Сказка для детей: Новогодние игрушки. История, рассказанная новогодней игрушкой Нищева сказка про елочные игрушки

Елочные игрушки! Как здорово, что их кто-то когда-то придумал. Сказка про елочные игрушки – это сказка из новогодней копилки интересных придумок.

Слушать сказку (4мин25сек)

Сказка про елочные игрушки на ночь

Жили-были елочные игрушки: Они родились в каморке старого мастера. Летом они мирно спали в большой коробке. А зимой, под самый Новый год, готовились к тому, чтобы занять место на большой, красивой елке.

Когда-то эта елка росла в лесу, и была обычной лесной елкой. Под ней прятались зайцы, на ее ветках отдыхали птицы. Клест-еловик у самого ствола елки прятал свое гнездо, а на самой пышной ветке белки обсуждали лесные новости.

Но под Новый год елке захотелось праздника, и Дед Мороз отнес ее детям, Кате, Лидочке и малышу Егорке.

Темной ночью, когда дети спали, елочные игрушки ожили и стали занимать места на елке. Первой, на самой верхушке елки, заняла свое место большая, красивая звезда. Она была очень яркой, просто восхитительной! Увидев на верхушке звезду, елочные игрушки заволновались.

Дело в том, что всем хотелось быть поближе к звезде — но это было невозможно! Места для всех игрушек рядом со звездой просто не хватало. Заяц Хлопотун, лошадка Желтоножка, Снеговик и утка Блестинка были очень недовольны тем, что им не удалось забраться повыше. Они громко возмущались и топали ногами.

Заяц Хлопотун сказал, что ему всегда не везет. Лошадка Желтоножка пробурчала, что хоть и бегает быстро, но недостаточно расторопна. Снеговик пожаловался на то, что с рождения неповоротлив. А утка Блестинка донесла, что походка вперевалочку ее просто подвела.

И только Золотой Колокольчик был всем доволен. Он не хотел быть ближе к звезде. Он приютился на самой нижней ветке. Там ему никто не мешал. Он спокойно поглядывал вокруг.

Золотой Колокольчик вообще не понимал, из-за чего разгорелся весь этот сыр-бор. Он был рад тому, что ветка, которую он занял, была крепкой. Иголочки на ветке были колкими, но блестящими. Золотому Колокольчику было хорошо. И он тихонечко зазвенел.

— Дзинь-дзить…Дзинь-дзинь…Дзинь-дзинь…

И тогда Золотой Колокольчик сказал:

— У каждого должно быть свое место. У кого-то рядом со звездой. У кого-то нет. Но на своем месте ему должно быть хорошо!

Елочные игрушки заулыбались. И расселились на елке кто где. Проснувшиеся дети, увидев красочную елку, раскрыли от удивления рты:

— Чудесница-елка! И сколько на ней красивых игрушек!

— Какой милый заяц! – сказала Катя.

Услышав похвалу, заяц Хлопотун незаметно расправил плечи.

— И Снеговик отличный! — продолжала Катя.

— Какая славная лошадка! Как мила уточка! – захлопала в ладоши Лидочка.

А карапуз Егорка потихонечку подошел к елке и долго смотрел на Золотой Колокольчик. Он понравился малышу больше всего.

В новогоднюю ночь дети долго не спали. А когда уснули, им снилась елочка, и вся она была в чудесных новогодних игрушках! От самого верха до самого низа!

В ожидании праздника

Когда ёлку принесли в дом, первым её запах услышал Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку.
Он проснулся и закричал:
- Эй, вы, сонные тетери! Бал!
Блестящие фонарики замигали:
- Бал! Бал! Бал!
И принялись начищать бока о старого ватного Деда Мороза. Он был глуховат, но, когда захлопали флажки, открыл глаза.
- Опять Новый год?
- Ах, ну конечно! Бал! Бал! - ответили ему, подпрыгивая, стеклянные кошки.
- В этом году я снова буду королевой ёлки! - заявила Серебряная Фея с пружинками-завитушками на голове.
- Нет уж, позвольте! - стал, как обычно, спорить Картонный Домик.
Он не начищал бока о Деда Мороза, считая это вредным, а лишь пыхтел, отдуваясь от пыли. Ему нужнее всех оказаться под потолком. Того и гляди, помнут.
- Не позволю! Никому не позволю! - грозно прикрикнула Шишка. - Я - Шишка! А шишки у ёлок висят наверху!
- Подумаешь, шишка! - зазвенела Стеклянная Сосулька. - Мои сёстры растут на крышах, которые выше ёлок. Я, может, тоже хочу быть королевой…
- А прошлогодняя трещина?! - воскликнула Снежинка.
- Подумаешь! - Сосулька посмотрелась в сияющий белый шарик. - С одного бока немножко… Если правильно повесить, то и не видно.
- Опомнитесь, на вас и ниток-то нет! - заверещал Разноцветный Попугай на прищепке.
Он был немножко красный, немножко синий, немножко зелёный и очень этим гордился.
Те игрушки, что растеряли нитки, смущённо переглянулись.

Ничего, привяжут, - важно ответил Снеговик. - Но Новый год - это я, а не вы.
Он поправил поролоновую морковку и подмигнул Снежинке:
- Снег выше всего. Он над всеми домами кружится и даже над самолётами.
Снеговик принялся карабкаться к крышке, расталкивая соседей. Всем известно, что те игрушки, которые лежат сверху, вешают на ёлку первыми. За ним поспешили Картонный Домик, Серебряная Фея, Сосулька и Шишка.

Выскочки! - заметил Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку. Он был любимым шаром мамы и никуда не торопился.
Маленький Ослик забился в угол и думал только об одном: как сделать так, чтобы его достали последним?
В прошлый раз он спрятался в ватной бороде Деда Мороза, но теперь к нему не пробраться. Все чистились о красный потрёпанный тулуп. Все хотели сиять ярче, чтобы огни гирлянды, когда её зажгут, танцевали в них золотыми искорками.
На балу, таком весёлом и коротком, каждой игрушке хочется быть самой красивой. Весь год, сквозь дрёму, они вспоминают праздник. Весь год мечтают о следующем. Весь год беспокоятся: каким он будет? Какую привяжут нитку? Как высоко повесят? Будет ли видно телевизор? Не разобьют? Удастся ли поболтать с новичками: мандаринами и конфетами, которые висят совсем недолго и никогда не ложатся в коробку?
Только Ослик ни о чём таком не думал. Он никогда не видел комнату сверху. Никогда не начищал бока, не боялся разбиться. И нитку к нему не привязывали. Он был Пластилиновым Осликом, которого слепил Павлик.
Вокруг синего туловища намотан жёлтый шнурок - великолепная попона, концы которой разлохматились и превратились в уздечку. Ослик может везти тележку из спичечной коробки и вообще всё, что привяжут. Его слепили, чтобы играть.
Ослик залез под серпантин и мечтал только об одном: оказаться последним, висеть пониже, чтобы Павлик увидел и вспомнил его.
Павлик - это мама. Павлик - это папа. У него тёплые ладошки и большие серые глаза. Он умеет всё на свете: читать вверх ногами книжки, строить башни, спасать принцесс и медведей. Он лепит шарики, змей и огурцы. А бегает так, что даже королева ёлки подпрыгивает на верхушке!
Ослик боится одного: только бы Павлик не вырос. Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку рассказывал, что дети вырастают и забывают свои игрушки. Но не всегда. Мама Павлика не забыла Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку.
Когда открывают коробку, все игрушки жмурятся от яркого света.
Все, кроме Ослика. Он смотрит вверх и, затаив дыхание, ищет Павлика.
Он готов скакать к нему, только немного запутался в серпантине.

В детстве я любил подолгу стоять у новогодней елки и рассматривать елочные игрушки. Каждая игрушка - это же отдельная сказка. И я терпеливо «слушал их рассказы».

Вот Мишка с гармошкой. Откуда он? Из какого леса к нам пришел? Этот тот самый Мишка, который отнес Машу в коробе с пирожками к бабушке и дедушке, а потом, узнав про свою оплошность, купил себе с горя гармошку и сидит теперь на том самом «заповедном» пне и целыми днями напролет песни под гармошку наяривает?! Вот бы послушать, что он поет в простоте своей души! Тоже ведь - трагедия…

Вот Воробей с дыркой вместо клюва. Доклевался… в зоопарке у зверей…

Вот Мальчик с коньками на плече. «Орленок-Орленок» и «Мальчиш-Кибальчиш» в одном лице! Как же мне всегда хотелось быть таким, как он: гордым отличником, несгибаемым спортсменом, другом всех советских пограничников и лесничих, абсолютным мировым чемпионом по поимке диверсантов, погашению лесных пожаров и сбору макулатуры с металлоломом. Мне так хотелось с ним подружиться! Но, увы, за всю свою жизнь я так и не встретил такого мальчика живьем. Вот только этот один стеклянный на Елке и остался.

Вот обшелушившиеся мандарины, огурчики, грибочки. Я пытался их облизывать - так себе. Не очень. Не советую.

Вот шары, в которые так смешно смотреться и корчить рожицы, как в старом семейном самоваре! Интересно, а шары умеют отдавать изображения обратно?

Вот Домик, который я особенно любил рассматривать, заглядывая в его окошко. Там же непременно кто-то живет, в этом домике! Непременно! Просто сейчас не очень хорошо видно. Нужно просто подкрасться ночью на цыпочках, когда смешные человечки, живущие в домике, заснут. И я даже один раз подглядел и увидел их! И только утром понял, что они мне просто приснились… И все равно это был один из лучших моих снов!

А рядом с домиком висели круглые стеклянные часы, которые показывали вечное время счастья - пять минут до полуночи. Так уж повелось у людей: до чего рукой подать и никак не достать - то и счастье. Но ради этих пяти минут рубят в лесу елку, которую ставят в доме и на две недели украшают гирляндами, всякой мишурой и достают из чулана или с чердака коробку с елочными игрушками.

Именно на эти две недели извлекают игрушки из коробки, в которой они целый год хранятся, заботливо обложенные ватой, пребывающие в своем вечном праздничном сне, переливающимся, как огнем гирлянд, отблесками счастья. А игрушки - что игрушки?

Они приманивает к себе доверчивую детвору с растопыренными глазами. А потом, отразившись в игрушке, детская беззаботная улыбка навсегда упаковывается в заветную коробочку «до востребования». Иногда игрушки хранят улыбки пап и мам, а иногда даже бабушек и дедушек.

Елочные игрушки, как люди. Сначала любую игрушку очень берегут, вешают на самое почетное, видное и высокое место на елке с непременным рассказом о том, какая она ценная, эта игрушка, а потом, когда со временем она потускнеет, подурнеет, отдав свой свет и забрав наши отражения, в некоторых местах лишится краски, в некоторых станет зиять дырочками от неминуемых со временем падений на пол и совершенно потеряет всякий свой смысл! И вот, все еще сохраняя статус семейной реликвии, тем не менее, постепенно переходит она на скромное место подальше от глаз и поближе к полу, чтобы однажды честно чокнуться с ним «на брудершафт», как и подобает любому стеклу по соседству с камнем.

Он был елочной игрушкой, этот стеклянный Мальчик в веселом желтом костюме клоуна с пририсованной к улыбающимся губам черной полосочкой - флейтой.

Вероятней всего, это был персонаж старого цирка - шапито. И где-то рядом с ним должна была быть молодая дрессированная рыжая собачка, которая под тихие звуки его флейты вставала на задние лапки, кружилась, забавно подвывала и тявкала. Но дрессированной собачки в коробке с елочными игрушками, конечно же, не было. Да и сам Мальчик-Флейтист подурнел со временем. Даже не подурнел. Он просто потерял свое лицо. Совсем отшелушилась у елочной игрушки от лица краска, и остался только прозрачный стеклянный овал. У игрушки сохранилась только улыбка и флейта - едва заметная полосочка вниз от улыбающегося рта.

В коробке были разные игрушки: совсем новые, недавно купленные, очень красивые, но пока бездушные, не отразившиеся еще ни в чьих детских глазах. А были и такие же очень старые, как этот Мальчик-Флейтист, пришедшие из того далекого новогоднего, еще папиного, таинственного мерцания.

Каждая из этих старых игрушек имела свою историю, свой мир, который однажды она покинула, как покинул свое шапито Мальчик-Флейтист…

«Осторожней, - говорит внучке бабушка, когда они вместе наряжают елку, - эту птичку дедушка привез еще из Германии. Видишь, какая она… Я ее сама повешу. Ее надо повыше. А ты повесь вот эти Часы, они волшебные!

Девочка старательно берет изрядно облупившуюся от краски, совсем прозрачную игрушку, но ее пухленькие пальчики еще не такие ловкие. Часы с жалобным звоном падает на пол и рассыпается осколками. Бабушка всплескивает руками…

Разбитые Часы, с которыми Мальчик-Флейтист висел рядом с незапамятных времен, ничего хорошего, конечно, не предвещали. «Вот и мое время пришло!» - грустно подумал Мальчик. И точно. Сначала на елке его повесили на самой нижней, задней ветке. А затем пушистый персидский кот, проходя под нижней веткой, задел Флейтиста, и он упал на пол. К счастью, стеклянная игрушка не разбилась, но кот, заинтересовавшийся «добычей», решил с ней поиграть, и, пасуя бедного Флейтиста от лапы к лапе, загнал его под диван. После чего потерял к игрушке всякий интерес.

И остался бедный Мальчик один под диваном, выпав из своей сказки, которой посвятил всю свою жизнь.

«Сколько их было, этих елок? - Грустно думал Флейтист, - наверное, не меньше полусотни. (Пятьдесят лет, а все Мальчик!) Приличный лес, если бы его не срубили, конечно»… И на каждой елке рядом с Мальчиком-Флейтистом висело остекленевшее «время счастья» - пять минут до двенадцати, пока не разбилось…

Прошли две Новогодние и Рождественские недели. Мишуру, игрушки и гирлянду сняли с елки, уложили в коробку и отнесли на чердак. Уже без Флейтиста. Елку сняли с крестовины и выставили на улицу.

Все в жизни шло своим чередом, и только Мальчик-Флейтист лежал в пыли под диваном, недоумевая, что с ним происходит.

А с ним, собственно, ничего и не происходило. Просто он лежал не в коробке среди нежащихся в своем вечном Новогоднем и Рождественском счастье елочных игрушек, а в пыли под диваном, среди каких-то крошек и пластмассовых шариков-пулек от пистолета.

Просто кот ловким ударом лапы выбил Флейтиста из его бесконечного и вечного цикла служения «пятиминутному счастью» и оставил наедине с самим собой. Что переживать не очень-то легко, особенно если ты при этом потерял свое лицо.

Из всех событий, происшедших до следующего Нового года и Рождества, можно назвать только приход мышей, которые, погрызли крошки, платонически обнюхали пластмассовые пульки, стеклянную игрушку, и ушли. Но это событие ничего не изменило в судьбе Флейтиста.

Прошли праздничной вереницей, как светящиеся вагончики скорого поезда мимо одинокого домика у железной дороги, Новый год, Рождество, «Старый Новый год», «Крещение»…

Привезли и установили посреди комнаты рядом с диваном новую елку, нарядили ее, встретили Новый год, Рождество, встретили «Старый Новый год» и Крещение; мишуру, игрушки и гирлянду сняли с елки; елку сняли с крестовины и убрали…

Какие-то игрушки разбились на этой елке. Он слышал это. Вероятно, были куплены какие-то новые игрушки, которые должны символизировать собой новое счастье и какое-то утешение и восполнение по тому, что возврату уже не подлежит.

А Мальчик-Флейтист, забытый всеми, так и остался лежать под диваном в пыли. И этот прошедший мимо него Новый год подарил ему страшную истину. Он вдруг понял, что никому не нужен.

«А стою ли я того, чтобы быть нужным кому-то? - думал Мальчик-Флейтист, - что во мне есть?…»

Пыль, осевшая со временем на потерянной игрушке, совсем приглушила яркость его желтого клоунского наряда. Но она же, покрыв лицо, закрыла стеклянную пустоту…

И только черная полоска флейты упрямо не хотела теряться под неминуемым пыльным погребением…

Мальчик-Флейтист мучительно думал, что ему делать, чтобы окончательно не пропасть, не слиться с пыльным полом под диваном?!

Если ты Мальчик с коньками на плече, то ты должен быть таким, чтобы от тебя веяло бодрым январским холодком, слышалась музыка и в перекрестье прожекторов виднелись на городском катке красиво катающиеся вокруг нарядной елки люди с веселым румянцем на щеках. Если ты Флейтист, то ты должен играть на флейте, хоть бы она была и простой пририсованной к условному рту черной полоской.

Мальчик понял, что он должен играть на флейте, как раньше, когда он был в старом цирке-шапито, переполненном веселым народом в тусклом и загадочном свете керосиновых ламп, где перед ним на задних лапках крутилась с веселой лисьей улыбкой его озорно рыжая собачка, помесь такса с дворняжкой, по прозвищу, кажется, Каштанка…

Нужно было просто играть на флейте…

Но это совсем было не просто. Ведь все это время он только изображал, что играет на ней. Так делали все елочные игрушки. Так принято у них. Елочные игрушки просто беззаботно отражают годами человеческое счастье. Другого ничего они не умеют делать.

Просто, попав на Елку, как на работу, елочные игрушки начинают служить ей. А Елка, приняв это жертвенное служение, сама приносится ежегодно в жертву «пятиминутного счастья». Но Флейтиста не было на Елке среди прочих игрушек. И человеческого счастья он тоже уже года два как не видел. И только тонко-тонко где-то скрипела от грустного ветра калитка, как будто заманивая невидимого человека войти в сад. А ветки ветлы у калитки все натирали до блеска, как самую яркую и самую дорогую игрушку, прокапнувшее в тумане солнышко. И Мальчик-Флейтист начал играть на флейте. А что ему еще оставалось делать? Больше ему играть было не перед кем. Первые попытки были очень робкие, едва слышные. Затем он осмелел. Старая рыжая крыса не поленилась и пришла из глубокого подполья и долго смотрела в его стеклянное лицо, думая о чем-то своем.

И постепенно он стал играть так хорошо, что однажды, это было уже летом, был услышан.

В этом доме жила одна маленькая и очень любопытная девочка, которая каждый день совершала массу судьбоносных открытий. Только что открытку, на которой был изображен смешной пузатый ежик с надписью «ты мое солнышко» она, как в почтовый ящик, опустила в щель верхней ступеньки веранды - и, осознав необратимость происшедшего, тут же чуть не расплакалась, но за секунду до слез ее позвали есть крыжовник - и, сверкнув улыбкой, безмятежность сгладила печаль. По дороге девочка увидела улитку и отломанной палочкой осторожно потрогала ее усики. Улитка посмотрела на девочку своим склизким глазом и сокрушенно покачала головой. Потом девочка смеялась. Что-то такое смешное защекотало в горле. Затем ей стало вселенски грустно, и она лежала на диване, свесив к полу руку, ковыряя пальцем присохший к полу пластилин. Затем маленькая девочка зачем-то заглянула под диван и победоносно заулыбалась, разглядев там затерявшуюся елочную игрушку. Она извлекла маленькими цепкими пальчиками Мальчика-Флейтиста из-под дивана, внимательно рассмотрела его, загадочно улыбаясь, и тихонечко отнесла на улицу.

Там, под яблонькой, она вырыла небольшую ямку, выстелила ее дно конфетными фантиками и положила на фантики Мальчика-Флейтиста. Рядом девочка аккуратно поместила обломок другой елочной игрушки (тоже обретенной под диваном), на которой сохранилась только цифра «12» и фрагмент двух стрелок, часовой и минутной.

Все это девочка придавила сверху гнутым толстым цветным стеклом, осколком от папиной бутылки. И все это аккуратно присыпала землей. Затем, таинственно улыбаясь, она сделала в стекле окошко, очищая его пальчиком от земли.

Из окошка «секретика» улыбался девочке Мальчик-Флейтист, в стеклянной пустоте которого, уменьшившись до маленькой куколки-матрешки, отражалась озорно улыбающаяся девочка, отражалось небо, отражалась смешная рыжая, смешно увеличившаяся, почти лесичья, мордочка собачки, помесь такса с дворняжкой, которая, конечно же, не могла не пронюхать «секретика». А у калитки в вишневый сад терпеливо ждал собачку мужчина с очень усталым взглядом в запотевшем пенсне, в старомодной шляпе, с саквояжем, с которым до революции ходили сельские доктора и священники. Постукивая тросточкой по забору, он шел себе, насвистывая, по деревне, а за ним семенила смешная верная Каштанка, которую он называл почему-то «терлибумбией»…

И что еще вам рассказать? Открытка, отправленная девочкой в щель верхней ступеньки веранды, благополучно пошла в далекое будущее, когда постаревший и поседевший папа, заменяя подгнившие доски веранды, «получит» ее и вручит торжественно «своему солнышку», любопытной девочке, так незаметно ставшей уже старшеклассницей, но ни на секунду не забывшей своего «секретика» в саду…

Куме Зине, коллекционеру
елочных игрушек, посвящается

Новый Год – очень хороший праздник! К нему все начинают готовиться заранее, уже в середине декабря площади и улицы городов приобретают праздничный наряд, и практически в каждой квартире наряжается ёлка. Даша с нетерпением ждала именно этот момент. И вот как то вечером, после ужина, мама заявила:

Так, через две недели Новый Год, пора наряжать ёлку. Папа идет в подвал за ёлкой, а я на балкон – за игрушками. Ёлку поставим так же как в прошлом году – в зале около окна.

Даша от радости захлопала в ладошки.
Папа принёс коробку с разборной искусственной ёлкой, а мама пластиковый контейнер, доверху заполненный ёлочными игрушками, завернутыми в мягкие бумажные салфетки. Папа принялся собирать ёлку, мама стала выкладывать стеклянные игрушки на скатерть, расстеленную на журнальном столике. Даше хотелось помогать обоим родителям, но игрушки её интересовали больше. Но как только она хотела взять в руки большой шар со снегурочкой, мама остановила её:

Не трогать! Я поторопилась, надо было игрушки внести в тепло заблаговременно, чтобы они нагрелись. А сейчас они холодные, поэтому, видишь, они запотели и стали мокрыми. Если их трогать руками, то можно испортить рисунок, повредить присыпку либо блёстки. Я сейчас аккуратно выложу игрушки на скатерть, и пусть они до утра просыхают.

Даша вначале огорчилась, что не увидит сегодня нарядную ёлку, но потом успокоилась и принялась с удовольствием рассматривать игрушки, которые мама выкладывала на журнальный столик. Игрушек было много - тут были и различные шары, и фигурки сказочных героев, и фигурки животных, и домики, и машинки, и фрукты с овощами и разноцветные шишки. Даше они были хорошо знакомы с прошлого Нового Года. Тем не менее, она периодически спрашивала маму: - «А эту игрушку кто нам подарил?» И мама рассказывала историю появления данной игрушки. И так продолжалось до самого последнего свертка. А вот на последней игрушке мама задумалась. Это был обыкновенный шар ярко желтого цвета, без рисунка, без надписей и каких-либо украшений.

Историю этого шара я не помню. Да и сам шар какой-то невзрачный, не красивый. Может быть, не будем его вешать на ёлку? – показывая его Даше, спросила мама.
Даша в упор посмотрела на шар и увидала в нем свое отражение, как в зеркале.
- Нет, нет! – сказала она. – Посмотри, какой он зеркальный. В нем и я, и ты, и вся наша комната отражается!
-Ну ладно, завтра где-нибудь на ёлке и ему место найдем! А сейчас в ванну и спать.
К этому времени папа успешно собрал ёлку. Мама, собрав все развернутые бумажные салфетки в пустой контейнер, выключила свет и все пошли в спальню. Прежде чем выйти из комнаты, мама раздвинула шторы и приоткрыла форточку, чтобы проветрить комнату.

Как только закрылась дверь, комната наполнилась легким светом от фонарей уличного освещения. И тут среди ёлочных игрушек возникло оживление. Нет, они не стали бегать и прыгать, но они заговорили!

Наконец-то о нас вспомнили, а то я все бока отлежал в этом тесном контейнере, - заявила фигурка снеговика.
- Это о вас только что вспомнили, а обо мне ни когда не забывали. Ведь я так очаровал всех своей красотой в прошлом году! Ведь я висел на самом видном месте, - заявил большой шар с цифрами 2018.
- А я думаю, на твоем месте теперь будет висеть твой двойник с цифрами 2019, а тебя сместят куда-нибудь на задний план. А вот я снова буду висеть там же, где и в прошлом году. Ведь я самый нарядный из вас! – высокомерно сказал синий шар с нарисованным на нем белым собором с золотыми куполами.
- Нет, мне будет уделено больше внимания, чем вам, потому, что я самый оригинальный и самый торжественный, - заявил черный шар с золоченой каретой, запряженной тройкой лошадей.
- А, по-моему, самым главным элементом ёлки является верхушка, и именно такая шикарная, как я! - вмешалась в спор елочная верхушка.
- Ошибаетесь, - в один голос воскликнули два шара с рисунками Деда Мороза и Снегурочки, - вы что, забыли, кто в Новый Год правит балом?
- Да, да! – вмешалась в спор фигурка Деда Мороза. – Что я самый важный на ёлке, ни у кого не должно даже вызывать сомнения.
Постепенно в спор включались и другие игрушки, обстановка накалялась с каждой минутой, но вдруг кто то обратил внимание на тот самый желтый шар, который был вынут из контейнера последним. Он совершенно спокойно лежал среди спорящих игрушек, и не проявлял ни каких эмоций.
Черный шар с русской тройкой высокомерно посмотрел на него и громко спросил:
- Господа, а что делает среди нас это желтолицее гольё? Отсутствие какого-нибудь наряда просто позорит наше общество.
- Да, да, он позорит нас! - подхватили шарики, украшенные рисунками снежинок, звездочек и замысловатых узоров.- Мы, эксклюзивные игрушки ручной работы Клинского Подворья, должны висеть рядом с этим гольём?
- Не место ему среди нас! – заворчала фигурка снеговика.
Не отставали и другие игрушки, каждый старался подобрать фразу пообиднее.

Бедный жёлтый шар лежал ни жив, ни мертв. Столько ненависти и презрения он ни когда ещё не слышал. Он и до этого был огорчен тем, что Дашина мама не хотела вешать его на ёлку. А ведь уже много лет из года в год он участвовал в украшении новогодней ёлки. Неужели в этом году он не увидит новогоднего фейерверка, не увидит радость детей, извлекающих из-под ёлки подарки от Деда Мороза?

На следующий день ёлку поставили около окна и нарядили. Та сторона, которой ёлка была обращена в сторону комнаты, считалась главной. Именно на неё размещались самые красивые игрушки, а игрушки попроще вешались на сторону, обращенную к окну.
Шар с золотыми куполами оказался прав, на самом видном месте был повешен шар с цифрами 2019, шар с цифрами 2018 оказался далеко от центра. Так же в центре ёлки разместились и Золотые купола, и Новогодняя тройка, и Дед Мороз со Снегурочкой. Рядом с ними все свободные веточки заняли шишки, фигурки, звери, снеговик, домики, сердечки, колокольчики и другие эксклюзивные украшения. Остальные игрушки были развешены слева и справа от центра, а так же на задней стороне ёлки.

Судьбу желтого шара решила Даша. Она заставила маму повесить его на ёлку. Мама долго искала ему место, поднося его то с правого бока ёлки, то с левого. В конце концов он был повешен на задней стороне ёлки, при этом он оказался в центре окна, и с его ветки через стекло хорошо было видно улицу и часть городской площади.

На ёлку повесили разноцветную электрическую гирлянду так, что она освещала только переднюю сторону и в её свете самые красивые игрушки казались ещё красивее. Мерцающий свет гирлянды практически не доходил до желтого шара, мешали густые зеленые иголки искусственного лапника. От этого желтый цвет шара превращался в грязно-зеленый.

Во время украшения ёлки желтый шар опять услышал в свой адрес много обидных и злых реплик от других игрушек. Ни кто из них не хотел, чтобы желтый шар вешали рядом. Настроение желтого шара было скверное, утешала его только одна мысль, что очень скоро он ещё раз увидит праздничный фейерверк.

И вот Новый Год наступал. Вся семья сидела за праздничным столом и любовалась красивой ёлкой, бегущими разноцветными огоньками гирлянды, прекрасными игрушками на передней стороне ёлки. Всем было весело - взрослым от ощущения праздника, Даше - от полученных подарков Деда Мороза, красивым ёлочным игрушкам - от внимания. И только желтому шару было грустно, он не видел праздника и на него ни кто не обращал внимания.

И вот забили куранты, все радостно закричали: - «С Новым Годом! С Новым Счастьем! Ура!» В это время на площади все засверкало, раздались взрывы петард и фейерверков. Все подошли к окну и стали смотреть на улицу.

Давайте выключим свет, салют будет видней, - предложила мама.
Папа выключил свет, в комнате стало темно. На фоне ярко освещенной улицы ёлка выглядела темным треугольником. Ни одного шара не было видно. Даша прильнула к окну рядом с ёлкой. Площадь, улица и всё небо сверкало, искрилось и громыхало. В этот момент она посмотрела на ёлку и увидела желтый шар. Но это был уже не желтый шар, а фантастически красивый сосуд, в котором отражалось все, что происходило на улице. Все фейерверки, салюты, разноцветные ракеты, переливающиеся гирлянды соединились в этом шаре. Это был сгусток красок и цветов. Это было настоящее новогоднее чудо.

Мама, папа, смотрите – новогоднее чудо в желтом шаре! – радостно закричала Даша и захлопала в ладоши. Все это увидели и зачарованно смотрели уже не на улицу, а на шар.

Шар был полон счастья, забыты все обиды, он видит праздник, он замечен, он нужен! И главное для него было то, что он доставил радость Даше!

"На 16-ый Конкурс на свободную тему - Международного Фонда ВСМ"

^ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БАБОЧКА» (повторение, см. с. 105).


  • ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БАБОЧКА И ЦВЕТОК».

    Цели. Формирование грамматического строя речи, обучение пониманию про­странственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, из, около, за, от и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.

    Оборудование. Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки, фланелеграф или магнитная доска.

    Описание. Логопед помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям вы­полнять следующие действия с бабочкой: «Посади бабочку на цветок. Помести ба­бочку высоко над цветком. Спрячь бабочку под цветком. Помести бабочку слева от цветка» и т. п.

    Пятница

    1. ^ РАБОТА С ИГРУШКОЙ-ЗАСТЕЖКОЙ «БАБОЧКА».

    Цели. Развитие оптико-пространственной функции, конструктивного праксиса, мелкой моторики.

    Оборудование. Бабочки-застежки для каждого ребенка.

    Описание. Логопед предлагает детям рассмотреть бабочек, показать тулови­ще, голову, крылья, усики, расстегнуть пуговички, разобрать бабочку, а потом снова собрать ее.


    1. ^ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БАБОЧКА» (повторение, см. с. 105).

    2. УПРАЖНЕНИЕ «ПОХЛОПАЕМ».
    Цели. Формирование навыка слогового анализа слов, упражнение в отхлопывании ударных слогов в словах - названиях насекомых.

    Оборудование. Предметные картинки с изображениями насекомых, набор­ное полотно.

    Описание. Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки, предлагает вспомнить названия насекомых, отхлопать ударные слоги в названиях.

    Лето. Игры с водой

    Понедельник*

    1. ^ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.

    Цели. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогиче­ской речи. Развитие зрительного внимания.

    Оборудование. Сюжетные картинки «Летние игры» (рис. 47), наборное по­лотно.

    Описание. Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает показать, кто делает куличик, кто купает куклу, кто пускает кораблик, кто нагру­жает машину. После этого отрабатываются диалоги:


    • Кто это? (Оля.)

    • Что делает? (Куличик.)

    • Кто это? (Аня.)

    • Что делает? (Купает куклу.) И т. п.
    Затем логопед предлагает ребятам выбрать по одной картинке и сказать, кто на ней нарисован и чем он занимается: «Оля делает куличик. Аня купает куклу».

    ^ 2. УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИКИ».

    Цели. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработка длитель­ной воздушной струи.

    Оборудование. Большой таз или надувной бассейн с водой, кораблики.

    Описание. Логопед помещает таз на возвышение, чтобы вода была на одном уровне с губами детей, показывает, как следует набрать воздух, сделав глубокий вдох, не поднимая плеч, как нужно дуть на кораблик, не раздувая щек. Упражне­ние выполняется не более трех раз, чтобы избежать у детей головокружения. Дети дуют на кораблики, логопед осуществляет контроль.

    3. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЛИВАЛЬНАЯ МАШИНА» (повторение, см. с. 99).

    Вторник

    1. ^ УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРЕМ КОРАБЛИКИ».

    Цели. Развитие оптико-пространственной функции, развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, обучение составлению изображения предмета по об­разцу из разновеликих палочек.

    4-я неделя мая.

    Оборудование. Наборы разновеликих па­лочек по количеству детей.




    Описание. Логопед напоминает детям, как плавали кораблики, и предлагает собрать кораб­лики из палочек. Логопед показывает образец и предлагает детям сделать точно такие же кораб­лики.

    1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОДУВАНЧИК» (по­вторение, см. с. 102).

    2. ^ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЮ­ЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.
    Цели. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи.

    Оборудование. Сюжетная картинка «Летом на речке» (рис. 48).

    Описание. Логопед демонстрирует детям картинку и предлагает показать, кто строит дом, кто купается, кто играет в мяч. После этого отрабатываются диалоги:


    • Кто это? (Вова.)

    • Что делает? (Строит дом.)

    • Кто это? (Катя/)

    • Что делает? (Купается.) И т. п.
    Затем логопед предлагает детям сказать, кто что делает: «Вова строит дом. Катя купается. Дети играют в мяч.»

    Четверг

    1. ^ УПРАЖНЕНИЕ «ОБЛАКА».

    Цели. Развитие зрительного внимания, наблюдательности, творческого вооб­ражения. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработка длитель­ной плавной воздушной струи.

    Оборудование. Комочки ваты.

    Описание. Логопед предлагает детям понаблюдать за облаками, обратить вни­мание на то, какие они белые, пушистые, на кого они похожи. Потом показывает, какие маленькие ватные «облачка» есть у него, и предлагает ребятам подуть на «облачка», чтобы они полетели. Логопед показывает, как нужно правильно дуть. Обращает внимание детей на то, что стоять надо прямо, руку с «облачком» держать на уровне губ, при вдохе не поднимать плечи, а при выдохе не раздувать щеки. Дети дуют «на облачка», логопед осуществляет контроль. Упражнение выполня­ется не более трех раз, чтобы избежать у детей головокружения.


    1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОНЬ» (повторение, см. с. 82).

    2. ^ ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛЕТО».
    Цели. Заучивание небольшого стихотворения с опорой на сюжетную картинку.

    Оборудование. Сюжетная картинка «Летом на речке» (см. рис. 48). Описание. Логопед помещает на наборное полотно сюжетную картинку и чи­тает детям стихотворение:

    Лето! Лето! Скоро лето. Что такое лето? Это Солнце, отдых и всегда В речке теплая вода.

    Логопед объясняет ребятам, что дети купаются, потому что наступило лето и стало тепло. Стихотворение заучивается по одной строчке, которую сначала про­износит логопед, потом все хором, потом - по одному. Так же повторяется и все стихотворение.

    ^ 1. УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ».

    Цели. Развитие творческого воображения, выразительности и координации движений.

    Описание. Логопед предлагает детям «превратиться» в полевые цветы, пред­ставить, что туловище - это стебель, голова - цветок, руки - листья. Выясняет, кто в какой цветок «превратился», а потом предлагает детям показать, как цветы растут, тянутся к солнышку, наклоняются от ветра, шевелят листиками, когда на них капает дождик, и т. п.


    1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙКА» (повторение, см. с. 90).

    2. ^ РАБОТА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ.
    Цели. Формирование грамматического строя речи. Образование формы роди­тельного падежа существительных со значением отсутствия.

    Оборудование. Сюжетная картинка «Летом на речке» (см. рис. 48), наборное полотно.

    Описание. Логопед помещает на наборное полотно уже знакомую детям кар­тинку и обращает их внимание на то, какие игрушки у ребят на картинке (мяч, круг). Далее логопед задает вопросы, а дети отвечают на них:


    • Чего нет у Вовы? (Показывает на мальчика, который строит дом). (Нет мяча, нет круга.)

    • Чего нет у Кати? (Показывает на девочку, которая купается). (Нет мяча.)

    • Чего нет у детей? (Показывает на детей, которые играют в мяч). (Нет круга.)
    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ^ АДАПТИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

    ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ

    СКАЗКА про игрушки

    У Илюши было много игрушек: желтый паровоз, мохнатый мишка, белая ло­шадка, пушистый цыпленок, пожарная машина, блестящая дудочка, большой ба­рабан. Илюша целый день играл с ними, а вечером ему очень не хотелось убирать игрушки в шкаф.

    Я устал, спать хочу, - ныл Илюша.

    Мама вздыхала и убирала игрушки сама. Однажды она сказала:

    Смотри, игрушки могут обидеться на тебя.
    И игрушки действительно обиделись.

    ~~ У-у-у! Я уеду в детский сад, - загудел паровоз.


    • О-о-о! А я уйду в зоопарк, - зарычал мишка.

    • И-и-и! А я поскачу в деревню, - заржала лошадка.

    • Пи-пи-пи! И я тоже, - запищал цыпленок.

    • Би-би-би! А я уеду к другому мальчику, - загудела машина.

    • Ду-ду-ду! Я ему тоже пригожусь, - запела дудочка.

    • Бум-бум-бум! И я, - загремел барабан.
    - Нет! Нет! Не уходите! - закричал Илюша и начал быстро расставлять иг­рушки на полках в шкафу.

    С тех пор он всегда убирал игрушки сам. А вы сами убираете свои игрушки?

    СКАЗКА про красное платье в белый горошек

    Мама купила Кате нарядное красное платье в белый горошек. На платье был белый воротничок и большие белые кармашки. Катя пришла в детский сад как раз к завтраку. За столом она вертелась, болтала с Аришей и поэтому сначала уронила на платье ложку каши, потом булку с маслом. Платье сразу стало не таким наряд­ным. А когда во время обеда Катя пролила на него ложку борща и уронила котлету, платье стало просто не узнать. Оно стало жирным и разноцветным от пятен.

    Перед тихим часом Катя повесила платье на стульчик. Заснув, она увидела сон...


    • Фу! Какое ты грязное! - сказало Аришкино платье, которое было не очень нарядное, но зато чистое и аккуратное.

    • Бр! Какое ты жирное! - сказала Кирюшина клетчатая рубашка.

    • Что же мне теперь делать? - спросило Катино платье.

    • А ты стань черным, и тогда на тебе не видно будет грязи, - сказали Илюши­ны штаны.
    - И пусть эта неряха всегда ходит в черном, - сказало Аришкино платье.
    Когда Катя проснулась, она подбежала к стульчику и облегченно вздохнула,

    увидев свое грязное красное платьице. С этого дня Катя стала аккуратной девочкой и больше никогда не пачкала свою одежду.

    ^ Сказка про тапки с помпонами

    На день рождения Кирюше подарили желтые тапки с белыми помпонами. Тапки были мягкими и пушистыми. Они очень понравились мальчику. Папа сказал:

    Надевай тапки правильно, не мни задники, не то они убегут от тебя.

    Но у Кирюши было так много дел, что он быстро забыл папино предупреждение, спешил, надевал тапки неправильно и мял задники. И однажды, когда Кирюша ушел в детский сад, произошло вот что.


    • Посмотри, на кого мы стали похожи, - сказала левая тапка.

    • Да, а какими были нарядными, - вздохнула правая тапка.

    • А давай убежим от Кирюши к другому мальчику, который будет носить нас правильно.
    И тапки дружно затопали к двери:

    Топ-топ-топ!

    Потом вышли на лестницу и застучали по ступенькам:

    Тук-тук-тук!

    Когда Кирюша вернулся из детского сада, тапок не было ни в коридоре, ни под кроватью, ни под стулом. Кирюша подбежал к окну. На снегу были видны следы. Грустный Кирюша пошел в другую комнату. В комнате за столом сидел папа, а перед ним стояли желтые тапки с помпонами.


    • Я поймал твои тапки на улице и починил их. Теперь ты будешь надевать их правильно?

    • Буду! Спасибо! - сказал Кирюша, правильно надел тапки и побежал в свою комнату.
    сказка про кроватку

    Каждый вечер, когда нужно было ложиться спать, Кирюша начинал капризни­чать:

    Не хочу спать! Не буду спать! А-а-а!

    Кирюшу уговаривала мама, уговаривал папа, уговаривал брат Илюша. Мама пела Кирюше колыбельную, папа рассказывал сказку, Илюша отдавал свою любимую машину. Ничего не помогало. Кирилл еще громче кричал:

    Не хочу спать!

    И вот однажды вечером, когда Кирюша опять кричал, случилось невероятное: ис­чезла Кирюшина кроватка, только на ковре остались четыре вмятины от ее ножек.


    • Кроватка обиделась на тебя и исчезла, - сказала мама. Кирюша испугался:

    • А где же мне спать?

    • Негде, - сказал папа, - разве что с Бесси.
    Но коккер-спаниель Бесси сердито посмотрела на Кирюшу и разлеглась, заняв весь свой коврик.

    • Может быть, Илюша потеснится? - спросила мама.

    • Ну уж нет. Мне и так кровать мала, - сказал Илюша.
    Грустный Кирюша побрел в ванную чистить зубы, а когда вернулся в комнату, кроватка стояла на месте. Кирюша быстро залез под одеяло и закрыл глаза. Когда папа, мама и Илюша заглянули в комнату, Кирюша крепко спал. И с тех пор он никогда не кричал вечером: «Не хочу спать!»

    сказка про елочные игрушки

    Утром Илюша проснулся и почувствовал, что в доме пахнет елкой.

    Он побежал в большую комнату. У окна стояла елка. Зеленая, высокая, пушис­тая. На ветках покачивались блестящие игрушки: разноцветные шары, серебря­ный колокольчик, большой барабан, часы и золотая дудочка. Илюша обошел во­круг елки, дотронулся до колокольчика, колокольчик тихо ответил тоненьким го­лоском: «Дин-дон, дин-дон!»

    Илюша прикоснулся к барабану, и барабан громко забарабанил: «Бум-бум-бум!»

    Илюша приложил ухо к часам и услышал, что они тихонько тикают: «Тик-так! Тик-так!»

    А когда Илюша раскачал на ветке золотую дудочку, она громко и звонко запела: «Ду-ду-ду-ду-ду!»

    Удивился Илюша, что все игрушки на елке имеют свои голоса. Он отошел в сторон­ку и прислушался - игрушки тихонько звенели. Илюша подумал: « Новый год - вол­шебный праздник. У меня волшебная елка, а на елке волшебные игрушки ».

    сказка про большую синюю чашку

    Бабушка подарила Илюше большую синюю чашку и сказала, что если Илюша будет пить молоко из этой чашки, то вырастет большим и сильным. Но Илюша не любил молоко и каждый день капризничал, когда мама наливала ему молоко в большую синюю чашку.

    И вот что произошло однажды: ночью, когда все уснули, большой чайник на плите сказал посуде:


    • Давайте организуем оркестр! - И запыхтел: - Пых! Пых! Пых!

    • Давайте! - согласилась кастрюля и застучала крышкой: - Бум! Бум! Бум! Ах, как это чудесно!

    • Динь! Динь! Динь! - зазвенела в стакане ложка.

    • А что же буду делать я? - спросила большая синяя чашка.

    • А ты подпрыгивай и стучи: тук, тук, тук! - предложил чайник.

    • Но я же могу упасть и разбиться, - возразила чашка.

    • А ты аккуратненько, - сказала кастрюля. И такая тут началась музыка:

    • Пых! Пых! Бум! Бум! Динь! Динь! Тук! Тук!
    Чашка так развеселилась, что забыла про осторожность, упала со стола и разби­лась на мелкие осколки.

    Как жаль, - сказал чайник, - теперь Илюше не из чего пить молоко, и о к
    навсегда останется маленьким.

    И тут Илюша проснулся, понял, что ему все это приснилось, побежал на кухню и попросил маму налить ему молока в большую синюю чашку.

    Цыпленок и утенок

    Встретились цыпленок и утенок.


    • Я иду гулять, - сказал цыпленок.

    • Я тоже, - сказал утенок.

    • Я рою ямку, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок.

    • Я нашел червяка, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок.

    • Я поймал бабочку, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок.

    • Я иду купаться, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок.

    • Я плыву, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок и прыгнул в воду.

    • Ой! Спасите! Тону! Вытащил утенок цыпленка.

    • Я еще иду купаться, - сказал утенок.

    • А я - нет, - сказал цыпленок. (По В.Сутееву)
    Петушок с семьей

    Ходит по двору петушок: на голове - красный гребешок, под носом - красная бородка. Нос у Пети долотом, хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

    Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие! Чер­ненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зер­нышко припас!

    Курочки с цыплятками собирались, раскудахтались; зернышком не поделились - передрались.

    Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал:

    Ку-ка-ре-ку!
    (По К. Ушинскому)

    Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, внучка - за бабку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, внучка - за бабку, Жучка - за внуч­ку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, внучка - за бабку, Жучка - за внучку, кошка - за Жучку, тянут-по­тянут, вытянуть не могут. Позвали мышку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, внучка - за бабку, Жучка - за внучку, кошка - за Жучку, мышка - за кошку, тянут-потянут. Вытянули репку.

    (Русская народная сказка)

    Стояла поздняя осень. С деревьев облетели листья, и только на верхушке дикой яблони висело одно-единственное яблоко.

    Бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как же его достать? Смотрит заяц - на елке сидит ворона и смеется.


    • Кар! Кар!

    • Эй! Ворона! Сорви-ка мне яблоко!
    Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала. Яблоко упало вниз.

    Спасибо тебе, ворона! - сказал заяц и хотел яблоко поднять, а яблоко, как
    живое, зашипело и побежало.

    Испугался заяц, а потом понял, что яблоко упало на ежа, который спал под яблоней. Еж спросонья бросился бежать.


    • Стой! Куда мое яблоко потащил? - закричал заяц.

    • Это мое яблоко. Оно упало, я его поймал, - говорит еж.

    • Напрасно спорите, - вмешалась ворона, - это мое яблоко, я его сорвала. Все стали кричать:

    • Мое яблоко!
    Крик и шум стоит на весь лес. И уже драка начинается. Но тут появился медведь и как рявкнул:

    • Что за шум? Все к нему:

    • Рассуди нас, Михаил Иванович. Кому яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали медведю все как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом
    и спросил:

    • Кто яблоко нашел?

    • Я! - сказал заяц.

    • А кто яблоко сорвал?

    • Как раз я! - крикнула ворона.

    • А кто его поймал?

    • Я поймал! - пискнул еж.

    • Вы все правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...

    • Но тут только одно яблоко! - сказали заяц, ворона и еж.

    • Разделите яблоко на равные части, и пускай каждый возьмет себе по кусочку. И все хором воскликнули:

    • Как же мы раньше не догадались?
    Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек он отдал зайцу:

    • Это тебе, заяц. Ты первый увидел яблоко. Второй кусочек вороне отдал:

    • Это тебе, ворона. Ты яблоко сорвала. Третий кусочек еж себе в рот положил:

    • Это мне, потому что я яблоко поймал. Четвертый кусочек ежик медведю в лапу положил:

    • А это тебе, Михаил Иванович...

    • Мне-то за что?

    • А за то, что ты нас всех уму-разуму научил!
    И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что медведь рассудил справедливо, никого не обидел. (По В. Сутееву)

    Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

    Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку" помети, не наскребешь ли
    муки на колобок.

    Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, испекла и на окошко студить положила.

    Большой деревянный ящик для хранения муки или зерна.

    Колобок полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку прыг, с лавки на пол, по полу к двери, прыг за порог - да и на крыльцо, с крыльца во двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

    Катится колобок, а навстречу ему заяц:



    • Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
    Я колобок, колобок,

    Я по коробу скребен,

    По сусеку метен,

    На сметане мешон,

    В печке печен,

    На окошке стужен.

    Я от дедушки ушел,

    Я от бабушки ушел,

    От тебя, зайца, подавно уйду!

    И покатился по дороге. Только заяц его и видел! Катится колобок, а навстречу ему волк:


    • Колобок, колобок, я тебя съем!

    • Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:
    Я колобок, колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, В печке печен, На окошке стужен. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, От тебя, волк, подавно уйду! И покатился по дороге - только волк его и видел! Катится колобок, навстречу ему медведь:

    • Колобок, колобок, я тебя съем!

    • Где тебе, косолапому, съесть меня!
    Я колобок, колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, В печке печен, На окошке стужен. Я от дедушки ушел,

    Я от бабушки ушел,

    Я от зайца ушел,

    Я от волка ушел,

    От тебя, медведь, подавно уйду!

    И опять покатился - только медведь его и видел! Катится колобок, навстречу ему лиса:

    Колобок, колобок, спой мне песенку!
    Колобок и запел:

    Я колобок, колобок,

    Я по коробу скребен,

    По сусеку метен,

    На сметане мешон,

    В печке печен,

    На окошке стужен.

    Я от дедушки ушел,

    Я от бабушки ушел,

    Я от зайца ушел,

    Я от волка ушел,

    Я от медведя ушел,

    От тебя, лисы, нехитро уйти!

    А лиса и говорит:

    Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Сядь ко мне на нос да спой еще разок
    погромче.

    Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче. А лиса опять:

    Колобок, колобок. Сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
    Колобок прыг лисе на язык, а лиса его - ам! - и съела.

    (Русская народная сказка)

    Кораблик

    Пошли гулять на речку лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.


    • Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду.

    • Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок.

    • Ква-ха-ха! - засмеялся лягушонок. - Куда же вы годитесь!
    Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок и решили построить кораб­лик. Цыпленок принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей при­тащил соломинку. А жучок - веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали - и построили кораблик. Столкнули кораблик в воду, сели на него и поплыли. Лягушонок высунул голову из воды, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь.

    (По В. Сутееву)

    Список литературы

    1. АксаринаГ. М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1974.


    1. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). - М., 1991.

    2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

    3. Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., 2003.
    б.ГербоваВ.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М., 1981.

    6. Детский аутизм (хрестоматия) / Сост. Л. М. Шипицына. - СПб., 1997.

    n i . Детстве/. 1 Л"ЕЛя, 5/аж1«й1 рйэтгятйТ! "й тшетгятннии детей ъ детском саду. - ТЛ1Ь., 1996.


    1. Детство: План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. - СПб., 1997.

    2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Но­воселова. - М., 1985.

    1. Жукова Н. С.,МастюковаЕ. М., Фи л ичеваТ. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

    2. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. - Л., 1985.

    3. Кузьмина Н. Н., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1982.

    4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М., 1989.

    5. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПб., 1997.

    6. Лялина Г. М. Воспитание и развитие речи детей раннего возраста. -М., 1981.

    7. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических заняти­ях. - М., 1991.

    1. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: До­школьная тетрадь. - СПб., 2003.

    2. Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. - СПб., 2003.

    3. Полякова М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрас­тных группах детского сада. // «Дошкольная педагогика», 2001, № 1.

    4. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста. - СПб., 2003

    5. СадовниковаЛ. Г. Ваш ребенок начинает говорить. - СПб., 1996.

    6. Сутеев В. Г. Сказки и картинки. - М., 1977.

    7. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного воз­раста. - М., 1986.

    8. ТихееваЕ. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1981.

    9. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1951.

    Рис. 1. «Семья»


    Рис. 2. «Илюшины игрушки»








  • Рис. 5. Сюжетные к

    артинки к упражнению «Что делает"."»