногами, ни жив, ни мертв, лежит.

Кукольное тулово, плотно припеленутое к голове, говорит о связи с нижним миром,где живут предки. Белая свернутая фигурка, хранящая покой, была древним обрядовым знаком незыблемости, небытия, смерти. Более того перевязывали куклу неразрывной нитью, часто красного цвета. Красный цвет в русской традициивсегда считался обережным — это символ жизни. Вот почему традиционная кукла поначалу была так условна и проста, что даже руки и ноги отсутствуют у неё.

Кукла столбушка

Когда же их стали изображать, то привязывали по бокам туловища отдельные палочки или пришивали снизу совсем короткие ножки, а руками служили рукава кукольной одежды или пустотелые лоскутные трубочки.

Само туловище сохраняло первичную основу – об этом свидетельствует кукольная традиция даже в ХХ веке. Куклу к подобию человека приближали очень осторожно, боясь нарушить её самостоятельное бытие.

2. При всех своих этнографических различиях, кукла везде являет собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная единой красной нитью,строилась по схеме триединого мира: верхнего, среднего, нижнего. Голова куклы — небесный мир, тулово – земной мир, ноги – подземный мир. Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.

Так в самой конструкции содержалось универсальное число семь – символ мироздания. Магия семерки живет в нашей речи и сегодня: «семь раз отмерь», «седьмая вода на киселе», «на седьмом небе» — значит наверху блаженства, «в раю».

Вспомните еще пословицы, поговорки, крылатые выражения, сказки с числом семь.

В русских сказках часто действуют три брата (сестры), семь богатырей, клад спрятан «за семью печатями», «за семью замками»… Наконец, каждодневное слово «семья» звучит как древнее заклинание: «я» — в центре мироздания, «я» должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована в кукле.

Косой крест, который перевязывал кукле грудь, фиксирует местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства.

3. У многих народов, в мифологических представлениях о происхождении человека говорится об андрогинной природе первопредка, т.е. наделенного мужскими и женскими признаками одновременно. В русской тряпичной кукле в полней мере отразилась эта мифологическая символика.

Женский образ был ведущим не только в обрядовой, но и в традиционной игровой кукле. Он очень близок фольклорному женскому образу. Так в песнях, сказках обычно эстетизированы «белое и круглое лицо», «коса до пояса», «полнота», «высокая грудь» и пышный наряд.

Васнецов В.М. Три царевны подземного царства

С особой тщательностью в тряпичной кукле прорабатывалась пышная грудь.Прикрепляя к кукле два туго набитых шарика-комочка, перетягивая кукольную грудь косым крестом, мастерицы не вкладывали в это действо особого смысла. Руководствовались скорее общепринятыми понятиями о женской красоте. Однако именно такая подробность в тряпичной игрушке, как грудь, возведенная в незыблемый канон, — явный признак того, что куклу породило первичное обрядовое сознание, мифологическое мышление наших предков.

«Грудастая девка» — живой пример почитания женского божества Матери-Земли, материнского начала. Восприятие женщины как продолжательницы рода, как богини плодородия зародилось еще в первый исторический период каменного века Каменный век - древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но использовались также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды. . Изображение женщины в эпоху палеолита встречается очень часто. Ученые назвали эти образы «палеолитическими Венерами»

А как же тогда выражена в кукле идея мужского начала? И были ли в русской традиции куклы- мужчины?

Куклы — мужички не были характерны для традиционной игрушки. Они скорее исключение, нежели правило. Деревенские старожилы из разных мест отвечают одинаково: «Мужичков не делали, не принято было», «а если в свадьбу играли, брали вместо жениха палочку»…

Кукольная пара

Это подтверждает и анализ самой крупной коллекции народных кукол из Отдела этнографии русских Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, проведенный С.В.Комаровой. Она установила, что из 850 экспонатов, собранных на территории России, начиная с 1902 года, лишь около 70 экспонатов представляют мужские образы.


Тряпичная кукла- мужичок. Нач. ХХ века (илл. из книги Галина и Мария Дайн. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»)

Не здесь ли ключик для ответа? Не объясняется ли тогда самодостаточность куклы всей полнотой ее природы? Известно, что кукла в виде деревянной чурки использовалась в русской традиции во многих обрядах и почти всегда выступала символом плодородия. Так, например, на свадьбах новобрачным дарили и подбрасывали в постель чурку или полено, запелёнутое в тряпки. Этот обычай повсеместно бытовал у русского населения Прикамья, вписываясь в общерусские традиции воспроизводства рода.

Мы видим, что традиционная кукла несет в себе не только женское, но и мужское начало. И о мужской её символике нам говорит столбообразная фаллическая первооснова куклы. Мы уже с вами говорили, что это могли быть и просто полено, и палочка, обтянутая белой тряпицей, и туго скрученная ткань. Деревянная твердь внутри мягкого грудастого тулова – знаковое соитие природного естества, мужского и женского. Такая кукла таила в себе родовую силу, несла идею продолжения рода. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского. Вот емкая символика тряпичной куклы.

Продолжение следует…

наталья попович

Нравственное воспитание - один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Родине. Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города , о культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям - это скучно, гораздо интереснее, когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Кто-то подумает, что это сложно, ведь не у всех есть швейные машинки, но, уверяю вас, сделать чудесный костюм можно и без машинки , главное, чтобы было огромное желание и терпение ну и,конечно, творческое воображение (как нам без него) . Предлагаю подробную технику выполнения куклы в праздничном русском народном костюме из простых , подручных материалов без использования швейной машинки.

Используемые материалы :

Ткань : красный атлас, белый капрон или любой белый материал

Тесьма декоративная, жаккардовая,

Нитки, иголка,

Проволока,

Метр, карандаш, ножницы, клей-пистолет.

В детском саду я взяла куклу , вымыла её, расчесал - и получилась у меня вот такая красавица :

Затем приступила к реализации своего плана. Так как швейной машинки у меня нет, шила все руками. Если что-то не так, не судите строго.

Наш народный костюм будет состоять из нижней белой сорочки с отделкой, трусов, верхнего красного платья (сарафана) и кокошника.

Идею выкройки кофточки взяла дома : у меня две девочки и, естественно, у них есть куклы , взяла одну из кофточек и расшила (потом сшила её обратно, пока мои девчонки этого не видели, иначе была бы трагедия мирового масштаба, сделала выкройку из бумаги по размеру моей куклы , затем перевела ее на материал. Получилась вот такая деталь.

Чтобы выкройка не двигалась, закрепляем её иголками и обводим.


Переводим выкройку справа, затем переворачиваем и обводим левую часть. Вырезаем деталь. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу . Думаю, получилось неплохо. Деталь единая, сшиваются только боковые швы, но сшивать будем позже, когда сделаем рукава.



В отделке воротника я использовала красную тесьму, (хорошо, что сейчас с выбором данного материала нет проблем, что понравилось, то и купила) просто пришила её по кругу, и получился воротник-стойка.


Так же как и на рубашке, на рукава пришиваем тесьму, предварительно сняв мерки с руки куклы :


Описываю свои действия подробно, может, кому и пригодится данный материал. Идем дальше : втачаем рукава в рубашку и сшиваем её (рубаху) и рукава, можно примерять на куклу . Застежку на рубашке не делала, просто запахнула её и все, расстегнуться ей не даст сарафан. Получилась вот такая красота…


Переходим к шитью самого сарафана. Измеряем рост куклы и отрезаем прямоугольник с учетом будущих складок на сарафане.

Выбираем цветовую гамму украшений. Я выбрала жаккардовые и декоративные тесемки, так как для меня это проще, потому что их можно незаметно приклеить термо-клеем. Накладываем на материал тесемочки и ленточки, приступаем к работе. В начале тесемки посадила на клей (точечно, вот только фото не сделала, чтобы они не ездили по материалу, затем пришила.

Сшиваем деталь, но не до конца, оставляем место для будущей застежки.


Регулируем длину по верху, так как низ уже отделан. Делаем необходимые сборки по фигуре. У нас сарафан, поэтому притачиваем к верху юбки пояс и лямки, можно примерять. Для пояса и лямок использовала, такую же тесьму, как и на самом сарафане. Застежку пришиваем после того, как примеряли сарафан. В качестве застежки использовала кнопку, можно пришить липучку, даже, наверное, получиться еще и лучше (я так думаю) . Вот такой сарафан у меня получился.

Плавно, мы дошли до последнего изделия – кокошника.

Здесь нужна фантазия,за основу берем проволоку, но не очень толстую, чтобы кокошник был гибким. Обмеряем голову куклы и скручиваем вот такой каркас.

Чтобы кокошник держал форму, нужно обтянуть его чем-то прочным. Атлас – материал легко мнущийся, наклеивать его на картон не хотелось. Идею мне подсказала коллега, делюсь ею с вами : у каждой хозяйки, наверняка, найдется дома желатин, разводим его и замачиваем в нем материал (желатин брала листовой, его проще использовать, растворила в небольшом количестве воды две пластинки, после чего сушим на ровной поверхности., получается просто отлично. Во – первых, материал стал практически как картон, во – вторых, перестал распускаться по краям, ну и, в – третьих, выкраивался просто чудесно!



Когда материал готов, переходим к следующей фазе нашей работы : при помощи термоклея фиксируем наш каркас на материале.



С обратной стороны делаем все точно так же, но вырезаем немного больше нашего кокошника, чтобы было проще и незаметнее наклеить декор по кругу.

Для декорирования я использовала тесьму из паеток. При украшении даем волю фантазии и получаем вот такую красоту :




Наш кокошник готов, можно наряжать красавицу.

О главном я забыла, нижнее белье делается просто : делаем выкройку по кукле , вырезаем и сшиваем по бокам и середине (фото, к сожалению, я не сделала, можно сделать из белого детского носка, так еще проще, сшивается только середина, думаю, вы разберетесь с этим сами.

Главный момент : наряжаем нашу красавицу и получаем массу удовольствия от проделанной работы! Я думаю, получилось даже отлично, не хуже куклы , купленной в магазине.

Всем успехов и творческих идей в реализации своих проектов!

Мастер класс рассчитан на детей старшей группы детского сада, воспитателей, родителей.

Назначение : игровая кукла для ребенка ; оберег; подарок своими руками.

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка» .

Задачи :

- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка» . Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;

-развивающая : развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

-воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка» .

Основные понятия : кукла , народная кукла , тряпичная кукла , современная кукла , обереговые, обрядовые, игровые куклы .

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Синтепон (вата) для объема;

тесьма для пояса.

О народной кукле сейчас Вам расскажу ,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя , так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы .

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.

В середину кладем синтепон

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.





Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек синтепона.


Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.



Основа нашей куклы готова . А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Мы сделали кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.

Стягиваем ниткой и завязываем.



Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером .



Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Друзья,коллеги,не могу не поделится с вами своими впечатлениями. В конце октября в нашей группе прошёл мастер-класс с родителями по изготовлению.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла - закрутка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

/Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание/

Назначение : игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель . Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

Задачи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/

О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Материалы.

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.

Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.

Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

Основа нашей куклы готова. А вот наряд - это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.

Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.

Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Другой вариант. Косыночка завязана вокруг головы. Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.

Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.