Воспитание детей в деревне: труд, оправданная жестокость и раннее взросление. Труд, оправданная жестокость и раннее взросление: как воспитывают детей в деревне (1 фото) Деревенские дети привыкли доверять людям

Они не играют в компьютерные игры не потому, что нет компьютеров, им просто некогда.

Деревенских детей редко возят на экскурсии, некоторые из них ни разу не были в городе, их редко балуют мороженым и еще реже - диковинными заморскими фруктами, но зато они ловко орудуют и топором, и гаечным ключом, сызмальства умеют запрячь лошадь, завести трактор, а повзрослев, и подменить отца в поле.

На дискотеки Иван пешком не ходит, это не в его принципах, хоть она и находится в трехстах метрах от его дома. Несмотря на свои восемь лет, он пользуется только личным транспортом. Таковым для него является лошадь Зорька. Он садится на нее верхом и едет к бывшему детскому саду, который колхоз содержать не в состоянии, и председатель отдал его на откуп деревенской ребятне. Лошадь Иван привязывает к забору, а сам идет на пляски.

Но тешится недолго. И не только потому, что старшие ребята прогоняют малышню домой до полуночи. Главным образом потому, что завтра в четыре утра им с Зорькой вставать на работу. Пока не появились оводы, которых тут называют слепнями и которые кусают злее иной собаки, они с отцом окучивают картошку. Отец за плугом, а Иван водит лошадь по борозде. Потом, немного вздремнув, он с братом и сестрой идет ворошить сено на луг. Пока оно сушится, можно искупаться в речке. Это единственная дневная радость. После сено надо скопнать - не дай Бог, ночью пойдет дождь. Лишь вечером, когда спадет жара и спрячутся надоевшие слепни, можно поиграть со сверстниками в машинки или войнушку, а затем опять в седло и - на дискотеку.

Деревенские дети не играют в компьютерные игры не потому, что их нет, им просто некогда. Они порой не понимают своих городских сверстников и иногда им кажется, что те говорят на каком-то другом языке.

Но они взрослее городских, самостоятельнее, открытее и работнее. У них, может быть, меньше знаний, но больше практических навыков.

Летом надо прополоть и полить грядки, присмотреть за младшими братишками и сестренками, загнать скотину во двор, а потом - сенокос, уборка картошки, заготовка березовых веников для бани, сбор грибов и ягод. Зимой после школы помимо домашнего задания надо накормить скотину, расчистить тропку от снега, присмотреть за младшими, принести дров, затопить печь, наносить воды, набрать из подвала картошки, помочь матери управиться на ферме, а потом - заготовка дров: надо их вместе с отцом нарубить в лесу, привезти, распилить, расколоть, уложить в поленницу. Порой приходится отрабатывать и родительские грехи. Помню, Ванька целый день помогал на покосе другой семье.

Вань, - спрашиваю я его, - неужели бескорыстно? Или тебе заплатили чем?

Да нет, батька вчера у них бутылку взял в долг, вот я и отрабатывал, - чистосердечно признался он.

Был и другой забавный случай. Мне нужно было вспахать огород, и я пошел к соседу, возле дома которого стоял трактор с плугами.

Не может он, - сказала жена, - с похмелья мается. Я сейчас сына подошлю.

А хорошо ли он вспашет? - встревожился я.

Не бойся, он уже не первый год пашет.

Действительно, через некоторое время в открытые ворота ко мне во двор въехал трактор, за рычагами которого сидел парнишка лет шестнадцати. Вспахал быстро и мастерски. Настало время расчета.

Тебе деньгами или как? - спросил я, будучи уверен, что паренек возьмет деньги.

Да нет, лучше водкой.

Так ты, я знаю, не пьешь.

Да не мне, батьке. У него после вчерашнего голова трещит.

В самостоятельной жизни они осваиваются быстрее своих городских сверстников.

Многие страдают от пьянства родителей. Чаще пьет только отец, но иногда и мать, тогда совсем беда. Потому ребятишки рано приучаются не только выполнять всю домашнюю работу, но и к выпивке тоже.

Но бывают исключения.

Помню, в небольшом селе Сестренки Тамбовской области познакомился я с семьей, в которой было... 16 ребятишек.

Когда я говорю кому, сколько у меня детей, люди за голову хватаются. А когда летом выйдем на луг, я покуриваю, а сыновья - один за другим - косят, то соседи начинают завидовать. Я говорю: так родите, вырастите, воспитайте... Сам никому не завидую.

Так говорил глава семейства - невысокий, щупленький мужичонка Михаил Петрович Чичунов. Михаил Петрович - тракторист по профессии. Жена его Раиса Григорьевна нигде не работала - детей воспитывала. Для нее дети изначально были центром вселенной, смыслом жизни. Вопрос ли кто какой задаст, возникнут ли проблемы в школе - все отбрасывала в сторону. Отмахивалась не от детей - от работы, откладывая ее на ночь.

Никогда никого пальцем не тронула. Считает: словом учить надо. И учила. Вначале старших. А уж старшие - младших. Так один за другим и выросли.

Ведь главное что? Привить интерес, - делился житейским опытом Михаил Петрович. - Вот, допустим, учу я их играть в шахматы. Если все время буду выигрывать, ребенок заскучает. Значит, надо поддаться. Пока он в силу не войдет. Пока интерес мастерством не станет. А там уж он сам начнет развиваться.

Заметим, это говорит тракторист, который любой двигатель с закрытыми глазами переберет и сынов этому обучил, но ведь и педагог!

Тем выразительнее смотрится на общем фоне пример многодетной крестьянской семьи с Тамбовщины.

Абортов ведь тогда не делали, - как бы оправдывается Раиса Григорьевна Чичунова, - строго было, судили за это.

Так грех, - говорю, - аборт-то.

Да кто знает, что грех, что нет. Оттуда еще никто не вернулся - ни грешный, ни праведный. Я вот иной раз подумаю: дети выросли хорошие, не пьют, не курят, все получили образование, старшие живут в достатке и согласии - вот для меня и рай. Теперь подольше бы прожить в уме и здравии - больше ничего не надо...

Дети действительно выросли хорошие. Старшие получили высшее или среднее специальное образование, младшие доучиваются в школе. Все как на подбор - вышли ростом и лицом, живут в ладу друг с другом и миром. Старшие работают на хороших должностях, имеют свои семьи, детей. Первые внуки Чичуновых бегали на дискотеки вместе с их младшими детьми. Хотя Чичуновы тоже никогда не купались в достатке, но и бедными не были. Дети их имели все, что и в других семьях. И игры всякие, и книжки-тетрадки, и красивую одежку-обувку, и мотоциклы, но все это не выпрошено у чиновников собеса, не пожертвовано кем-то, а заработано. Разумеется, на совхозную зарплату даже в более благополучные времена было не прожить. Жили в основном своим хозяйством. Сажали огород, растили скотину. Много скотины. Часть - для себя, часть - на продажу. Отец спрашивал подрастающего сына: «Мотоцикл (магнитофон, обновку) хочешь?» «Хочу». «Бери бычка и выращивай». И брали. И выращивали. Но и цену копейке тоже знали. Придя из школы, не сядут за стол в выходной одежде, не бросят ее как попало, и мотоцикл грязным в сарай не поставят.

Какого чиновника винить, если дети в городских семьях с большим достатком так не воспитаны, если не привыкли ценить чужой труд, потому как не постигли цену труда собственного, ибо выросли с сознанием того, что все им обязаны.

Когда я в своей деревне занимаюсь какой-то работой, Ванька с друзьями обязательно прибегут ко мне.

Дядя Саша, мы поможем.

Я угощаю их конфетами, раздаю подарки, привезенные из города, а они мне рассказывают все деревенские новости. Потом, смотрю, Ванька тащит банку молока.

Мамка послала. Сказала: денег не надо.

Я ставлю банку в холодные сени, а сам возвращаюсь к грядкам. Ванюшка тут же, но не крутится под ногами, а садится рядом и начинает полоть.

Вань, погулял бы лучше, - гоню я его.

Да ну, - отмахивается он, продолжая выдергивать сорняки.

А вот за стол в обед садиться наотрез отказывается.

Так ведь ты ж работал, - пробую его уговорить.

Но он непреклонен. Соглашается лишь взять кусок торта, и то не для себя, а для сестренки.

А этим летом он уже работал на полную катушку. Прицеплял к своей Зорьке грабли и сгребал сено у всех, кто попросит. Кто рассчитывался сладостями, а кто и деньгами, поэтому Ваня чувствовал себя богатым человеком, и когда я его фотографировал, попросил:

Дядя Саша, ты мне привези фотку-то, я куплю...

Какое-то время по соседству со мной купила дом другая московская семья. Сам хозяин был родом из этих мест, а вот жена его, коренная москвичка, деревни боялась панически. Звонила мне, спрашивала:

А если я привезу своего мальчика, там на него плохо не повлияют?

Да, - говорю, - город скорее испортит деревню, чем деревня город…

Моя мама говорила: «В деревне дети - бесплатное приложение к сельскому хозяйству». Она имела право так говорить, она жила в мегаполисе. Я не имею. Я уже двадцать лет житель деревни. И могу сказать, что в деревне все взрослеют раньше, но дольше остаются доверчивыми детьми. Расскажу про плюсы деревенского воспитания.

Деревенские дети привыкают к физическому труду с младенчества

Это прививается само собой, если, конечно, родители не представители люмпен-пролетариата, а бутылка дешёвой водки не заменила им желание жить достойно. Как говорил мой знакомый глава села: «Адский это труд, жить в деревне хорошо».

Жить хорошо можно только при наличии хозяйства на скотном дворе и огорода внушительных размеров. И естественным образом дети становятся главными помощниками родителей

Первый выход в огород мой сын совершил в полтора месяцев. Полола гряды, держа его у себя на коленях

В два года он уже уверенно хватался за всё растущее на грядке, чтоб вырвать это немедленно. И стоило отвлечься, как рассада помидоров летела на землю под его восклицания: «Пылей! Пылей!». Имелся в виду вездесущий пырей - бич сельских огородов.

В шесть лет сыновья уже имели свои грядки ответственности. Им доверяли горох. Во-первых, это их гряда по праву. Горох - баловство, на зиму его не готовим, а для детей радость. Во-вторых, горох сложно спутать с сорняками. Они его сажали самостоятельно, поливали и пололи. Тут главное вовремя похвалить. И незаметно поправить огрехи. И да, ещё не дать расковырять посадки в нетерпеливом желании посмотреть, а проклюнулся ли горох?

Ещё одна радость - кормить цыплят и гусят. Вот пасти их - уже труд. В семь лет делать и то, и другое вполне реально. И главное, привить меру ответственности. Как-то забыли напоить в жару цыплят, и я не уследила. Три цыплёнка умерли. Это был шок, истерика, попытка реанимировать несчастные трупики.

И вот только не надо про вредный стресс. Этот стресс навсегда приучил к тому, что твоя лень может обернуться бедой. Я и извлекала мёртвых цыплят при сыновьях нарочно. Жестокая наука, но наука

Дети в деревне знают, что жестокость бывает оправданной

Деревня пасторальна только на картинках и романтичных фото. В деревне очень рано дети понимают, что такое оправданная жестокость. Сегодня ты возишься с жёлтыми пушистыми комочками, чтобы зимой есть куриное мясо. Сегодня ты кормишь смешных розовых поросят (кстати, не всегда розовых), а к Новому году их заколют на мясо. Таков круг жизни.

Однажды к приезду городских племянников забили кролика и крольчиху. Племянник, узнав об этом, рыдал у клетки с крольчатами:

Бедненькие! У них теперь ни мамы, ни папы. Как они будут жить?

Шестилетний сын утешил:

Так мы их осенью тоже съедим.

Растут ли дети при таком подходе жестокими? Нет. Потому что отлично понимают: жестокость должна быть оправдана необходимостью. Им в голову не придёт мучить собаку просто ради развлечения. И сорок раз осудят хозяина, который держит впроголодь скотину. Человека, животное, да любое живое существо уважают за ту пользу, что оно приносит.

Если молодая лайка не пошла по зверю - её убивают. Всё должно приносить пользу. Нет пользы - нет смысла держать

Сказать, что дети это принимают спокойно, не всегда. Сын самостоятельно заколол свинью в 16 лет. Мясо не мог есть две недели. И это при том, что охотиться с отцом он начал лет в десять. Но одно дело, когда тобой владеет азарт, когда у животного есть шанс уйти живым. Ты - охотник, оно - добыча. И на чьей стороне победа, ещё не известно. Другое дело - забить животное, которое ты кормил год. Спросите, зачем надо было мальчишку заставлять брать в руки нож. Ветеринар тогда вынес приговор: «Срочно зарежьте, мясо потеряете». А отец был в тайге. Сын принял решение сам. Взяла вверх необходимость. Я бы, наверное, так и не решилась попросить его об этом. От помощи младшего брата отказался: «Маленький ещё, сам справлюсь».

Маленькому было тогда четырнадцать. Разделывали, конечно втроём, но руководил процессом старший сын. Меня, в качестве забойщика и руководителя, даже в шутку не рассматривали: я - женщина. Вот ещё один минус или плюс деревенского воспитания, назовём его по-модному.

В деревне не делают проблемы из гендерных стереотипов

Деревня чётко делит мир на мужской и женский. В этом причина поголовного мужского пьянства в 90-х, когда устойчивый мир колхозов и леспромхозов рухнул. И для выживания нужна была хитрость, приспосабливаемость, ловкость - то есть качества чисто женские, мужики сломались. Оклемались они более-менее к нулевым. Впрочем, кое-кто так и не оклемался. Вместе с Союзом окончательно рухнул патриархальный уклад, при котором муж - кормилец семьи, глава, командир. Или, как в деревнях говорили - «сам» («Сам-то где?» - и ясно о ком речь). И мужики растерялись, потеряли извечный смысл бытия.

Но в делах житейских это деление на мужское и женское чувствуется куда острее, чем в городе. Во дворах почистить, скотину покормить, дров нарубить, огород вспахать - это мужское. Женщина это делает, если муж на ещё более мужском занятии: охоте, добыче ореха, - одним словом, в тайге. Помните, что алкашей в расчёт мы не берем, их и тайга манит постольку поскольку.

Женское - это постирать, убраться, подоить корову, покормить птицу, прополоть гряды, приготовить поесть, заготовить на зиму консервы

Муж чаще всего за это не берётся, даже если жена на работе. Впрочем, приятные исключения есть. Моя семья - пример. Мои мужики без проблем готовили и убирались, пололи грядки, потому что в какой-то момент я стала главным кормильцем в семье. Но боже мой, что выслушал мой умница-муж…впрочем, это совсем другая история.

Сыновья понимают, что они - мужчины, едва ли не с пелёнок. И нет необходимости это втолковывать. Помню период болезни мужа, когда я схватилась за колун - наколоть дрова. Ну не сыновьям же десяти и восьми лет это доверять? Вот тогда-то старший обиделся до детских, с горошину слёз: «Папа учил, я умею». И коронное, отцовское: «Не позорь меня. Я всё-таки мужик».

Я выкатывала чурочки поменьше, а сын их и в самом деле наколол. Младший перетаскал в дровяник. Я тогда поняла, что между делом муж вырастил из мальчишек мужиков. Мне казалось, что это была у них забава: тюкнуть по чурке, подать ключ, пока папка возится с трактором. А оказалось - это и есть деревенское воспитание. Мужское воспитание.

После, когда мы перебрались в райцентр, мир отличный от мира маленькой деревни, соседки поражались, что мальчишки уже в 12 лет топят печь, рубят дрова, таскают воду, кормят без напоминания поросят. В деревне это ни у кого удивления не вызывало. Тут очень рано мальчику говорят, что он большой. И ещё раньше внушают, что он - мужик.

И в их обязательных умениях при отце-охотнике было прописано умение владеть оружием, (боже, эти жуткие синяки на костлявом подростковом плече от приклада и отдачи), умение разделать тушу, водить машину, косить, копать, рубить дрова, рыбачить, ставить петли на зверя. Всё то, что умели их отец и дед.

И вот эти-то гендерные стереотипы и не позволяют деревенским мальчишкам косить от армии. Я очень мало встречала в райцентре молодежи, которая не хотела бы служить. В деревне я не помню таких вообще. Мужчина, мужик, хозяин - это идеал деревенского воспитания мальчиков. Но этого результата удаётся достичь, если отец не самоустраняется от воспитания детей. Причём чаще всего это воспитание происходит на собственном примере и на деле. Не прогнать мешающегося ребёнка, не вырвать из рук молоток (поранишься же), а объяснить, как им пользоваться. Да, пока он осваивает молоток, пару раз по пальцу тюкнет. Но после будет владеть им лихо. Умение не щадить мальчика ради будущего мужчины - залог настоящего деревенского воспитания.

Деревенские дети привыкли доверять людям

Деревня, подобная нашим Верх-Ключам, где нет интернета и связи, всегда некий островок. И её ребята осваиваются в городах очень непросто, они одновременно слишком доверчивы и пугливы. Их легко обмануть тому, кому удалось переждать настороженность юного сельчанина перед большим миром и стать своим.

Своим деревенские всегда доверяют. Интуитивно, на уровне подсознания. И очень жестоко наши дети постигают истину, что в городе - далеко не все свои

Откуда это? Да потому что частенько детей воспитывают всем селом. Мало я знаю совершенно закрытых семей. Старшему было шесть месяцев, когда меня попросили поработать учителем музыки и педагогом-организатором. Нулевые еще позволяли брать в школу людей без педагогического образования. Садики в деревнях не предусмотрены. И я первое время беспечно оставляла сына в манеже на 45 минут урока одного, школа-то через дорогу. Но когда учителя-коллеги узнали о том, ух, какая была буря! И сына я стала носить с собой, он рос на руках учителей, старшеклассников, просто родителей, зашедших в школу. И весь мир был для него своим. Меня, выросшую в городе, это напрягало.

Хорошее это качество или плохое? По классическим меркам - хорошее. Тяжело жить, считая всех вокруг врагами. Тяжело жить и без понимания деревенской истины, что своих не бросают. Но в современном мире, всё же круг своих должен быть ограничен. Ребёнку необходимо осознавать опасности, которую он может встретить. В деревне этому учить сложно. За двадцатилетие деревенской и сельской жизни я помню один случай педофилии в районе. Случай, когда насильника милиция спасала от разъярённой толпы.

Потому-то деревенские и вырастают более открытыми и добрыми, лишенными корочки цинизма мегаполиса. Я безошибочно отличу в городской толпе деревенского мальчишку и девчонку, и не только по внешнему виду. У них иной взгляд, иная манера держаться. Они - деревенские, и этим всё сказано.

Дети в деревне не зависят от материального

Этого у сельчан не отнимешь. Как-то читала, что проблема нынешнего поколения - материальная зависимость от предметов статуса. Так и хотелось посоветовать: отправляйте в деревню на перевоспитание. Вот где и баловать особо нечем, и превыше всего ценится польза. Недавно смотрели с мальчишками ролики про золотую молодёжь. Усмехнулась в ответ на «придурки, блин»:

Будь у тебя Ferrari, кто знает, как бы ты себя вёл.

На черта она мне? У неё клиренс низкий, а сил до дури. Понтовая, но толку-то?

И сын выдал расклад, что лучше на такие деньги взять грузовую машину вроде Scania и для дома иномарочку попроще, чтобы деньги нормально зарабатывать.

А потом заработать и Ferrari купить?

И по кругу про низкий клиренс, расход топлива, и что-то ещё, что делает статусную машинку совершенно бесполезной.

Во главу угла в селе ставится не статус, а польза, удобство и практичность. Тому учит сама жизнь. Не рванёшь в тайгу в крутых штанах - неудобно. И на лабутенах по сельской улице не пройдёшь - каблуки жаль. И статус по всем меркам в деревне - вещь не очень нужная. Здесь до сих пор ценят человека не за статус, а за человечность.

Могут статусному человеку в ножки поклониться и придурковатый вид принять, но лучше ему не знать, что о нём скажут после.

Может, поэтому если уж деревенским человеком овладела тяга к статусности, она принимает какие-то нелепые формы китча и пестроты из разряда «я надену всё лучшее сразу». Он просто не умеет быть статусным. И не может этому научить своих детей. Зато он приучит ребёнка трудиться, быть хозяином, ценить свой и чужой труд. А уж умение трудиться обязательно научит упорству и терпению в достижении целей.

Моя мама говорила: «В деревне дети - бесплатное приложение к сельскому хозяйству». Она имела право так говорить, она жила в мегаполисе. Я не имею. Я уже двадцать лет житель деревни. И могу сказать, что в деревне все взрослеют раньше, но дольше остаются доверчивыми детьми. Расскажу про плюсы деревенского воспитания.

Деревенские дети привыкают к физическому труду с младенчества

Это прививается само собой, если, конечно, родители не представители люмпен-пролетариата, а бутылка дешёвой водки не заменила им желание жить достойно. Как говорил мой знакомый глава села: «Адский это труд, жить в деревне хорошо».

Жить хорошо можно только при наличии хозяйства на скотном дворе и огорода внушительных размеров. И естественным образом дети становятся главными помощниками родителей

Первый выход в огород мой сын совершил в полтора месяца. Полола гряды, держа его у себя на коленях.

В два года он уже уверенно хватался за всё растущее на грядке, чтоб вырвать это немедленно. И стоило отвлечься, как рассада помидоров летела на землю под его восклицания: «Пылей! Пылей!». Имелся в виду вездесущий пырей - бич сельских огородов.

В шесть лет сыновья уже имели свои грядки ответственности. Им доверяли горох. Во-первых, это их гряда по праву. Горох - баловство, на зиму его не готовим, а для детей радость. Во-вторых, горох сложно спутать с сорняками. Они его сажали самостоятельно, поливали и пололи. Тут главное вовремя похвалить. И незаметно поправить огрехи. И да, ещё не дать расковырять посадки в нетерпеливом желании посмотреть, а проклюнулся ли горох?

Ещё одна радость - кормить цыплят и гусят. Вот пасти их - уже труд. В семь лет делать и то, и другое вполне реально. И главное, привить меру ответственности. Как-то забыли напоить в жару цыплят, и я не уследила. Три цыплёнка умерли. Это был шок, истерика, попытка реанимировать несчастные трупики.


И вот только не надо про вредный стресс. Этот стресс навсегда приучил к тому, что твоя лень может обернуться бедой. Я и извлекала мёртвых цыплят при сыновьях нарочно. Жестокая наука, но наука

Дети в деревне знают, что жестокость бывает оправданной

Деревня пасторальна только на картинках и романтичных фото. В деревне очень рано дети понимают, что такое оправданная жестокость. Сегодня ты возишься с жёлтыми пушистыми комочками, чтобы зимой есть куриное мясо. Сегодня ты кормишь смешных розовых поросят (кстати, не всегда розовых), а к Новому году их заколют на мясо. Таков круг жизни.

Однажды к приезду городских племянников забили кролика и крольчиху. Племянник, узнав об этом, рыдал у клетки с крольчатами:

Бедненькие! У них теперь ни мамы, ни папы. Как они будут жить?

Шестилетний сын утешил:

Так мы их осенью тоже съедим.

Растут ли дети при таком подходе жестокими? Нет. Потому что отлично понимают: жестокость должна быть оправдана необходимостью. Им в голову не придёт мучить собаку просто ради развлечения. И сорок раз осудят хозяина, который держит впроголодь скотину. Человека, животное, да любое живое существо уважают за ту пользу, что оно приносит.

Если молодая лайка не пошла по зверю - её убивают. Всё должно приносить пользу. Нет пользы - нет смысла держать

Сказать, что дети это принимают спокойно, не всегда. Сын самостоятельно заколол свинью в 16 лет. Мясо не мог есть две недели. И это при том, что охотиться с отцом он начал лет в десять. Но одно дело, когда тобой владеет азарт, когда у животного есть шанс уйти живым. Ты - охотник, оно - добыча. И на чьей стороне победа, ещё не известно. Другое дело - забить животное, которое ты кормил год. Спросите, зачем надо было мальчишку заставлять брать в руки нож. Ветеринар тогда вынес приговор: «Срочно зарежьте, мясо потеряете». А отец был в тайге. Сын принял решение сам. Взяла вверх необходимость. Я бы, наверное, так и не решилась попросить его об этом. От помощи младшего брата отказался: «Маленький ещё, сам справлюсь».

Маленькому было тогда четырнадцать. Разделывали, конечно втроём, но руководил процессом старший сын. Меня, в качестве забойщика и руководителя, даже в шутку не рассматривали: я - женщина. Вот ещё один минус или плюс деревенского воспитания, назовём его по-модному.

В деревне не делают проблемы из гендерных стереотипов

Деревня чётко делит мир на мужской и женский. В этом причина поголовного мужского пьянства в 90-х, когда устойчивый мир колхозов и леспромхозов рухнул. И для выживания нужна была хитрость, приспосабливаемость, ловкость - то есть качества чисто женские, мужики сломались. Оклемались они более-менее к нулевым. Впрочем, кое-кто так и не оклемался. Вместе с Союзом окончательно рухнул патриархальный уклад, при котором муж - кормилец семьи, глава, командир. Или, как в деревнях говорили - «сам» («Сам-то где?» - и ясно о ком речь). И мужики растерялись, потеряли извечный смысл бытия.

Но в делах житейских это деление на мужское и женское чувствуется куда острее, чем в городе. Во дворах почистить, скотину покормить, дров нарубить, огород вспахать - это мужское. Женщина это делает, если муж на ещё более мужском занятии: охоте, добыче ореха, - одним словом, в тайге. Помните, что алкашей в расчёт мы не берем, их и тайга манит постольку поскольку.

Женское - это постирать, убраться, подоить корову, покормить птицу, прополоть гряды, приготовить поесть, заготовить на зиму консервы

Муж чаще всего за это не берётся, даже если жена на работе. Впрочем, приятные исключения есть. Моя семья - пример. Мои мужики без проблем готовили и убирались, пололи грядки, потому что в какой-то момент я стала главным кормильцем в семье. Но боже мой, что выслушал мой умница-муж…впрочем, это совсем другая история.

Сыновья понимают, что они - мужчины, едва ли не с пелёнок. И нет необходимости это втолковывать. Помню период болезни мужа, когда я схватилась за колун - наколоть дрова. Ну не сыновьям же десяти и восьми лет это доверять? Вот тогда-то старший обиделся до детских, с горошину слёз: «Папа учил, я умею». И коронное, отцовское: «Не позорь меня. Я всё-таки мужик».

Я выкатывала чурочки поменьше, а сын их и в самом деле наколол. Младший перетаскал в дровяник. Я тогда поняла, что между делом муж вырастил из мальчишек мужиков. Мне казалось, что это была у них забава: тюкнуть по чурке, подать ключ, пока папка возится с трактором. А оказалось - это и есть деревенское воспитание. Мужское воспитание.

После, когда мы перебрались в райцентр, мир отличный от мира маленькой деревни, соседки поражались, что мальчишки уже в 12 лет топят печь, рубят дрова, таскают воду, кормят без напоминания поросят. В деревне это ни у кого удивления не вызывало. Тут очень рано мальчику говорят, что он большой. И ещё раньше внушают, что он - мужик.

И в их обязательных умениях при отце-охотнике было прописано умение владеть оружием, (боже, эти жуткие синяки на костлявом подростковом плече от приклада и отдачи), умение разделать тушу, водить машину, косить, копать, рубить дрова, рыбачить, ставить петли на зверя. Всё то, что умели их отец и дед.

И вот эти-то гендерные стереотипы и не позволяют деревенским мальчишкам косить от армии. Я очень мало встречала в райцентре молодежи, которая не хотела бы служить. В деревне я не помню таких вообще. Мужчина, мужик, хозяин - это идеал деревенского воспитания мальчиков. Но этого результата удаётся достичь, если отец не самоустраняется от воспитания детей. Причём чаще всего это воспитание происходит на собственном примере и на деле. Не прогнать мешающегося ребёнка, не вырвать из рук молоток (поранишься же), а объяснить, как им пользоваться. Да, пока он осваивает молоток, пару раз по пальцу тюкнет. Но после будет владеть им лихо. Умение не щадить мальчика ради будущего мужчины - залог настоящего деревенского воспитания.

Деревенские дети привыкли доверять людям

Деревня, подобная нашим Верх-Ключам, где нет интернета и связи, всегда некий островок. И её ребята осваиваются в городах очень непросто, они одновременно слишком доверчивы и пугливы. Их легко обмануть тому, кому удалось переждать настороженность юного сельчанина перед большим миром и стать своим.

Своим деревенские всегда доверяют. Интуитивно, на уровне подсознания. И очень жестоко наши дети постигают истину, что в городе - далеко не все свои

Откуда это? Да потому что частенько детей воспитывают всем селом. Мало я знаю совершенно закрытых семей. Старшему было шесть месяцев, когда меня попросили поработать учителем музыки и педагогом-организатором. Нулевые еще позволяли брать в школу людей без педагогического образования. Садики в деревнях не предусмотрены. И я первое время беспечно оставляла сына в манеже на 45 минут урока одного, школа-то через дорогу. Но когда учителя-коллеги узнали о том, ух, какая была буря! И сына я стала носить с собой, он рос на руках учителей, старшеклассников, просто родителей, зашедших в школу. И весь мир был для него своим. Меня, выросшую в городе, это напрягало.

Хорошее это качество или плохое? По классическим меркам - хорошее. Тяжело жить, считая всех вокруг врагами. Тяжело жить и без понимания деревенской истины, что своих не бросают. Но в современном мире, всё же круг своих должен быть ограничен. Ребёнку необходимо осознавать опасности, которую он может встретить. В деревне этому учить сложно. За двадцатилетие деревенской и сельской жизни я помню один случай педофилии в районе. Случай, когда насильника милиция спасала от разъярённой толпы.

Потому-то деревенские и вырастают более открытыми и добрыми, лишенными корочки цинизма мегаполиса. Я безошибочно отличу в городской толпе деревенского мальчишку и девчонку, и не только по внешнему виду. У них иной взгляд, иная манера держаться. Они - деревенские, и этим всё сказано.


Дети в деревне не зависят от материального

Этого у сельчан не отнимешь. Как-то читала, что проблема нынешнего поколения - материальная зависимость от предметов статуса. Так и хотелось посоветовать: отправляйте в деревню на перевоспитание. Вот где и баловать особо нечем, и превыше всего ценится польза. Недавно смотрели с мальчишками ролики про золотую молодёжь. Усмехнулась в ответ на «придурки, блин»:

Будь у тебя Ferrari, кто знает, как бы ты себя вёл.

На черта она мне? У неё клиренс низкий, а сил до дури. Понтовая, но толку-то?

И сын выдал расклад, что лучше на такие деньги взять грузовую машину вроде Scania и для дома иномарочку попроще, чтобы деньги нормально зарабатывать.

А потом заработать и Ferrari купить?

Зачем?

И по кругу про низкий клиренс, расход топлива, и что-то ещё, что делает статусную машинку совершенно бесполезной

Во главу угла в селе ставится не статус, а польза, удобство и практичность. Тому учит сама жизнь. Не рванёшь в тайгу в крутых штанах - неудобно. И на лабутенах по сельской улице не пройдёшь - каблуки жаль. И статус по всем меркам в деревне - вещь не очень нужная. Здесь до сих пор ценят человека не за статус, а за человечность.

Могут статусному человеку в ножки поклониться и придурковатый вид принять, но лучше ему не знать, что о нём скажут после.

Может, поэтому если уж деревенским человеком овладела тяга к статусности, она принимает какие-то нелепые формы китча и пестроты из разряда «я надену всё лучшее сразу». Он просто не умеет быть статусным. И не может этому научить своих детей. Зато он приучит ребёнка трудиться, быть хозяином, ценить свой и чужой труд. А уж умение трудиться обязательно научит упорству и терпению в достижении целей.

Деревенские забавы. Детские стихи

Людмила Викторовна Шилова Книги для детей: прочее Отсутствует Нет данных Елена Тарасова Воспитание детей Отсутствует

Эта сказка – безмятежное повествование о деревенской жизни. Один день пастушка, с утренних сумерек до вечерних, наполненный встречами с друзьями и природными стихиями. Естественное течение домашней жизни: добрая бабушка, озорная сестрёнка, загадочный дед.

В сказке присутствует образ Князя-Защитника Родной земли и образ Небесной Покровительницы жизни на земле. Мир Ванечки – жизнь в единстве красоты окружающих пространств и внутренней гармонии.

Синяя птица

Морис Метерлинк Сказки Библиотека драматургии Агентства ФТМ

«Сцена представляет хижину дровосека , по-деревенски простую, но не убогую. Догорающий очаг, кухонная утварь , шкаф, квашня, часы с гирями, веретено, умывальник и т. п. На столе зажженная лампа. По обеим сторонам шкафа спят, свернувшись клубком, собака и кошка.

Между ними большая синяя с белым сахарная голова. На стене висит круглая клетка с горлицей. В глубине – два окна с закрытыми изнутри ставнями. Под одним окном скамья. Налево входная дверь на крепкой задвижке. Направо другая дверь. Лестница на чердак.

Тут же, справа, две детские кроватки; у изголовья каждой из них аккуратно сложена на стуле одежда. При поднятии занавеса Тильтиль и Митиль спят сладким сном на своих кроватках. Мать Тиль в последний раз поправляет им на ночь одеяла и, склонившись над ними, любуется их безмятежным сном, затем машет рукой Отцу Тилю, который в эту минуту просовывает голову в приотворенную дверь.

Приставив палец к губам в знак того, чтобы он не нарушал тишины, она гасит лампу и на цыпочках уходит в дверь направо. Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой.

Дети просыпаются и садятся на своих кроватках…».

Пирог из горького миндаля

Елена Михалкова Современные детективы Расследования Макара Илюшина и Сергея Бабкина

Аудиоверсия нового интригующего романа от мастера остросюжетной прозы Елены Михалковой! Погрузитесь в атмосферу загадок и семейных тайн! На фотографии – большая дружная семья. Симпатичные взрослые, милые дети. Величественный старик смотрит сурово и прямо.

Среди них – убийца и жертва. Беззаботное лето в деревенском доме вдруг превращается в триллер, ближайшие родственники – в непримиримых врагов, а желание понравиться дедушке – в гонку на выживание. Семейный пирог невыносимо горчит. Сможет ли убийца стереть с себя страшное клеймо? Найдутся ли пропавшие драгоценности? Частные детективы Макар Илюшин и Сергей Бабкин берутся за дело пятнадцатилетней давности.

© Михалкова Е. И. , 2017 © Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2017 © & ℗ ООО «Аудиокнига», 2017 Продюсер аудиозаписи: Татьяна Плюта.

Огнерожденный

Роман Афанасьев Боевое фэнтези Огнерожденный

Сирота Фарах, живущий на краю пустыни, далек от мыслей о сражениях и битвах, он подмастерье деревенского кузнеца и только. Его воспитал дед, и его ждет обычная судьба – работа, женитьба, дети… Но Бог Огня и Бог Тьмы ведут вечную войну деля мир, в котором живут люди.

Наступает время, когда столкновение армий Юга и орды Севера неизбежно и злая судьба криво ухмыляется Фараху. Он вынужден бежать, меняя привычный деревенский покой на дороги, полные опасностей. Они ведут его на север – в обучение к жрецам Огня и к новой судьбе.

И вскоре молот кузнеца в его руке сменит меч воина, он постигнет тайны Огня, а старое предсказание изменит всю его жизнь.

Человек и история. Книга первая. Послевоенное детство на Смоленщине

Владимир Фомичев Человек и история

Первая книга автобиографического цикла «Человек и история», где автор рассматривает собственную жизнь в контексте истории нашей страны, которая складывается из отдельных человеческих судеб, историй семей и народов, сливающихся словно ручейки в мощный поток многоводной реки.

Рождённый накануне Великой Отечественной войны в деревне Тыкали на Смоленщине, автор начал жизнь в самом пекле войны, на оккупированной территории. Много воды утекло с тех пор, но воспоминания не исчезают в прошлом, не утрачивают яркости. Пронзительные и трепетные, они дарят тепло и ощущение того, что любой возврат назад, в прошлое, это уже возвращение домой.

А дома не может быть плохо, даже если идёт война. Трагизм времени сглажен детским взглядом, в повести видна некоторая отстранённость от самих военных действий, точных имён и событий. Но при этом все предельно понятно. Это обстоятельство придаёт истории достоверность, ведь наш герой слишком мал, чтобы давать серьёзные оценки миру вокруг.

Мальчик просто не понимает, как можно жить по-другому, ведь он родился всего за два месяца до войны. Вместе с ровесниками он весело играет в окопах, собирает не только грибы, ягоды, но и гранаты-лимонки, ловко вытаскивая чеки и взрывая их, щекоча себе нервы.

Здесь же дети войны осваивают азы арифметики, учась считать патроны в рожках, дисках и обоймах. Тут же постигали и грамоту. Надписи на бортах машин, вещах, опознавательные знаки, листовки – самые первые буквари для детей в те годы. Военное детство воспитало особые качества в людях той поры.

Герой книги не стал исключением. Техническая смекалка, расторопность, обострённый инстинкт самосохранения привели его к первым шагам по дороге познания и творчества. В книге удалось сохранить самобытность послевоенной деревенской жизни, яркие образы односельчан, любопытные детали быта тех времён.

Исповедь близнецов. Книга 3. Альбатрос

Валентина Жукова Современная русская литература Отсутствует

Роман «Альбатрос» посвящён семейному очагу, детям, который неотрывно связан с трудовыми достижениями и неотъемлемой частью культурной жизни. Без чего героиня романа обойтись не может. Она вылетает из деревенского гнезда, временно расстаётся с детьми, чтобы познать, увидеть мир, набраться опыта.

И в то же время старается забыть, простить унижения и физические издевательства над собой; старается сохранить отца детям, но, как видно из романа, ей приходится разорвать семейные узы. Не страшась одиночества, не боясь трудностей, проходит смело преграды на своём пути.

По ходу обстоятельств приобретает более десятка нужных профессий. Она пахарь, и жнец, и на трубе дудец. Закалила себя так, что никакая разруха не страшна. Создаёт для себя прекрасное и приносит другим удовлетворение. Героиня романа трижды дипломант. Ей предлагают стать руководителем.

Именно здесь она встречает своего долгожданного мужчину, который теряет маленького сына.

Княгиня Ольга

Наталия Ермильченко Биографии и Мемуары Энциклопедия малыша. Рассказы по истории

Маленькому читателю будет не только полезно, но и интересно познакомиться с незаурядной личностью княгини Ольги, соединившей в себе качества редкой и мудрой государыни, особенно если учесть положение русской женщины в те времена. Дети узнают не только о романтическом знакомстве юной деревенской девушки с сыном Рюрика Игорем и о том, как Ольга отомстила за его смерть непокорным древлянам, но и о том, как она, окруженная язычниками и сама язычница, поняла сердцем и умом христианские истины и ездила в Царьград, где изучила греческую веру и приняла ее в 957 году.

Брошюра «Княгиня Ольга» содержит краткий, информативный и доступный текст и дополнена замечательными иллюстрациями, облегчающими восприятие ребенком новых сведений. В брошюре представлены иллюстрации из «Повести временных лет» Радзивилловской летописи XV века, вид древнего Пскова, иконописные изображения княгини Ольги и ее сына Святослава, картины русских художников.

Василий Иваныч

Иван Вольнов Рассказы Отсутствует

«Дни зимние серы и коротки. Темными оскалами в мутном небе торчат раскрытые крыши деревенских изб. В угаре, в скотном пару, в пыли кудель, жужжаньи прялок, надсадном плаче больных детей, как в тине, барахтается деревня. Тонет в сугробах. Сугробы тают.

Тонет в лужах. Утрами белеет изморозью, инеем, пушистым новым, чистым снегом…».

Как жили на Руси

Детское издательство Елена Учебная литература Аудиоэнциклопедия Чевостика

Увлекательный спектакль расскажет детям, как жили на Руси наши предки. Ребята побывают на торговой площади древнерусского города, заглянут в деревенскую курную избу. Познакомятся с повседневным бытом прапрапрабабушек и прапрапрадедушек: узнают, что они готовили в русской печи, во что одевались и как трудились.

Вступительная песенка Путешествие начинается Древнерусская деревня Курная изба Русская печь На огороде. Мед и травяной чай Льняная ткань. Лучина Мужская работа Одежда: сорочица, сарафан На дворе. В клети. Плуг. Сани Русская баня Бортники. Лес – кормилец Новгород.

Посадник. Вече Торг. Меры длины. Береста Кремль. Пристань. Корабли Старые знакомые Вот мы и дома! До новых встреч! Заключительная песенка.

Подарок короля (сборник)

Надежда Белякова Сказки Отсутствует

"Сборник аудио сказок «ПОДАРОК КОРОЛЯ», создала по своим же авторским сказкам Надежда Белякова, как автор, режиссер и автор песен-композитор, чтобы подарить всем Вам сказки. Самым маленьким слушателям и старшим, бабушкам и дедушкам, чтобы каждый день наш мир был наполнен сказками и песнями.

Сказки Надежды Беляковой адресованы широкой возрастной аудитории, эти сказки станут друзьями всей семьи и незаменимыми помощниками в нe простом деле, «как сказка на ночь», когда нужно проводить малыша в мир сказочных сновидений. Роли озвучили – Юрий Григорьев, Ольга Шорохова, Дина Белоусова.

В этом сборнике Вашему вниманию предложены пять сказок Надежды Беляковой. АУДИО Сказка «ПОДАРОК КОРОЛЯ» расскажет о тщетности всех усилий ради властолюбивого короля. О том, что нет ничего дороже вежливого доброго слова, несущего доброту и сердечность.

В этой аудио сказке звучат песни Надежды Беляковой. Аранжировки песен создан Андрей Шпаков. Озвучили сказку замечательный актер-Юрий Герасимов, знаменитый и всеми любимый «Дядя Юра» из «Спокойной ночи, малыши!» и сказочно талантливая актриса Ольга Шорохова.

АУДИО Сказка «СЧАСТЛИВОЕ ЦАРСТВО» – это веселые сказочные приключения двух незадачливых персонажей этой сказки- старого неудачника Колдуна и его ученицы Летучей Мышки, которые затеяли погубить сказочное ""СЧАСТЛИВОЕ ЦАРСТВО. Но, как они не старались – это недоброе дело оказалось им не под силу, потому что, жители этого сказочного царства по-настоящему любят свою Родину.

Так, что -эта сказка не только развлекает и веселит читателя, но и знакомит маленького читателя с такими важными в жизни каждого человека понятием, как любовь к Родине и патриотизм. Это музыкальная сказка. Специально для этой сказки Надежда Белякова написала, как автор слов и композитор, забавные песенки персонажей сказки.

Аранжировки этих песен создал Андрей Шпаков. Роли озвучили: Ольга Шорохова, Дмитрий Силантьев, Надежда Белякова. АУДИО СКАЗКА «АСТРЕЛЬКА» предназначена детям младшего и среднего школьного возраста. Эта добрая музыкальная сказка рассказывает о сказочных приключениях на Земле девочки- звездочки Астрельки и её дедушки – сказочного скрипача ЗВЕЗДНОГО ЦЫГАНА.

Сказка начинается с того, что АСТРЕЛЬКА упросила дедушку побывать в цирке, здесь на Земле. А в цирке так увлеклась удивительными цирковыми номерами, что и сама начала выступать в цирковом номере, да так, что и не заметила, как невольно нарушила некие жизненно важные правила поведения на Земле.

И радостный и чудесный праздник обернулся для девочки досадой и переживаниями. И многое пережитое заставило её осознать, как важно прислушиваться к тому, чему учат взрослые. Но это-сказка! А это значит, что что-то волшебное и необыкновенное обязательно отведет беду и спасет тех, кто нуждается в помощи.

Как же произойдет сказочное спасение вы узнаете, прослушав аудио сказку «АСТРЕЛЬКА». Роли озвучили –Наталья Фатеева, Ольга Шорохова, Алексей Кузнецов, Светлана Силантьева, Валерий Федоренко. Автор песен и композитор – Надежда Белякова. Аранжировка музыки – Андрей Шпаков, Константин Панкратов.

И потому, Надежда Белякова, создавая сказку «СВИСТУЛЬКА» надеялась донести это до детей понимание бесценности народного искусства. Помочь оценить и …возможно, обратив внимание, помочь кому-то сделать первый шаг к спасению и защите, продолжению жизни этих произведений в нашей повседневности.

Познакомить детей с бесценностями в жизни Родины. Народное искусство, в котором живет дух народа, – это ли не наш верный оберег! Сказку озвучили: Дина Белоусова, Ольга Шорохова, Юрий Григорьев. В сказке звучит прекрасная русская народная музыка в сказочном исполнении «ФОЛК-АРТЕЛЬ „СЛОБОДА“ под руководством Олега Шусева АУДИО Сказка «ТИМОШКА» написана и создана, как аудио спектакль Надеждой Беляковой в ярком, веселом лубочном духе.

Но основная тема сказки «ТИМОШКА» очень современна – это тема экологии и личной ответственности человека за жизнь и чистоту окружающей среды, за сохранение творческого наследия прошлого. ТИМОШКА – простой деревенский сирота – мальчуган. Он и сам не осознавал, каким удивительным даром одарили его предки.

А этот чудесный дар они заслужили своей любовью и служением природе. И передали по наследству беззаботному весельчаку, хвастливому и безалаберному своему пра-правнуку Тимошке. В сказке показан путь волшебных приключений и испытаний, благодаря которым Тимошке раскрылась суть его дарования и к нему пришло понимание ответственности за ниспосланный талант.

И, благодаря этому, жизнь раскрыла перед ним всю красоту мира, в которой и Тимошке нашлось место и увлекательное дело на всю жизнь. Сказка «ТИМОШКА» учит пониманию и уважению к талантам и достижениям предков, объединяет вокруг себя членов семьи разного возраста во время чтения или прослушивания этой сказки.

В аудио сказке звучит прекрасная русская народная музыка в исполнении замечательно талантливой фолк группы «СЛОБОДА» под управлением Олега Щукина. Звучит в этой аудио сказке «ТИМОШКА» народная музыка дивного современного музыканта, чудесного мастера-волынщика Павла Степанова, его талантливое исполнение изумительно украсило аудио сказку Надежды Беляковой «ТИМОШКА».

А так же и забавная песенка «Плывёт рыба среди звезд, рапушивши красный хвост», созданная Н. Беляковой, которую талантливо спела Дарья Гайдульянова. Замечательные актеры создали яркие, запоминающиеся образы сказки» ТИМОШКА».

Поэт и власть. Размышления о родной стране в русской поэзии XIX-XX вв.

Коллективные сборники Учебная литература Готовимся к сочинению

Описание: Во все времена отношения поэта и власти были сложны и драматичны, а порой и трагичны. Менялись эпохи и режимы, а конфликт свободной личности и авторитарной власти, будь то самодержавие или советский тоталитаризм, оставался актуальным. На этом диске предлагается подборка стихов русских поэтов XIX-XX вв.

на эту тему. К. Ф. Рылеев К временщику А. П. Ермолову Гражданское мужество Партизаны На смерть Чернова Вере Николаевне Столыпиной Гражданин «Ах, тошно мне…» (вместе с А. А. Бестужевым) «Ах, где те острова…» (вместе с А. А. Бестужевым) В. К.

Кюхельбекер Отчизна А. П. Ермолову Тень Рылеева Д. В. Давыдов Река и зеркало Орлица, турухтан и тетерев «Я люблю кровавый бой…» Бородинское поле Современная песня К. Н. Батюшков К Дашкову («Мой друг! Я видел море зла…») Е. А. Баратынский «Отчизны враг, слуга царя…» А.

С. Пушкин Воспоминания в Царском Селе Вольность К Чаадаеву Деревня «Свободы сеятель пустынный…» Стансы («В надежде славы и добра…») «Во глубине сибирских руд…» Друзьям Клеветникам России Бородинская годовщина Пир Петра Первого М. Ю. Лермонтов Бородино «Печально я гляжу на наше поколенье…» «Прощай, немытая Россия…» Родина Ф.

И. Тютчев 14-ое декабря 1825 г. «Эти бедные селенья…» «Над этой темною толпой…» «Умом Россию не понять…» Н. А. Некрасов Родина «Еду ли ночью по улице тёмной…» Рыцарь на час Колыбельная песня (подражание Лермонтову) Нравственный человек Размышления у парадного подъезда О погоде До сумерек В дороге Огородник Перед дождём Тройка В деревне Несжатая полоса Влас Свадьба Забытая деревня Школьник Тишина Песня Ерёмушке Деревенские новости Похороны Крестьянские дети «В полном разгаре страда деревенская…» Орина, мать солдатская Калистрат Железная дорога Эй, Иван Мать Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – Часть I.

Главы с 1 по 5 Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – «Последыш». Из II Части. Главы 1, 2, 3 Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – «Пир на весь мир». Из II Части. Главы с 1 по 5 Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – «Крестьянка». Из III Части. Главы с 1 по 8 А.

А. Блок «Всё ли спокойно в народе…» «Поднимались из тьмы погребов…» «Шли на приступ. Прямо в грудь…» Митинг «Ещё прекрасно серое небо…» Сытые Русь На поле Куликовом «Русь моя, жизнь моя…» Коршун Поэма: «Двенадцать» О. Э. Мандельштам Кассандре Сумерки свободы «В Петербурге мы сойдёмся снова…» Век 1 января 1924 г.

«Нет, никогда ничей я не был современник…» «Куда как страшно нам с тобой…» «Как люб мне натугой живущий…» «На полицейской бумаге верже…» «И по-звериному воет людье…» «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» «Мы с тобой на кухне посидим…» «После полуночи тихо ворует…» «За гремучую доблесть грядущих веков…» «Колют ресницы.

В груди прикипела слеза…» «Ночь на дворе. Барская лжа…» «Нет, не спрятаться мне от великой муры…» Старый Крым «Квартира тиха, как бумага…» «Мы живём, под собою не чуя страны…» В. В. Маяковский Война объявлена Мама и убитый немцами вечер Я и Наполеон Гимн судье Революция К ответу! Ода революции Левый марш Потрясающие факты Окна сатиры РОСТА Последняя страничка гражданской войны О дряни Прозаседавшиеся С.

А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная» Русь «Запели тесаные дроги…» Русь советская Русь уходящая «Спит ковыль. Равнина дорогая…» И. А. Бродский Стансы («Ни страны, ни погоста…») Стансы городу Сонет («Прошел январь за окнами тюрьмы…») «Воротишься на родину…» Набросок Письма римскому другу Пятая годовщина (4 июня 1977 г.

) Развивая Платона Полдень в комнате (цикл) Одному тирану На смерть Жукова Представление.

Смерть Несущая

Марина Александрова Книги про вампиров Смерть Несущая

Иногда ты думаешь, что точно знаешь, кто ты, откуда, кто твои родители и семья. Не ждешь от жизни ничего особенного, потому как что может быть особенного в жизни младшей дочери деревенского кузнеца… Особенно если эта дочь болезненный и слабый ребенок.

Ты точно знаешь: в недалеком будущем, чтобы отдать тебя замуж, родителям придется очень постараться, а дальше – дети, быт, старость… Но бывает так, что то, в чем ты была уверена, меняется с точностью до наоборот. Так случилось со мной, и я готова рассказать свою историю.

Перелистав её цветные страницы, дошкольница обрела мечту – приобрести эту книжку. Но не сразу все мечты сбываются. Иногда для их осуществления приходиться преодолевать препятствия. В книжке описываются и другие приключения, которые случились с Алёнкой.

Детские шалости девочки не остаются незамеченными. Взрослые своей любовью и хорошим отношениям к ней стараются привить Алёнке ценные человеческие качества. Произведение является первой частью серии книг «Приключения Алёнки» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Эффект Ребиндера

Елена Минкина-Тайчер Современная русская литература Самое время!

Этот роман – «собранье пестрых глав», где каждая глава названа строкой из Пушкина и являет собой самостоятельный рассказ об одном из героев. А героев в романе немало – одаренный музыкант послевоенного времени, «милый бабник», и невзрачная примерная школьница середины 50-х, в душе которой горят невидимые миру страсти – зависть, ревность, запретная любовь; детдомовский парень, физик-атомщик, сын репрессированного комиссара и деревенская «погорелица», свидетельница ГУЛАГа, и многие, многие другие.

Частные истории разрастаются в картину российской истории XX века, но роман не историческое полотно, а скорее многоплановая семейная сага, и чем дальше развивается повествование, тем более сплетаются судьбы героев вокруг загадочной семьи Катениных, потомков «того самого Катенина», друга Пушкина.

Роман полон загадок и тайн, страстей и обид, любви и горьких потерь. И все чаще возникает аналогия с узко научным понятием «эффект Ребиндера» – как капля олова ломает гибкую стальную пластинку, так незначительное, на первый взгляд, событие полностью меняет и ломает конкретную человеческую жизнь.

«Новеллы, изящно нанизанные, словно бусины на нитку: каждая из них – отдельная повесть, но вдруг один сюжет перетекает в другой, и судьбы героев пересекаются самым неожиданным образом, нитка не рвётся. Всё повествование глубоко мелодично, оно пронизано музыкой – и любовью.

Одних любовь балует всю жизнь, другие мучительно борются за неё. Одноклассники и влюблённые, родители и дети, прочное и нерушимое единство людей, основанное не на кровном родстве, а на любви и человеческой доброте, – и нитка сюжета, на которой прибавилось ещё несколько бусин, по-прежнему прочна… Так человеческие отношения выдерживают испытание сталинским временем, «оттепелью» и ханжеством «развитого социализма» с его пиком – Чернобыльской катастрофой.

Нитка не рвётся, едва ли не вопреки закону Ребиндера». Елена Катишонок, лауреат премии «Ясная поляна» и финалист «Русского Букера».

Приключения Опанта

Артём Черепанов Современная русская литература Отсутствует Нет данных

Первая книга трилогии «Приключения Опанта» рассказывает восемь добрых историй о том, как потерявшийся робот по имени Опант находит дом в деревенском гараже, заводит дружбу с трактором Тр и грузовичком Грузиком, познает, что такое настоящее «спасибо», сталкивается с невежеством мальчика Антошки, борется с опасным вором, помогает Антошке исправиться, вместе с ним заботится о нуждающихся и обретает человечность.

Для детей дошкольного, школьного возраста и родителей.

Алексей и Варвара

Алексей Гагарин Современные любовные романы Отсутствует

Это поэма о любви, где главные герои Алексей и Варвара попадают в непростую ситуацию. Алексей возвращается в деревню из Санкт-Петербурга, разочаровавшись в жизни мегаполиса, занявшись плотницким ремеслом, а Варвару – его первую любовь родители, как раз отсылают в город учиться.

О том как деревенская душа втягивается в столь неестественные городские условия, как трудно оставаться собой, когда каждый говорит тебе кем ты должен быть. В поэме поднимаются вопросы воспитания детей и подростков, разницы поколений, а основной упор делается на актуальные в любое время народные мудрости.

Племенной скот

Наталья Лебедева Социальная фантастика Отсутствует

После глобальной энергетической катастрофы страна раскалывается на два мира. Города становятся высокотехнологичными закрытыми поселениями, в которых живут избранные. Большинство же людей или погибает во время катастрофы, или переселяется в деревни. Им приходится забыть о благах цивилизации, и всего за какую-то сотню лет жизнь в деревнях откатывается на уровень былинно-сказочной Руси.

В городе назревает острая проблема: перестают рождаться здоровые дети, женщин поражает бесплодие. И тогда, пользуясь новейшей техникой, цивилизованные горожане начинают совершать набеги на села и похищать младенцев. В таких непростых условиях завязывается история любви деревенской девушки Алены и горожанина Андрея…

Новый Алексей Иванов

«Жаркое лето 1980 года. Столицу сотрясает Олимпиада, а в небольшом пионерском лагере на берегу Волги всё тихо и спокойно. Пионеры маршируют на линейках, играют в футбол и по ночам рассказывают страшные истории; молодые вожатые влюбляются друг в друга; речной трамвайчик привозит бидоны с молоком, и у пищеблока вертятся деревенские собаки.

Но жизнь пионерлагеря, на первый взгляд безмятежная, имеет свою тайную и тёмную сторону. Среди пионеров прячутся вампиры. Их воля и определяет то, что происходит у всех на виду. “Пищеблок” – простая и весёлая история о сложных и серьёзных вещах. Есть дети как дети – с играми, ссорами, фантазиями и бестолковостью.

Есть пионерство, уже никому не нужное и формальное. А есть вампиры, которым надо жить среди людей, но по своим вампирским правилам. Как вампирская мистика внедряется в мёртвые советские ритуалы и переделывает живое и естественное детское поведение? Как любовь и дружба противостоят выморочным законам идеологии и вампиризма? Словом, чей горн трубит для горниста и под чей барабан шагает барабанщик?» Алексей Иванов.

"Как же вы жили?" – спросят современные детишки. "Весело и счастливо! – ответит им поколение, выросшее в семидесятых. – Мы умели дружить!" Эта книга посвящается нашим любимым и дорогим деревенским бабушкам и дедушкам, а также их внучатам.