Готовимся в велопоход. Готовимся в велосипедный поход. Что брать и что не надо? В поход на велосипеде

Одним из самых интересных и простых походов можно назвать поход на велосипедах. И по силам так путешествовать не сложно, если имеется хоть какая-то минимальная подготовка, и по дальности можно посетить намного больше мест, чем в случае с пешим походом. Сегодня разберем, что же надо брать с собой именно в велопоход.

Оборудование для похода на велосипедах

В первую очередь вам надо позаботиться о том, чтобы ваш велосипед был оборудован всем необходимым, что может понадобиться в поездке.

Насос

В первую очередь это насос. Проколы в поездке случаются часто. Иногда может пропускать ниппель, или погода может измениться с жары на холод и давление воздуха в шинах может измениться. Во всех этих случаях просто необходимо иметь насос. Лучше отказаться от старых насосов со шланчиками. А потратиться и приобрести современный легкий и надежный ручной насос. Такие насосы в большинстве случаев имеют специальную систему крепления, которая устанавливается на раму. Поэтому не будет необходимости искать для него место в рюкзаке.

Также при покупке насоса обязательно проверьте, чтобы его насадка подходила именно к вашему ниппелю. Сейчас видов ниппелей достаточно, чтобы в них запутаться.

Велоаптечка

Это «бинты и йод», но только . Если вдруг с вашим двухколесным другом случится поломка, то без инструментов не обойтись. Поэтому с собой обязательно надо иметь набор шестигранников, гаечные ключи тех размеров, гайки которых имеются у вас на велосипеде. Это надо проверить заранее, чтобы не везти все подряд. Желательно иметь плоскогубцы, выжимку для цепи и специальный ключ для спиц, чтобы в случае чего исправить восьмёрку.

Обязательно должен быть ремкомплект, который состоит из клея, наждачки и готовых заплаток. На случай прокола. При этом желательно также иметь запасную камеру, так как бывают проколы, которые невозможно заклеить.

Бутылочка с креплением

Чтобы каждый раз, когда вам захочется пить, не останавливаться, желательно иметь специальную бутылочку, которую легко доставать во время движения из специального крепления.

Фонарик

Также позаботьтесь о наличии фонарика. Даже если вы рассчитываете приехать до наступления темноты, на случай форс-мажора лучше иметь приборы освещения.

Долгая езда на велосипеде без перчаток обеспечит вас мозолями на руках. Чтобы этого не произошло, приобретите специальные перчатки без пальцев. В них и руки не будут потеть, и мозоли вы не натрете.

Багажник

Чтобы как можно меньше вести в рюкзаке, или обойтись совсем без него, надо приобрести велобагажник.

Одежда для велопохода

Если вы не заядлый велолюбитель, у которого имеется специальная велоодежда. То не отчаивайтесь. Ездить в поездки на велосипедах любой дальности можно и в обычной легкой спортивной одежде.

Не стоит надевать для велопохода джинсы или брюки. Это одежда для ходьбы, а не для занятий спортом. Она не отводит тепло и влагу и будет сковывать движения и натирать.

Если на улице жарко, то можно ехать в шортах и футболке. Если тепло, но дует холодный ветер, то лучше надеть что-то ветрозащитное.

Не забывайте про очки. В велопоездке они очень важны, чтобы глаза не слезились и различные мошки не врезались вам в глаза на полном ходу.

Обувь для похода на велосипедах тоже не обязательно должна быть специальной. Достаточно иметь дышащие кроссовки. В целом надеть можно даже обыкновенные кеды. Но у них проблема заключается в том, что они могут скользить по педалям. Поэтому кроссовки - более предпочтительный вариант. В холодную погоду желательно надевать кроссовки без дышащей поверхности.

Не отправляйте в велопоездку в туфлях и шлепках. Ну и резиновые сапоги с валенками тоже будут не лучшим выбором.

Рюкзак для велопохода

Лучше всего, особенно если поход на далекое расстояние, все, что вы берете с собой, складывать в сумку, которая будет закреплена на багажнике.

С рюкзаком на спине ехать вполне удобно. Но у него есть два существенных минуса. Во-первых, со временем ваши плечи начнут уставать от статической нагрузки. Во-вторых, спина от рюкзака сильно потеет.

Что взять в велопоход?

Этот вопрос задают удивительно часто! Часто не по абсолютной величине, а относительно сути вопроса - мне кажется, что для человека, собравшегося в поход, вопрос сбора вещей должен быть уже очевиден, иначе он сильно рискует.

На самом деле, не все в этом вопросе однозначно. В силу уникального для каждого похода сложения объективных причин и причин субъективных, универсального списка вещей, необходимых и достаточных во всяком походе, не существует. Именно по этой причине я категорически против того, чтобы вы нашли здесь этот список, набрали всякого барахла в соответствии с ним, а потом меня ругали. Вы должны подумать сами, а здесь я только поделюсь своими соображениями. Читая, подумайте, насколько это подходит вам. Попробуйте порассуждать.

Хочу сразу оговориться, что здесь речь пойдет о 2-5-дневном походе в условиях нашего региона - Ленинградская, Псковская, Новгородская области. Возможно, сведения будут приемнимы и к другим уголкам нашей Родины, но список барахла зависит от многих факторов, поэтому, прежде, чем примерять на себя написанное здесь, подумайте, насколько район вашего похода похож на перечисленные по климатическим, экологическим, экономическим и социальным факторам. В то же время сама методика выбора барахла для похода довольно универсальна.

Разумеется, все написанное является лишь моим личным опытом, в меньшей степени - опытом моих друзей, и уж никак не истиной в последней инстанции.

Но начнем мы с другого вопроса: не что брать, а куда все это класть. Ведь все необходимое надо будет еще и увезти с собой, не забывайте об этом!

Куда класть вещи в велопоходе?

Принципиально есть 4 места, куда можно засунуть вещи:

  • На элементах одежды - в карманах и в маленькие такие сумочки на пояс. Преимущество в быстрой доступности размещенных таким образом вещей и в том, что вещи, размещенные на тушке, практически всегда находятся под вашим контролем. А вот недостатков больше: даже маленький груз на тушке будет стеснять ваши движения; хрупкие вещи легко раздавить, прижавшись ненароком к велосипеду или иным твердым внешним объектам; слишком высокая уязвимость по отношению к дождю, если погода дождливая; сильно ограниченный объем. Поэтому на тушку я рекомендую крепить только деньги и документы, упрятанные предварительно в полиэтиленовый пакет.
  • В заплечный рюкзак. Преимуществ много: груз более защищен от внешних воздействий, оставаясь при этом легко доступным - рюкзак легко снять; рюкзак имеет довольно большую вместимость; рюкзак не раздалбывает велосипед при неровной дороге и не создает проблем, если приходится слезть с велосипеда и вести или нести его руками, например, по лесу; рюкзак довольно хорошо контролируется вами - с ним можно отойти от велосипеда, например, в магазин. Но есть и недостатки: тяжелый рюкзак сильно изматыват, от него начинает болеть спина и плечи, он может сдавливать вены шеи и нарушать отток крови от головы. По этой причине заплечные рюкзаки объемом более 40 л я считаю для велопоходов неприемлемыми. Наконец, рюкзак можно забыть в поезде - не кладите туда документы.
  • На багажник - чаще всего в рюкзак типа "штаны". Преимуществ я вижу только два: совершенно не нагружает плечи и обычно имеет большую вместимость, чем заплечный рюкзак. Это весомые в дальних походах преимущества, но в походах до 5 дней они перекрываются недостатками, перечисленными далее, поэтому для коротких походов я НЕ рекомендую грузить что-либо на багажник. Вот недостатки: вещи на багажнике легко могут быть украдены, даже если вы привязали велосипед, когда вы от него отходите; вещи на багажнике существенно ухудшают маневренность и управляемость велосипеда; увеличивается нагрузка на заднее колесо (напоминаю, что спицы сзади особенно трудно менять); "штаны" могут сильно увеличить парусность велосипеда; вещи на багажнике не контролируются вашими органами чувств и могут быть незаметно потеряны по дороге; совершенно непонятно, что делать с набранными на багажник вещами, если багажник сломается - "штаны" неудобно переносить за плечами; очень трудно переносить велосипед в руках по лесу и бездорожью, если у него нагружен багажник, да и влезая в электричку (что часто приходится делать велотуристам из больших городов) вы тоже неизбежно скажете пару крепких слов в адрес "штанов" и тех, кто их догадался взять с собой...
  • Крепить к велосипеду. Это место ограничено, но некоторые вещи, например спицы, можно привязать изолентой к раме, а спальник можно прявязать под седло. Очень удобно.

Конкретный набор вещей для велопохода

После того, как мы определились, с тем, куда мы все поместим, задумаемся о конкретном наборе вещей. Для удобства разделим все на группы по назначению, но есть один принцип, справедливый абсолютно для всех вещей, независимо от их принадлежности к группе. Этот принцип - взвешивание и поиск баланса. Взвешивать надо не сами вещи, я еще не сошел с ума окончательно, а всего лишь аргументы. Аргументы "за" и "против". Аргументом "за" то, чтобы взять вещь является то, насколько вам без нее будет плохо. Аргументов "против" больше. Вот они:

  • Насколько вещь тяжелая? - тяжесть багажа может с таким же успехом сорвать поход, как и отсутствие необходимых вещей.
  • Насколько вещь объемная? - даже легкие вещи большого объема не возьмешь с собой - нет места. На велосипеде добавляется еще одно: парусность. Большая парусность создает заметные трудности при движении на большой скорости.
  • Насколько вещь может быть заменена другими вещами? - нет смысла брать по сути одно и то же дважды.
  • Насколько вещь легко добыть в пути? - глупо брать воду на все время пути при путешествии вдоль реки или брать 10 буханок хлеба при путешествии по густонаселенной местности.
  • Воможно, я буду слишком занят, чтобы пользоватся этим? - можно взять кипу интересных книг, чтобы скрасить досуг, но вот практика показывает, что читать их всегда в походе некогда...

Положительный ответ на каждый из этих вопросов снижает вероятность того, что обсуждаемая вещь должна быть взята в поход.
Теперь рассмотрим все по группам и начнем с самого простого.

Ремонтный набор и запчасти для велосипеда

К изложенным выше соображениям о балансе необходимости и веса добавляются специфические факторы: вероятность поломки, время ремонта и его целесообразность. Поясню на примерах:

Прокол камеры - очень частый вид поломки. И он при наличии инструмента может быть вылечен очень быстро - за 5-15 минут. Поэтому я в обязательном порядке беру с собой насос, запасную камеру, резиновые заплатки и клей. Нельзя ограничиться только заплатками и клеем, т.к. такой вид поломки, как отрыв ниппеля лечится только заменой камеры. Нельзя ограничиться только камерой, так как в иной день бывает по несколько проколов и нужно иметь возможность их заклеить. А вот заплатки для покрышки, средства ее заштопывания или саму запасную покрышку в ближние походы брать нет смысла: покрышка помирает внезапно редко, надо ее просто своевременно осматривать и менять.

С другой стороны, такая поломка, как выход из строя задней втулки требует серьезного ремонта: съемка звездочек, переспицовка колеса. Это займет не менее 4 часов при благоприятных условиях, а вероятность внезапной поломки такого рода низка. Поэтому при путешествии на 2 дня по населенной местности лучше и не пытаться делать ремонт, а сразу эвакуироваться - поход все равно сорван. Вывод: запасные части и инструмент для разборки колес не берем

Думаю, теперь принцип ясен. Перечислю, что я еще беру из данной категории: универсальный разводной ключ (30 мм), отвертку, спицевой ключ, 6-8 запасных спиц (примотаны изолентой к вертикальной трубе рамы), выжимку для цепи, набор шестигранников (складной), несколько запасных гаек, жидкое масло для цепи (смазывать едва только цепь начнет "петь").

Одежда для велопохода

Самое плохое - когда в походе холодно и мокро. Это способно испортить настроение! С другой стороны, весь день сухим остаться не получиться, если дождь. Либо промокнешь от дождя, либо, если одеть непромокаемое, - промокнешь от пота. Важно другое - иметь возможность на привале вечером переодеться в сухое и теплое. Вот что я беру:

  • Бейсболку - от солнца и комаров.
  • Косынку - защита от комаров и клещей вечером в лесу.
  • 2 футболки (когда прохладно - одна из них - тельняшка).
  • Свитер - если только на улице не +25. Толщина свитера зависит от сезона. Свитер дышит - позволяет испаряться поту, но в то же время греет.
  • Тренировочные штаны (2 шт) или шорты - зависит от сезона. Когда холодно - джинсы, какие не жалко.
  • Трусы - по количеству дней путешествия минус 1, но не более 3 шт. Трусы типа "семейные" - они не натирают жопу. Трусы надо менять, потому как свежие трусы это - супер! По этой же причине сама идея велотрусов - полный отстой.
  • Носки - по количеству дней - 1. Чистые носки это так же суперски, как свежие трусы. Носки обычные, х/б. Чтобы утром не одевать холодные наски (неприятно это), запихните их на ночь к себе в спальник. Заодно искать не придется. Есть смысл заготавливать чистые носки, даже если их много. Для этого вечером использованные лучше выстирать и вывесить на улицу.
  • В качестве обуви я использую спортивные тапочки в количестве 2 пары. Одни на ногах, другие - сухие на смену. Использованные вечером сушим у костра. Резиновые сапоги имеют смысл только в переходные сезоны, когда холодно. В теплое время мокрые ноги опасны только на привале, а в движении - фиг с ними.
  • Еще вожу ветровку - на случай жестокого дождя. Будучи водонепроницаемой, она еще и не дает уходить теплу, если ее одеть поверх свитера.

Вещи для обеспечения ночлега в походе

Спать - приятно. Поэтому вожу спальник - в нем тепло. Возится он, кстати, будучи стянут, упакован в пакет для мусора (от дождя) и привязан под седло. Так он не мешается и не занимет полезного места. Часто вожу легкую палатку - защищает от комаров и дождя, если накрыть ее куском полиэтилена. Полиэтилен, кстати, черный и выполняет еще маскировочную функцию. Ночью палатка под ним не видна издали. Пенку ненавижу как класс - она имеет высокую парусность и не приностит в летнее время никакой пользы. Всегда можно положить лишнюю одежду под себя или лапник. На худой конец, лучше, если без пенки не можете, купить или сделать складывающуюся гармошкой, а не сворачиваемую в рулончик - рулон деть совсем некуда и он громоздкий.

Кухонная утварь для приготовления еды в велопоходе

Этот набор я таскаю с собой всегда, благо он легкий - поесть в походе очень важно, а особенно приятно поесть горячую пищу. Наличие индивидуальных инструментов для приготовления еды позволяет приобрести независимость от других членов группы в разных непредвиденных ситуациях.

  • Армейский котелок емкостью 1.3 литра с крышкой - очень полезная вещь. Он легкий, его объема хватает для приготовления еды на 2-3 человека вполне спокойно. Съемная крышка довольно вместительна и может служить как миска для еды или туда можно налить чай. Последнее время я отказался от мысли вешать котелок над костром - обычно я кладу в костер пару толстых веток паралельно друг другу и на них ставлю котелок - так он быстро закипает.
    В продаже еще есть армейские котелки импортного производства (шведские, кажется). В комплекте идет кожух с проволочными подставками, защищающий от ветра спиртовку или таблетки сухого спирта, сама спиртовка и бутылочка для спирта. Только вот практика показала, что на спирте готовить крайне неэффективно - для доведения до кипения полного котла воды требуется около 100 мл спирта - все равно приходится вешать котелок над костром. Немножко лучше, чем у отечественного, реализована ручка - имеется специальный крюк, на который удобно вешать (но лучше ставить на костер). В общем, единственная полезная вещь - кожух, который нужен не всегда. Поэтому в три раза более дорогую цену я считаю неоправданной.
  • Ложка. Универсальное средство для поедания чего угодно. Я вожу с собой столовую ложку из нержавейки. От алюминиевой пришлось отказаться, так как она легко гнется - ложка используется еще и для снимания горячего котла с огня, а в некоторых случаях рукоятка ложки удобна для разбортовки колес - я не вожу для этого специального инструмента.
  • Нож. Я использую складной нож с одним длинным, но прочным лезвием. Считаю важным, чтобы лезвие фиксировалось в открытом состоянии - это уберегает от травм (до того у меня была травма от случайно сложившегося ножа). Всякие навороты не нужны - важна надежность, а надежными являются только простые вещи. Нож применяется не только для нарезания продуктов, но и для вскрывания консервных банок, для срезания всевозможных веточек и палочек, для сбора грибов, наконец. Замечу, что по формальным признакам такой нож может быть отнесен к холодному оружию, ибо трактовка этого понятия очень расплывчата, поэтому не стоит им пользоваться в местах возможного появления ментов и общественном транспорте - зачем лишний геморрой? Все же, мои поездки проходят главным образом в лесах

Указанного набора вполне достаточно. Все остальное, что можно взять для приготовления еды, я считаю лишним грузом.

Костровые принадлежности для похода

Вот что необходимо:

  • Спички. Спичек я беру много и распихиваю, упакованными в полиэтиленовые пакеты, во всевозможные места: в пару карманов рюкзака, в разные карманы одежды и в поясную сумку - тоже. Так меньше вероятность их всех потерять или всех разом промочить. Просто из одних мест их удобнее доставать, в других - меньше вероятность промочить и потерять. Без спичек ехать грустно. Зажигалки использовать не рекомендую - ненадежны. На холоду вообще не работают - бесполезны. Полезная вещь - охотничьи спички - горят на ветру, дожде (хотя влаги боятся) и дают очень жаркое пламя, которым легко поджечь растопку.
  • Растопку. Вещь не обязательная, но сильно облегчает разведение костра в неблагоприятных условиях - под дождем и при отсыревших дровах. Для этого я использую куски велосипедных камер (старых), нарезанные по 10 см. Несколько таких штук всегда валяются у меня в рюкзаке. Они сохраняют горючесть даже после погружения в воду - достаточно ее только стряхнуть. Вопреки расхожему мнению, воняют только пока горят. Запах горелой резины исчезает уже через 2-3 минуты после того, как костер разгорится, и дальше уже не беспокоит

Больше я ничего не беру - ни топоров, ни пил. В наших лесах практически всегда можно наломать дров руками и ногами, а нарубить их ударами по крупным камням, стволам крупных деревьев или зажимая между стволами близкорастущих деревьев и пользуясь длинным концом бревна, как рычагом. В отдельных случаях, когда надо соблюдать тишину, чтобы не привлекать внимания (при стоянке ближе 1-2 км от деревень), или просто когда лениво делать резкие движения, стволы пережигаются пополам в огне.

Примечание: когда валите сухостой, будьте внимательны - верхушка будущей дровины может тоже переломиться и, падая, большо ударить по голове или спине.

Продукты и вода для похода

Это та категория вещей, количество которой сильно зависит от возможности закупки в пути. В целом запасы еды в наших краях возможно пополнять в магазинах ежедневно, поэтому берется еды на 1 или 1.5 дня. Брать меньше нет смысла, так как возникнет очень сильная зависимость от магазинов, да и времени покупки тоже отнимают много. Брать больше нет вообще никакого смысла, так как деньги возить легче. Кроме того, оказывается, что многие виды продуктов можно купить в деревенских магазинах дешевле.

Важно помнить, что бывают исключения. Так, на юге Ленинградской области, северо-востоке Псковской области, севере Карельского перешейка магазины - редкость. Часто они рано закрываются. Во многих местах ходят лишь автолавки. Это надо учитывать при планировании похода.

Теперь постараюсь перечислить, какие продукты имеет смысл брать

  • Крупа и/или макаронные изделия. Составляют, пожалуй, основной источник еды в походе. Проверены и используются греча, овсяные хлопья, а также всевозможные макаронные изделия из твердых (важно!) сортов пшеницы. Необходимо брать самые качественные крупы, какие найдете - гораздо проще готовить и гораздо вкуснее получается. Нельзя планировать питание в более, чем двухдневном походе, исходя из одного вида крупы или из макарон - достанет! Крупа и макаронные изделия покупаются обычно в целлофановых пакетах по 450-900 гр и в таком виде укладываются в рюкзак.
  • Мясные консервы. Я - поклонник свиной тушенки. Здесь в Питере нетрудно купить свиную тушенку Псковского производства (в желто-оранжевых банках), которая очень качественная. Если приходится покупать тушенку в глубинке или в других городах, важно смотреть на два момента: тушенка должна стандартизироваться по ГОСТу и тушенка НЕ должна содержать растительного белка. Не ленитесь перед покупкой попросить посмотреть этикетку. Надо ли говорить, что тушенка в стеклянных банках не пригодна для перевозки на велосипеде?
  • Хлеб. В принципе, не обязателен, но я всегда беру. Без хлеба в походе грустно как-то. Хлеб лучше брать нарезанным - не придется резать на коленке.
  • Сало. В нежаркое время года очень хорошо идет. В жаркое время быстро прогоркает и его лучше не брать.
  • Сахар. Беру обычно в виде сахарного песка. Основное применение - для подслащивания воды и чая, но также хорошо подсластить гречу. В некоторых случаях удобнее кусковой сахар-рафинад - он не просыпается.
  • Лимонная кислота. Вожу в баночке из под витаминов. Идет вместе с сахаром для приготовления питья. Кроме придания вкуса, хорошо снимает жесткость воды.
  • Соль. Тоже в баночке из под лекарства. Не вздумайте заниматься всякими расчетами количества соли (типа 10 г/человека в стуки) - полный бред! Соли идет мало и баночки из-под витаминов на 2-3 человека на 4 дня хватает с запасом. Не возите лишний груз.
  • Пряники. Покупаю пряники с начинкой. В принципе, можно брать и другие сладкие мучные вещи, именно потому, что они сладкие. Поедание пряников позволяет быстро восстановить запасы глюкозы в организме и придает сил. Это - стратегический продукт, который берется в любой мало-мальски сложный поход, предполагающий существенные физические нагрузки.
  • Сладкая сгущенка - если вы ее любите. Необходима только для приготовления каши.
  • Изюм, финики - как источник углеводов.
  • Чай, чтобы его заваривать. Частенько я не беру чай, а завариваю в летний период разные травы и ягоды - получается не хуже.

Перечисленного набора продуктов достаточно, чтобы не протянуть ноги. Чтобы как-то скрасить рацион, возьмите еще что-нибудь, но оно не должно быть скоропортящимся и не берите слишком много - помните, что все это надо тащить.

Хочу еще высказаться по поводу орехов. Широко распространено мнение, что хорошо брать с собой орехи, потому что они калорийные. Не буду спорить об их калорийности, но это очень тяжелая пища, которой трудно съесть много. Больше 100 гр съесть уже тяжело, поэтому источником энергии орехи не станут. В них мало глюкозы и они имеют малый объем - вы не почувствуете сытости, наевшись орехов (чувство сытости возникает от повышения уровня сахара в крови до нормальных цифр и/или от увеличения объема содержимого желудка), а вот чувство кирпича в желудке может появиться. И я уж не думаю, что в 100 гр орехов больше калорий, чем в 100 гр сахара! В общем, если руководитель похода составляет раскладку и говорит, чтобы все взяли орехов, мысленно пошлите его подальше и возьмите изюма.

Теперь о воде. Глубоко убежден, что питьевую воду надо заготавливать самим. Если покупать воду в магазинах, то вы очень легко можете потратить на нее больше денег, чем на еду, а такую ситуацию я считаю ненормальной. Кроме того, напитки, кроме простой воды, которые вы можете купить в магазине, очень плохо утоляют жажду - их идет много, чувство жажды остается, вся вода выходит в виде пота, вымывая вместе с собой соли. Получается, что это даже вредно.

Я всегда вожу воду в велофляжке (на раме велосипеда) и очень часто - в полуторалитровой пластиковой бутылке в рюкзаке. Питьевая вода заготавливается методом кипячения вечером или утром (обычно готовится сладкий чай с добавлением лимонной кислоты, но чай не должен быть очень крепким - будет "вязать" рот) и ее хватает до второй половины дня, когда устраивается обеденный привал, где снова можно закипятить воды. Кроме того, источником воды являются колонки в крупных поселках и небольших городах (такие населенные пункты можно узнать по наличию в них водонапорной башни) и колодцы. Отсюда воду можно использовать без кпиячения, но в некоторых районах часто такая вода оказывается невкусной из-за высокой жесткости. В редких случаях воду можно попросить у местных жителей, но это имеет определенные недостатки, в частности - как правило, выдает дальнейшие намерения жителям деревни, среди которых могут быть люмпены.

Другие полезные вещи в велопоходе

  • Компас. Не смейтесь! Иногда нужен даже при наличии карты, чтобы ее правильно сориентировать. Лучше его возить, чем не возить. Встречал мнение, что компас достаточно иметь только руководителю группы - ничего подобного! Вы и только вы сами отвечаете за свою безопасность и жизнь, а вовсе не руководитель (хотя часто он думает иначе), поэтому компас лучше положить в рюкзак. (Напоминаю, что ориентироваться надо, отойдя от велосипеда и других крупных металлических пердметов.)
  • Карта. Нужна по той же причине, что и компас. Вне зависимости от того, кто руководитель, надо тщательно и заранее (в крайнем случае - в электричке) изучить маршрут по карте.
  • Средства личной гигиены - мыло, зубная щетка, туалетная бумага.
  • Фонарик.
  • 30-литровые пакеты для мусора (продаются в хозмагах) - все, что может промокнуть, надо запихивать в такие пакеты перед помещением в рюкзак. Например, сухие свежие трусы - это нечто качественно другое, чем свежие трусы, но мокрые.
  • Светодиодный задний маячок. Помимо основного назначения позволяет не потерять свой рюкзак на вечернем привале. Очень полезное применение!
  • Замок для велосипеда.
  • Лишний кусок веревки (привязывать велосипед в электричке и на любой другой случай).
  • Йод и рулончик бинта. (За 17 лет еще ни разу не использовал для себя.)
  • Документы, деньги, расписание поездов, часы.

Вот, собственно, и все. Возможно, в зависимости от конкретных условий, вам потребуется что-то еще, но это можно будет понять, только обдумав, как вы будете использовать каждую вещь и будете ли. Так, первое время я думал, что надо брать радиоприемник - музыку слушать вечером или новости. Только вот практика показала, что не хочется этого делать вечером в лесу!

Поход по горам по долам на велосипеде – приключение весьма приятное и увлекательное. Но только в том случае, если повезет не нарваться на внештатные ситуации. А это надо уметь собраться как следует. Ну, вот когда мы на работу собираемся – мы же не забываем кошелек, водительские права и ключи для дома? В велопоход надо собираться еще более тщательно.

Выбор маршрута

Прежде чем оседлать своего любимого двухколесного коня и отправиться в путь, позаботьтесь о маршруте. Можно рвануть в Заполярье, например, на Кольском полуострове немало чудесных, живописных маршрутов. К тому же совсем не обязательно кататься по маркированным велотрассам. Можно просто выбрать более-менее «населенный» район и поехать туда, куда едется. Только желательно в таком случае иметь при себе gps-навигатор, компас, максимально крупную карту местности (в идеале стометровку, но сойдет и масштаб 1:500, ну на худой конец – километровку, их то точно можно найти в рыболовных и туристических, а также в книжных магазинах).

Хорошие маршруты для велосипедных походов есть буквально по всей России. В горах – на Урале и в Хибинах на Кольском – маршруты для знатоков дела, новичкам наверняка придется по душе центральная Россия и Юга – от Ростова до Черноморского берега. Если маршрут избран южный – не забудьте о солнцезащитных средствах, дабы голову не напекло.

В общем, даже если признанные любителями велотуризма маршруты России и Европы для вас пока недосягаемы – можно отправиться на велопрогулку с ночевой в ближайший лес. А лучше – туда, где озеро или река. Если море недалеко – вообще сказка. Снаряжаемся, проводим тех осмотр велосипеда – и вперед.

Что с собой взять?

В поход на велосипедах лучше отправляться компанией минимум 4 человека. Почему именно четыре? Очень просто. Разбив лагерь в симпатичном месте, наверняка захочется побродить вокруг. Бросать лагерь без присмотра не стоит, а одного человека оставлять на вахте – жестоко, ему же скучно будет. А так разбились на пары и по очереди гулять.

С собой обязательно надо взять ремонтный комплект для шин, насос и прочие ремонтные приблуды для велосипедов. Мало ли что? Битое стекло, гвоздь в мосту через ручей, острый камень, сук под колесами… Тащить на себе транспортное средство – развлечение не из приятных.

Если планируется поездка с ночевкой – понадобится палатка, это, как бы, само собой разумеется. Брезентовую советского производства вы вряд ли попрете с собой – замучаетесь переть ее, к тому же она огромная. В любом спортивном или туристическом магазине нынче есть палатки, которые утрамбовываются так, что легко влезают в рюкзак среднего размера, еще и место для провизии останется.

Кстати о провизии – консервов в таких мероприятиях мало не бывает. А чтобы поддерживать бодрое настроение в пути, возьмите побольше орешков. Арахис среди орехов – самый дешевый и в тоже время самый питательный. Для того чтобы перестать ощущать нытье в животе и зверский голод достаточно 100 грамм продукта. Километров на 10 по пересеченной местности должно хватить. К ужину на месте стоянки сойдут консервы, подножный корм (ягоды-грибы), если возьмете котелок – можно сварить и суп, и кашу, и даже черничный компот. Впрочем, котелок берите в любом случае – горячая еда на природе необходима, вам же еще обратно ехать. А на свежем воздухе, ой как хочется чего-нибудь сгрызть. Короче говоря, еды в лесу мало не бывает. Если едете к водоему и там есть рыба – грех не поймать рыбку на уху. Походная уха – это просто шикарная вещь. Даже если соль забудете, налопаться можно от души.

Если не уверены, что по дороге и на месте будут «съедобные» ручьи – запаситесь минералкой. Лучше газированной – ею напиваешься быстрее. А при дефиците воды это важно.

Правила безопасности

Вот еще что – подумайте о собственной безопасности. Выясните, какие звери обитают там, куда вы собрались. Нарваться на диких собак, медведей или волков никому не хочется. А они в лесу, между прочим, живут. Возьмите с собой отпугиватель – электрошокер для самообороны и неплохо еще обзавестись ультразвуковым отпугивателем всякой живности от стоянки. Сунул в палатку – и зверье на всякий случай обходит стороной. Радиус действия таких девайсов в зависимости от модификации – до 700 метров.

Впрочем, места для велопоходов все же лучше выбирать более-менее оживленные, где поблизости есть населенные пункты, охотничьи или рыбацкие избы, где тусуются грибники и просто отдыхающие. Совсем в глухие места не суйтесь. И в болота не лезьте – потонуть не потонете, а вот комарье да овода могут сожрать. Антикомариные средства тоже стоит взять. Комары любят свежее туристическое мясо, особенно в кустах у воды.

На стоянке ведите себя прилично, вы не у себя дома. Костер разведите на уже имеющемся кострище, а если его нет - сделайте. Достаточно выбрать площадку, оградить ее камнями, если есть песок или земля, можно еще и засыпать вокруг камней, чтобы огонь ненароком не пошел гулять по лесу. А когда соберетесь уходить – мусор сжечь, особенно жестяные банки обжечь надо. И крышки консервных банок лучше «утопить» внутрь, чтобы морды любопытных зверушек после вашего ухода не пострадали. В идеале, конечно, свое добро забрать с собой и выкинуть цивилизованно – на помоечку. Но это, увы, не всегда удается, как ни крутись. И да – закапывать жестянки не надо, лучше аккуратненько оставить на кострище, коль уж на то пошло. Костер, само собой, как следует потушить.

А вообще – берегите природу, относитесь к ней с уважением. Тогда и воспоминания о походе будут замечательные, и совесть не замучает. Удачных велопутешествий!

Путешествия на велосипеде - это увлекательный и захватывающий вид туризма. Успешный поход начинается с грамотной подготовки, ведь нужно позаботиться не только о себе, но и о своем «железном друге». Важное место здесь занимает выбор и приобретение необходимой амуниции и предметов первой необходимости.
Список полезных вещей может быть бесконечным, однако в дороге может случиться все что угодно, поэтому лучше действовать по принципу «предупрежден - значит вооружен».
Попытаемся проанализировать полезность и необходимость предметов экипировки велосипедиста в походе. При этом мы не будем останавливаться на длине маршрутов, опыте велосипедиста и поре года, а оценим предметы с точки зрения их универсальности.

Необходимая экипировка велосипедиста

Велосипед, конечно, - важная часть путешествия, но главное - это жизнь и здоровье туриста. Поэтому вначале рассмотрим предметы первой необходимости и полезную амуницию для велосипедистов.

1.Аптечка.

От неприятностей в пути не застрахован никто. Синяки и ссадины при падении с велосипеда, солнечные удары, проблемы с пищеварением, головная боль - это способно омрачить ваш велопоход. Правильно собранная аптечка станет надежной страховкой и, возможно, настоящим спасителем в пути. В составе аптечки обязательно должны быть:

  • средства для обработки ушибов и ссадин - йод, зеленка, вата, бинты (включая эластичные);
  • обеззараживающие средства и антисептики;
  • нашатырный спирт;
  • средства для нормализации пищеварения;
  • обезболивающие средства (например, аспирин);
  • предметы личной гигиены - мыло, зубная паста и щетка, сухие и влажные салфетки.

Всё это нужно положить в непромокаемый мешок или сумку, чтобы они всегда оставались в пригодном для применениясостоянии.

2. Рюкзак-штаны или туристический заплечный рюкзак.

Рюкзаки выбираются в зависимости от длины маршрута. Если планируется крутить педали много дней, то не обойтись без рюкзака-штанов, который крепится на багажник велосипеда. Главные плюсы - разгрузка спины от веса груза, большой полезный объем (лучше брать баулы на 40-50 л), удобное закрепление на велосипеде. Однако если планируется краткая поездка, то лучше взять обыкновенный туристический рюкзак с поясной фиксацией. Нельзя забывать, что оба варианта должны быть обшиты непромокаемой и легкоочищаемой тканью.

3. Фляга.

Для нормальной жизнедеятельности нужно выпивать не мене 2 л воды в день. А в походе на велосипеде это цифра только возрастает. Поэтому важно иметь с собой надежную емкость для хранения чистой питьевой воды. Фляга обязательно должна иметь защитный колпачок для предотвращения попадания грязи внутрь емкости. Объем фляги - вещь сугубо индивидуальная, но рекомендуется не менее 1,5-2 л. Также для фляги понадобится флягодержатель.
Можно также приобрести гидратор - емкость с пластиковой трубкой, помещаемая в рюкзак и позволяющая пить, не отрывая рук от руля. Однако полезность такого гаджета могут оценить только профессиональные спортсмены, для которых важно время и сосредоточенность на дороге. Обычным туристам вполне хватит обычной фляги, только не забывайте заполнять ее водой при любом удобном случае.

4. Экипировка велосипедиста: одежда, обувь, защита.

Требования к велоодежде достаточно просты: хороший теплообмен, эластичность, прочность, дышащий материал. Нужно добавить только, что штаны или шорты должны иметь вшитый уплотнитель в области ягодиц. Поверьте, если вы планируете ехать далеко, этот уплотнитель защитит от мозолей и потертостей в месте соприкосновения с креслом велосипеда.

Не забудьте про велоперчатки - они также не позволят появиться мозолям. Перчатки для холодной поры нужны закрытые, для лета - открытые (без пальцев) и эластичные.

В качестве обуви для лета идеально подойдут легкие кроссовки для бега из синтетических материалов с дышащей сеткой. Они легко отмываются при загрязнении и не дают запотевать ногам. При холодной погоде выбирайте осенний вариант кроссовок.

В первую очередь необходимо позаботиться о защитите головы при падениях. Шлем - единственный вариант для такой защиты.

Пыль, ветер, мошки, солнечные лучи - все это может повредить зрению. Для защиты глаз обязательно нужны специальные солнцезащитные очки в облегченной конструкции для активного спорта.

Если вы очень опасаетесь возможных травм и повреждений, то лучше приобрести комплект защиты для тела. Тогда любое падение окажется сущим пустяком, ведь позвоночник и все суставы окажутся под защитой.

5. Палатка, спальник и коврики.

Планируете ночевку? Без палатки не обойтись! Основное требование - легкая и компактная (для удобства перевозки), а также прочная. Непосредственно для сна лучше использовать спальный мешок, он защитит от сырости и холода. Если позволяет место и бюджет, можете взять и тент для защиты от солнечных лучей в месте стоянки: отдохнуть в прохладной тени всегда приятно.
Если планируете посидеть у костра, то возьмите пенку или самонадувающийся коврик. Это убережет от переохлаждения и простуды, ведь сидеть на земле даже летом может быть чревато.

6. Полезные мелочи.

Для хорошего похода на велосипеде важна каждая деталь. Например, вы полностью экипированы, велосипед «заряжен», но вы забыли обыкновенные спички - и вот поездка уже омрачена отсутствием костра и горячей пищи. Поэтому уделите внимание каждой детали, не забудьте:
. посуду (котелок, металлическую кружку);
. столовые приборы (ложку, ножик);
. специи (соль, сахар, перец);
. продукты с длительным сроком хранения (консервы, крупы, печенье).
И самое главное - возьмите 2-дневный запас питьевой воды. Сможете и попить, и умыться, если вдруг не найдете источника чистой воды.

Полезные инструменты и гаджеты для велосипеда

Итак, вы укомплектованы и готовы к любой ситуации. Теперь нужно позаботиться о велосипеде, если мы хотим благополучно вернуться из путешествия.

1. Ремонтный комплект для камеры.

Многие представляют, что в ремонтный комплект входит только велоаптечка, однако это не совсем так. Правильно собранный комплект для ремонта камеры велосипеда - это как баллонный ключ и домкрат для автомобилиста, без них на дорогу лучше не выезжать. В состав набора должны входить:

Велоаптечка (набор заплаток, клей, шкурка для зачистки места пореза);
. монтажки для съема покрышки (возьмите несколько штук, обязательно металлических, они прослужат гораздо дольше пластиковых);
. запасные ниппели и спицы (самая часто заменяемая часть велосипеда, поэтому нужно взять штук 10);

Насос обязательно берите из металла. Это незначительно скажется на весе и удобстве перевозки, однако прослужит такое изделие гораздо дольше своего пластикового собрата.

2. Наборы ключей.

Велосипед - достаточно сложный агрегат, многие из его узлов могут потребовать осмотра, ремонта либо замены прямо в пути. К сожалению, ни один велосипед не рассчитан на сборку-разборку с помощью только одного ключа, потребуется как минимум несколько. Поэтому рекомендуется иметь в дороге следующие комплекты.

Универсальный набор, или multitools. Похож на широкий перочинный нож, только вместо лезвий огромное количество шестигранных и рожковых ключей. Зачастую его хватает для любой нештатной ситуации.
. Набор шести- и восьмигранных ключей. Прихватите на случай, если затеряется multitools.
. Спицевый ключ. Замену спиц приходится делать довольно часто, особенно при езде по пересеченной местности, поэтому этот ключ обязательно должен быть с вами.
Если есть какие-то особые ключи, необходимые для вашего велосипеда, берите обязательно и езжайте спокойно!

3. Фонари и сигналы.

Зачастую приходится ездить на велосипеде в темноте, да еще и по трассе с оживленным движением. Чтобы обозначить себя, помочь другим участникам движения заметить вас и просто разглядеть дорогу впереди, обязательно купите передние и задние фонари для велосипеда. Желательно себя обозначить при помощи фликеров либо других светоотражающих элементов.
Сигнал будет не так полезен в походе, скорее он понадобится в городе, но лишним не будет.

4. Велосипедная электроника.

Чтобы не заплутать в незнакомой местности и не везти с собой ворох карт (которые еще надо найти!), приобретите GPS-навигатор. Большую часть времени он не понадобится, но выручит, когда собьетесь с маршрута или наступят сумерки.
Если являетесь поклонником современных технологий, не проходите мимо велосипедного компьютера. Он важен не только как дань моде, компьютер выдает важную информацию о пройденном пути. Вот только некоторые его функции:
. текущая, средняя и максимальная скорость;
. общее пройденное расстояние;
. текущее время и время в пути;
. температура наружного воздуха;
. датчик пульса, наклона дороги и многое другое.
Следует заметить, что навесная электроника не является залогом успешной поездки, при ограниченном бюджете не стоит тратить на нее деньги.

5. Полезные аксессуары для велосипеда.

Собираясь в длительную поездку, установите на велосипед несколько полезных приспособлений:
. крылья - при поездке в дождь грязь из луж не окажется на спине;
. защита и смазка цепи - защитит от попадания инородных предметов (грязи, песка, камней, элементов одежды) в цепной механизм и подшипники;
. рога - облегчат управление велосипедом на асфальтированной дороге;
. велозамок - защита от воров.
Остается только пожелать, чтобы ваши поездки были только удачными и наполненными приятными впечатлениями!

Туристический поход - ответственное мероприятие, а велопоход - вдвойне. Давайте посмотрим как лучше всего подготовиться к велопоходу, чтобы в пути не мучаться, а получать удовольствие.

Начну с того, что давать всю информацию сразу в одной статье было бы очень и очень сложно, а информации было бы очень много. Поэтому по мере добавления конкретных тем, в эту статью будут добавляться ссылки.

Давайте возьмем за аксиому, что вы проверили, подходит ли ваш велосипед для похода. Решили, каким способом вы повезете груз. Если на багажнике, то изучили статью о . И решили, какую сумку предпочтете.

Подготовка велосипеда к походу

Перед любым велопоходом вам нужно обязательно провести ТО велосипеда, сейчас я перечислю необходимый минимум:
– протянуть все узлы,
– смазать цепь и суппорта,
– настроить скорости,
– проверить колодки и настроить тормоза,
– проверить покрышки и заменить при необходимости.

Перед сложным походом так же обязательно нужно разобрать и смазать все внутренние узлы велосипеда: каретку, втулки, рулевую, хотя если она у вас на промах, это далеко не всегда обязательно.

Отлично, дальше стоит позаботиться о велоремнаборе. Можно конечно махнуть рукой. Не вопрос. Я тоже махал рукой. В итоге один раз шел пешком 25 км, второй раз ловил машину, так как спешил на поезд. Неприятно, не правда ли. А теперь представим, что поход горный и вам до ближайшего населенного пункта далеко не 25 км.

Одежда

Тут важен баланс. Много одежды – большой вес и объем, мало – есть некий риск «попасть» с погодой. Давайте не будем мудрить и я расскажу о том, что беру я основываясь на многолетнем опыте.

Летом, когда тепло, я беру следующее:
Велоштаны 3\4 – 1 шт, в которых еду не зависимо от погоды,
Велофутболки (можно обычные х\б, чуть свободные – 2 шт, одна сохнет на бауле, во второй еду. Их главное назначение защищать кожу от солнца и выводить влагу и соль выделяемую с потом.
Бандану – 1 шт, вместо второй шлем в дороге.
Куртку-дождевик – 1 шт, на случай холодного ливня или пронизывающего ветра. Я использую для этой цели старенькую мембранную велокуртку.
Термуху – 1 шт, я вожу греющую термуху для посиделок у костра и холодных вечеров, так как термуха компактней свиторов.
Плавки – 1 шт, чтобы купаться в водоемах.
Штаны – 1 шт, использую у бивака.
Обувь – 1 пара, если это не обусловлено физическими или географическими особенностями, то это удобные шлепки с фиксацией на лодыжке. Так как почти все мои походы это оффроад, то по грязи в них лазить проще всего, а потом в луже помыл и все отлично. Контакты не самый удачный выбор, на мой взгляд.

В жаркий сезон мне хватает за глаза.

Весной и осенью одежды больше и она сложнее.
Велоштаны 3\4 или полноразмерные велоштаны – 1 шт, зависит от погоды. До +5-7 катаюсь в 3\4.
Футболка – 1 шт, если вдруг будет совсем жарко.
Термуха греющая – 3 шт, две попеременные, одна запас. Все разной толщины и греющих свойств для разных погодных условий.
Куртка-дождевик – 1 шт, та же самая, что и летом.
Штаны – 1 шт, те же самые, что и летом.
Флиска – 2 шт, когда потеплее катаю во флиске без рукавов, когда холоднее во флиске с рукавами. Если совсем холодно, можно натянуть одну на другую.
Обувь – 1 пара, так как весной и осенью не редки дожди, то я катаю до +5 все в тех же шлепках. Там нечему мерзнуть, а на здоровье не жалуюсь, по снегу босиком иногда гуляю. Тут уже можно и контакты, но они имеют свойство забиваться грязью или снегом, будьте аккуратны.

Бивак

Посуда, иначе говоря КЛМН. Кружка, ложка, миска, нож. Тут самое главное соблюсти вес. Никакой керамики или толстостеночной стали! Максимально легко! Лично я могу поставить посуду по весу в следующую иерархию:
Титан, алюминий, тонкая сталь, пластик.

Если вы только начинаете заниматься велопоходами, то вилку, ложку и миску можно смело брать в каком-нибудь ашане за 100 рублей за все. Вот только кружку советую брать понадежнее, чтобы при необходимости можно было разогреть чай на огне.

По той же причине стоит избегать термопосуды. Для серьезных походов это скорее зло, чем благо. Да, руки вы не обожжете, но все же велопоходы это на 99% теплое время года. А пить кипяток, когда в тени +25 возникнет не у каждого.

Так, КЛМН – кружка, миска, ложка, нож. Ну, нож должен быть хорошим и удобным. Как показывает практика качественного складного вполне достаточно, не возите тесаки, понтов и веса много, а смысла мало. Только если вы не собираетесь прорубаться сквозь джунгли, но вы точно уверены, что это будет велопоход?

А еще я вожу с собой открывашку для консервов, если, конечно использую консервы. Да, все это добавляет 50 грамм веса, зато несказанно облегчает готовку. Тут я готов пожертвовать весом.

Готовка

Костер или горелка. Несколько лет назад я для себя решил однозначно – горелка. Быстрее, надежнее, работает при любой погоде. Вес добавляет, но чистые каны снаружи, скорость готовки и независимость от природного топлива играют более весомую роль. Тем более у нас сейчас полно всяких заповедников, где костры нельзя разводить, а горелки – без вопросов.

Теперь о снаряжении для ночевок. Спальник по сезону и пенка. Помните, что если пенка и обычная, рулонная или складная вспененная, то возите в чехле, так как этот материал любит впитывать воду. Такой чехол без проблем можно сшить из куска трехсотой таффеты. Рулон привязывается снаружи, складной и самонадувающийся коврик лучше уложить внутрь.

Палатка

У нас уже вышло две статьи о том как выбрать палатку, подробнее можно ознакомится и .
По личному опыту, могу порекомендовать Novatour Ай-Петри или Normal байкер на двоих. Очень хорошая палатка для велотуризма.
Так же соло или когда требуется максимально облегчить вес, то вожу палатку Аскет фирмы Снаряжение.

Не смотря на туеву хучу недостатков, я натягиваю прямо над ней кусок трехсотой тафеты и нормально, не течет. Зато вес всего 1,5 кг для довольно просторной двушки.

А так, палатка – это групповое снаряжение, лучше взять одну 4-ку весом в 4-5 кг на четверых, чем 2 двушки по 3 кг. Хотя смотря с какими целями, вы едете в велопоход. Храпящим – точно отдельную палатку нужно ставить. Где-нибудь на Колыме.

Групповое снаряжение

Топорик или пила, если вы собираетесь готовить на костре, крайне желательны, да и я всегда на всякий случай вожу с собой .

Питание. Есть такое понятие БЖУ.

Сейчас объяснить все – это отдельная большая статья, а то и не одна. Сам начинал с книги Алексеева «Питание в туристическом походе». В сети она есть, читайте. Все весовые таблицы там вполне годны, так что вначале можно смело по ним считать.

Пить в велопоходе крайне важно. Я советую возить с собой сухой изотоник.

Кроме того в любом велопоходе настоятельно иметь с собой аптечку с минимум необходимого, исправный телефон и заряженный, мазь от комаров, велофары или фонари на каске.
А в длительных походах или незнакомой местности советую возить с собой компас и карту или навигатор.

Ну, вроде ничего не упустил.

Благодарю за внимание,
Евдокимов Алексей