Социальная дезадаптация детей сирот. Социальная адаптация детей сирот: основные принципы. Нравственное воспитание. Важнейшим воспитанием личности ребенка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детск

1. Козырева О. А. Профессиональная педагогическая ком- 8. петентность учителя: феноменология понятия // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 2. С. 17-22.

2. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как 9. закалялась сталь. - М.: Независимая фирма «Класс», 2002. - 192 с.

3. Ляхова М. В., Шемилина Е. М. К вопросу о профессио- 10. нальных требованиях к ведущему тренинговых групп // Наука, образование, общество: тенденции и перспекти- 11. вы: сб. науч. тр. по мат-лам Международ. науч.-практ. конф.: Ч. V. - М.: АР-Консалт, 2014. - С. 134-139.

4. Овчинников И. Работа с целями // Интертренинг. -2005. - № 8. - С. 18-21. 12.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие, реализация. - М.: Когито-центр, 13. 2002. - 394 с.

6. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 235 с. 14.

7. Рудестам К. Э. Групповая психотерапия, психокоррек-ционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер, 1990. - 368 с.

Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. -816 с.

Сурнина Т. В. Педагогическая характеристика организаторов корпоративного образования // Науковедение. - 2012. - № 3 (12). - С. 1-8. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с. Тренинг для тренеров: практическое руководство // Молодежная сеть равного обучения Y-PEER. 2002. - URL: http://y-peen.kg/editonfiles/files/tnainens_manual_ russian(2).pdf.

Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика: пер. с нем. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2004. - 267 с. Фролова С. Л. Технология разработки модели специалиста как образа профессионального идеала // Человек и образование. - 2004. - № 4. - С. 113-118. Stank J. S. and others Responsive Professional Education: Balancing Outcomes and Opportunities // ASHE-SRIC Highen Education Report. - 1986. - № 3. - P. 19-51.

УДК/uDC 376.6

Н. В. Осипова N. Osipova

О понятии «социальная адаптация» и сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ON THE CONCEPT OF «SOCIAL ADAPTATION» AND ACCOMPANIED BY SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT wiTHOuT PARENTAL CARE

В статье автор предлагает аналитический обзор литературы по проблеме адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей профессиональной деятельности. Определяются основные механизмы и особенности процесса социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей профессиональной деятельности, поднимаются вопросы результативности этого процесса. Особый интерес вызывают процесс и результат сопровождения адаптации в условиях среднего профессионального образования.

The author considers the process of adaptation of orphans and children left without parental care for their future professional activity in conditions of secondary vocational education, and as a result of the process. The main features of the process and mechanisms of social and professional adaptation of orphans

and children left without parental care to their future professional activity are identified. The problem of preparation of teachers to work with this category of persons, taking into account the requirements of the labor market is raised.

Ключевые слова: адаптация, виды адаптации, сопровождение социально-профессиональной адаптации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Keywords: adaptation, types of adaptation, socio-professional adaptation, orphans and children without parental care.

Понятие «адаптация» является предметом научных интересов в различных областях. Термин появился в физиологии, а затем распространился в другие области научного познания. Особенность данного понятия заключается в том, что его можно рассматривать и как результат деятельности, и как процесс.

Термин «адаптация» происходит от латинского слово adapto - «приспособляю», поздне-латинского adaptatio - «прилаживание, приспособление». В научный оборот термин был введен немецким физиологом Г Аубертом во второй половине XVIII в. Под адаптацией он понимал «изменения (приспособительногоха-рактера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей». Ж. Б. Ламарк объяснял адаптационными изменениями возникновение отдельных видов животных, растений и их эволюцию.

«Биологическое» понимание термина легло в основу содержания понятия в других научных сферах. Сегодня понятие «адаптация» рассматривается как многофакторное образование и как многогранная структура, затрагивающие несколько категорий - человека, деятельность, общение .

Первые научные представления о биологической адаптации были заложены Ч. Дарвиным и его последователями. Понятие «адаптация» рассматривалось ими как совокупность полезных для организма изменений, представляющих собой более или менее верное отражение окружающей среды. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова привели к пониманию того, что в основе адаптации лежит стремление к равновесию. Сущность жизни и ее развития определяются внутренними противоречиями, единством и борьбой противоположных процессов, таких как устойчивость и изменчивость, ассимиляция и диссимиляция, действие (активность) и противодействие (реактивность), возбуждение и торможение. Адаптация выступает мерой единства этих противоположностей, результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий, а тем самым и одним из универсальных имманентных ее свойств.

Объектом научных исследований в гуманитарных областях знания является человек. Адаптация человека - процесс двусторонний; человек не только сам приспосабливается к новой ситуации, но и приспосабливает среду к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения (жилье, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и т. д.) .

По мнению Н. Н. Мельниковой , многоаспектное понятие «адаптация» характеризует процесс, который всегда предполагает взаимодействие двух объектов, и оно разворачивается в особых условиях - условиях дисбаланса, несогласованности между си-

стемами. Основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами.

Д. В. Ольшанский применительно к человеку выделяет следующие виды адаптации: 1) биологическую, 2) физиологическую, 3) психологическую, 4) социальную .

Если «биологическое» понимание определяет адаптацию как стремление к равновесию системы, то физиологическая адаптация представляет собой достижение устойчивого уровня активности организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность организма, включая трудовую активность и социальную составляющую, и способность воспроизведения здорового потомства. Физиология исследует формирование и механизмы индивидуальной адаптации, которая в свою очередь имеет прямую зависимость от социальной адаптации, то есть приспособление человека к новым для него условиям проживания или деятельности.

Психологическая адаптация - это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений:

В социальной сфере - нравственные, политические, правовые и другие нормы, правила, установки;

В социально-психологической - вовлеченность личности в психологические связи и отношения, исполнение различных социально-психологических ролей;

В профессиональной, учебно-познавательной и других деятельностных сферах;

В сфере взаимосвязей с экологической средой .

Психологическая адаптация тесно связана с социальной. Анализ исследований, объектом которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, показал, что большинство авторов рассматривают именно социальную адаптацию как наиболее проблемную.

^циальная адаптация - это один из механизмов социализации, проявляющийся в освоении моральных, социальных,правовых норм и требований, предъявляемых индивиду при определенном типе деятельности . Л. М. Растова определяет социальную адаптацию как процесс локального действия личности в строго определенных рамках соответствующей общности . Автор рассматривает социальную адаптацию как дея-

тельность одного человека в обществе, так и влияние коллектива на деятельность и поведение этого индивида. Социальная адаптация личности включает 4 фактора:

1) когнитивный (когнитивные способности и особенности когнитивных процессов личности);

2) эмоционального реагирования (особенности эмоциональной сферы личности);

3) практической деятельности (условия и особенности деятельности);

4) мотивации личности.

Е. А. Кансиярова выделяет особенности социальной адаптации молодежи. По ее мнению, социальная адаптация представляет собой эволюционное развитие личности в ходе приспособительно-преобразовательной деятельности, направленной на конструирование приемлемого адаптивного пространства, включающее инновационную, трансляционную, воспроизводственную функции и сопровождающееся проявлением ее уникальных характеристик (транзитивности, лабильности и трансгрессивности сознания, либерализации ценностных представлений и прочего) и потребностей (самореализации, знаний, идентичности, творчества, коммуникации и другого) . Данное определение отличается от остальных за счет принципа целостности; адаптационного взаимодействия общества и молодежи, при котором последняя выступает одновременно активным субъектом и объектом социального воспроизводства. На основе такого понимания предложены критерии социальной адаптации молодежи: статусно-ролевое положение в обществе; уровень социальной мобильности; интегрированность в общество; степень интериоризации стандартов, норм социально одобряемого поведения.

Таким образом, основу понятия «социальная адаптация» составляют как процесс, так и результат усвоения личностью норм и правил, установленных в новой для него социальной среде (группе, коллективе, организации), при взаимодействии с которой он приобретает новый для себя опыт или социальную роль. Особую актуальность в российской действительности приобретает проблема результативности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исследования, посвященные адаптации детей-сирот, можно разделить на две группы. Первая группа авторов (И. А. Бобылева, В. М. Бревнова, Л. А. Жилина, С. В. Лактионова, Ю. В. Орсаг, Ю. О. Яблоновская) выделяет

помимо общей социальной адаптации также социально-профессиональную и социально-педагогическую адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшней день при гуманистическом подходе для этой категории лиц не созданы достаточные условия «вхождения» в общество.

По мнению И. А. Бобылевой , социальная адаптация - это закономерный процесс, возникающий в результате социализации по мере необходимости приспособления к изменившимся условиям социума. Трудности процесса адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлены, с одной стороны, спецификой интернатных учреждений как учреждений закрытого типа, с другой - отсутствием семьи и семейного воспитания у данной категории как основного института социализации. Более подробно в своих исследованиях она рассматривает процесс постинтернатной адаптации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.

Педагог В. М. Бревнова предлагает изучать социальную адаптацию в контексте социализации воспитанников детского дома подросткового и юношеского возраста. Кроме того, она определяет негативные факторы, препятствующие успешной социальной адаптации к самостоятельной жизни, и считает цель социальной адаптации достигнутой при условии реализации функций, задач, форм и методов социально-педагогической деятельности с воспитанниками детских домов.

Л. А. Жилина рассматривает социальную адаптацию студентов-сирот в контексте профессиональной социализации личности. Социальная адаптация студента-сироты к образовательной среде вуза, по ее мнению, - это процесс вхождения в относительно новую для него социальную среду, процесс освоения социального и профессионального опыта, овладения стандартами, ценностями и культурой образовательной среды. Автор изучает адаптацию с точки зрения формирования личностных качеств и в условиях учебной деятельности: мотивация учебной деятельности, учебные, коммуникативные и рефлексивные умения. Результативность адаптации студентов из числа детей-сирот целесообразно определять по уровню освоения учебной деятельности (высокий, средний, низкий) и по эмоциональному состоянию (благоприятное, неблагоприятное).

Большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях. Обучающиеся, которые поступают в образовательные организации высшего образования, как правило, более адаптивны и успешны в жизни.

Готовность студентов к социально-профессиональной адаптации И. Н. Зайцева характеризует через успешность выполнения студентами учебных заданий, активность, инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу, уверенность в себе, независимость и ответственность в решении поставленных задач, наличие умений саморегуляции и самоконтроля, сформированность умений организации досуговой и бытовой деятельности, владение умениями интерактивного взаимодействия.

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследует Ю. В. Орсаг . С ее точки зрения, характерные черты воспитанников детского дома обусловлены социальными и биологическими факторами и влияют на процесс воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их социально-профессиональной адаптации. Спроектированное с учетом «дефицитного ресурса» и с опорой на социально востребованные личностные проявления содержание воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из факторов повышения уровня их благополучного становления. Содержательный компонент разработанной воспитательной системы определяется в четырех направлениях - ориентирах: ориентир на общество и образование (поддержка профессионального выбора и получение профессионального образования); ориентир на труд и профессию (развитие и совершенствование профессиональной компетентности и готовности к выполнению трудовых обязанностей); ориентир на саморазвитие и самосовершенствование (осознание своих особенностей и развитие способности к самовыражению); ориентир на жизнь и семью (подготовка к брачно-семейным отношениям и расширение опыта социально одобряемого поведения) обеспечивает оптимальный уровень социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С.В. Лактионова предлагает рассматривать социально-профессиональную адаптацию выпускников интернатных учреждений как интегративное понятие, которое является процессом личностных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов, социально-экономических условий, порождаемых включением личности в подготовку к профессиональной деятельности; самореализации в профессиональной деятельности и жизни общества; приобретения социально-профессионального опыта в условиях рынка. Автор выделяет следующие механизмы социально-профессиональной адаптации выпускников детских домов:

Создание действенной системы диагностики и изучения выпускников-сирот, сложившихся взаимоотношений, развития (с учетом коррекции) отдельных качеств и черт личности, необходимых для будущей профессии;

Резонансное образование (адаптационные сборы, тренинги, ролевые игры, консультирование, система учебных стажировок и практик);

Внесение корректировки в жизненные и профессиональные планы выпускников сиротских учреждений, в стиль поведения и отношений, формирование социального поведения;

Создание социально-позитивной ситуации успеха, защищенности, понимания, которые рождают уверенность, комфортность, уважение и доверие, веру в положительный результат и обретение соответствующего положения в жизни.

Ю.О. Яблоновская изучает процесс восприятия детьми опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующих активному включению их в социальную среду.

Исследователи проблем социальной адаптации определяют и условия для эффективного вхождения в будущую профессиональную деятельность в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в профессиональных образовательных организациях. Недостаточно внимания уделяется педагогическому сопровождению подготовки к социально-профес-

сиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вторая группа авторов (О. В. Бережная, Н. И. Кондратьева, М. И. Рожков) рассматривает адаптацию через сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как совокупность социально-педагогических и психолого-педагогических процессов становления личности.

Сопровождение, по мнению Л. М. Шипи-циной и Е. И. Казаковой , предполагает создание социально-педагогических условий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для принятия ими оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Целью сопровождения авторы считают создание условий для самостоятельного принятия решения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой деятельность, направленную на создание оптимальных социально-психолого-педагогических условий, способствующих успешному воспитанию, обучению, развитию детей-сирот и их социализации. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром и с самим собой, а также для «совершенствования каждым ребенком личностно значимых выборов». Формы и содержание сопровождения вторичны по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка .

Под сопровождением адаптации мы понимаем систему деятельности педагогических работников детского дома и образовательных организаций для создания условий самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учебной, социальной и профессиональной деятельности.

Социально-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности социального педагога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений обучающихся и педагогов в образовательной ситуации.

М. И. Рожков считает , что социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено на поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, на преодоление организационных трудностей и решение задач социального воспитания. Эффектив-

ное сопровождение, по его мнению, возможно только на основе знания имеющихся ресурсов решения проблемной ситуации и способности эти ресурсы организовывать в действенные, поддерживающие и корректирующие программы. В процесс реализации таких программ должен быть включен широкий круг людей, поэтому от педагога, сопровождающего процесс создания детской организации, требуется наличие консультативных навыков и способности включиться в многоэтапный диалог с различными заинтересованными лицами. Успешность программы сопровождения зависит от качества первых шагов по ее реализации, помощь детям в совершении этих первых усилий - непосредственная задача сопровождения.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в образовательных организациях, в которых они обучаются.

Авторы исследований в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуализируют проблему создания условий для эффективной социальной адаптации, готовности к будущей профессиональной деятельности, взаимодействия педагога и воспитанников в процессе сопровождения. При этом некоторые авторы предлагают уделять большое внимание системной работе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Другие считают, что самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учебной, социальной и профессиональной деятельности будет возможна, если реализуется комплекс мер уже после выпуска из детского дома, а именно в профессиональных образовательных организациях.

Автором предпринята попытка проанализировать литературу последних лет по проблеме социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В научных работах рассмотрены особенности и условия социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для этой категории лиц и в профессиональных образовательных организациях. Но вместе с тем недостаточно внимания уделяется педагогической и социально-профессиональной адаптации этого контингента. В настоящее время существует необходимость обратиться к особенностям деятельности педагогических работников

по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей профессиональной деятельности.

1. Бережная О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. - Ставрополь, 2005. - С. 53-55.

2. Бобылева И. А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения: автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. - Владимир, 2000 - С. 17.

3. Бревнова В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 2008. - С. 10, 13.

4. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2009. - С. 37.

5. Жилина Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Омск, 2008. - С. 10-13.

6. Зайцева И. Н. Социально-профессиональная адаптация студентов в учреждениях среднего профессионального образования деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Елец, 2011. - C. 10-12.

7. Казьмина О. Ю. Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника. - М., 1993. - С. 11.

8. Кансиярова Е. А. Социальная адаптация молодежи: автореф. дис. канд. философ. наук. - Новосибирск, 2011. - С. 12-14.

9. Кондратьева Н. И. Психолого-педагогическое сопровождение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2011. - С. 12-13.

10. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс] / ФГАУ «ФИРО» . -URL: http://pedsovet.ong/fonum/topic10348.html.

11. Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Саратов, 2000. - С. 21.

12. Лактионова С. В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений:автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - С. 24.

13. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. -Белгород, 2002. - С. 93.

14. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004. - С. 22.

15. Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. - 1973. - Вып. 2. - С. 13.

16. Налчаджан А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. - С. 238.

17. Ольшанский Д. В. Адаптация // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - С. 13.

18. Орсаг Ю. В. Проектирование содержания воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их социально-профессиональной адаптации: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Вологда, 2007. - С. 29.

19. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. - С. 14.

20. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма РАН, 2002. -С. 34.

21. Смелков М. Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Сер. Педагогика. -2011. - № 4. - С. 164.

22. Фролов А. Г., Хомочкина С. А., Матушанский Г. У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука. - 2006.- № 9 (2). -С. 259-269.

23. Яблоновская Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. - С. 14.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.

Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

  • Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
  • Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.

Целевая группа:

Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.

Формы работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

Методы работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение:

  • Помещение для занятий;
  • Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
  • Доска, мел, канцелярские товары.

Кадровое обеспечение программы:

  • Ведущий специалист программы – педагог-психолог ГООУ ЦПМСС.
  • Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
  • Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
  • Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.

Реализация программы:

Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Количество участников: 15–20 человек.

Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:

  1. Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
  2. Формирование группы подростков, желающих участвовать в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
  4. Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу).

Этапы программы

Диагностический этап:

  1. Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
  3. Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.

Организационно-деятельный этап:

  • Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
  • Реализация системы занятий по программе.

Итоговый этап:

  1. Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы.
  2. Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
  4. Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё «Я» как внутренний мир.

В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.

Правовая ориентация

Перечень документов, которые необходимы выпускнику.

Валеологическая ориентация

Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.

Социально-бытовая ориентация

Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Профессиональная и трудовая ориентация

Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.

Семейная ориентация

Роль семьи в жизни человека. Любовь.

Финансово-экономическая ориентация

Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.

Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.

Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:

  1. Уровень развития социальных навыков.
  2. Уровень развития социального поведения выпускника – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:

  • Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
  • Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков коммуникативной культуры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.

Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:

  • «Изучение уровня развития социальных навыков».
  • «Изучение социальных сетей».

Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.

Модификация методики применительно к выпускникам образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проведена Г.В.Семья и Ю.С.Смирновой.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Период

Кол-во часов

Тема занятия

Структура занятия

Задачи занятия

сентябрь

  1. Вводная беседа.
  2. Упражнение – разминка «Карандаши».
  3. Обсуждение и принятие правил работы.
  4. Методика «Кто я» (Кун и Маркпортленд).
  5. Анкета выпускника детского дома.
  6. Обратная связь.
  1. Знакомство участников друг с другом.
  2. Формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
  3. Сплочение группы.

октябрь

«Общение и умение слушать» (Приложение 2)

  1. Разминка «Привет себе».
  2. Психогеометрический тест.
  3. Информационный блок «Психология общения».
  4. Анкета « Умеете ли вы слушать».
  5. Упражнение «Слушание в различных позах».
  6. Обратная связь.
  1. Продолжение формирования интереса к занятиям.
  2. Введение понятия «психологическая информация».
  3. Формирование представления об общении как о психологическом явлении.

ноябрь

  1. Игра по социально-правовой ориентации.
  2. Мозговой штурм «Причины потери жилья».
  3. игра «Риэлторы».
  4. Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.
  5. Обратная связь.
  1. Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.
  2. Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

декабрь

  1. Дискуссия.
  2. Работа с карточками.
  3. Упражнение «Высказывания».
  4. Анкета « Проблемы наркомании».
  5. Игра « Слова на букву имени».
  6. Обсуждение ассоциаций.
  1. Выяснение степени заражения ВИЧ – инфекцией в различных ситуациях.
  2. Мотивирование подростков к получению информации.
  3. Развитие способности аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии.

январь

«Поиск работы – это тоже работа» (Приложение 5)

  1. Разминка
  2. «Совместный счёт».
  3. Шкала самоуважения Розенберга.
  4. Методика «Линия жизни».
  5. Методика исследования самооценки (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).
  6. Вручение памятки по трудоустройству.
  1. Получение информации о том, правильно ли подросток сделал профессиональный выбор.
  2. Знакомство с основными правилами поиска работы.
  3. Информационное обеспечение подростков по вопросам трудоустройства.

февраль

  1. Анкета «Уровень сформированности брачно-семейных представлений».
  2. Работа со схемой «Функции семьи».
  3. Упражнение «Слагаемые счастливой семьи»
  1. Диагностика уровня сформированности представлений о будущей семье, выявить основные проблемы группы.
  2. Формирование представления о семье как многофункциональном явлении.
  3. Осознание подростками ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений.

март

  1. Работа с карточками.
  2. Теоретическая часть «Оформление регистрации».
  3. Практическая часть «Заполнение документов».
  1. Обучение подростков умению делать правильный выбор и обоснованию его.
  2. Закрепление полученных знаний.

апрель

Бизнес-игра «Деловые ребята» (Приложение 8)

  1. Анкета « Экономны ли вы?»
  2. 1тур: «Экономический словарь».
  3. 2 тур: «Идея».
  4. 3 тур: «Тур лицом».
  1. Знакомство учащихся с наиболее распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми будущему бизнесмену.
  2. Моделирование поведения подростков в условиях рыночной экономики.
  3. Активизирование познавательной деятельности учащегося.

май

Итоговое занятие по исследованию социальной компетенции (Приложение 9)

  1. Анкета «Уровень социальной компетенции».
  2. Анкета «Исследование социальной сети подростка».
  1. Определение уровня сформированности социальных навыков у подростка, оценка, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными.
  2. Возможность получения информации о круге общения подростка, о значимых для него людях, кто из его окружения оказывает ему материальную поддержку, кто является эталоном поведения, чьи взгляды на жизнь ему близки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
  2. Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении человека в ситуации выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
  3. Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). – СПб, 1992.
  4. Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
  5. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
  6. Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 1999.
  7. Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
  8. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
  9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
  10. Консультирование детей в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое пособие. – М., 1998.
  11. Минкова Э. А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
  12. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
  13. Рудестан К. Групповая психотерапия. – Спб.,1998.
  14. Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции.
  15. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
  16. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.
  17. Кэррэл С. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
  18. Прутченков А. С. Социально- психологический тренинг в школе. – М., 2001.
  19. Психогимнастика в тренинге. / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
  20. Хейзинг. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.

Марчук Юлия Николаевна

студент 3 курса, кафедра технологий социальной работы Института социального образования УрГПУ, РФ, г. Екатеринбург

Королева Светлана Викторовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры технологий социальной работы УрГПУ, РФ, г. Екатеринбург

В современном российском обществе все более стремительными и напряженными становятся изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни, которые не могут не отразиться на поведении людей, их взаимодействии с социальным окружением. На фоне происходящих изменений рушатся привычные стереотипы, мышление, утрачиваются прежние системы ценностей, что становится причиной возникновения трудностей у наиболее незащищенных и уязвимых категорий населения: стариков, детей и подростков, больных и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизнен­ной ситуации.

Политика государства направлена на сохранение ценности семьи, охрану материнства и детства. Одним из основных принципов социальной политики государства является принцип первоочередности предоставления помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Вследствие продолжающейся политической и социально-экономической неустойчивости страны число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с годами слабо сокращается. По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова на 1 января 2014 года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 106 тысяч. По официальным данным прошлого года в нашей стране насчитывалось 118 тысяч. По статистике в России из 100 % сирот, покинувших стены детского дома или интерната - 90 % никогда не адаптируются к нормально взрослой жизни .

Складывается ситуация, в которой дети, получившие воспитание в специальных учреждениях, сталкиваются с трудностями в получении образования, поиске работы, принятии решений и несения ответственности за них, построении межличностного взаимодействия. Отсюда возникает проблема адаптации таких детей к социальной среде. Обычно, у человека, выросшего в традиционной семье, навыки закладываются в процессе становления личности в результате копирования поведения его социального окружения, в первую очередь семьи. Дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, лишены семейного воспитания, и положительные навыки поведения у них формируются с трудом.

По мнению психологов и педагогов, в домах ребенка, в детских домах, школах-интернатах, приютах не обеспечивается удовлетворение основных потребностей ребенка, что становится причиной нарушения его как физического, так и психического развития. Дети, воспитывающиеся в данных учреждениях, имеют негативные особенности в отличие от детей, растущих в семье: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, позднее и хуже складываются навыки правильного поведения и саморегуляции. Все это ведет к негативным последствиям в процессе формирования личности ребенка, и общества в целом. Такие дети слабо подготовлены к самостоятельной жизни, имеют сложности в организации своего быта, досуга, создании и сохранении своей собственной семьи .

П.Д. Павленок и М.Я. Руднева выделили личностные характеристики детей, воспитывающихся в детских домах, которые помогают сформировать портрет такого ребенка.

1. Социальный статус воспитанников детских домов такой, что они никому не принадлежат, лишены заботы со стороны родителей, не получают в полной мере психологическую и эмоциональную поддержку и не видят должного стандарта поведения от родителей. В своем поведении они ориентируются на официально-принятые нормы, которые носят условный характер. Все это отрицательно складывается на их общем развитии.

2. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, часто имеют отклонения в физическом и психическом развитии, которые могут являться следствием наследственных факторов. Сюда можно отнести низкий уровень интеллекта, проблемы речевого развития и развития личности в целом. Для воспитанников государственных учреждений характерно также неуравновешенное поведение, слабо развитые память, внимание, мышление, слабая социальная активность и плохо сформированные связи с социальным окружением. Данная категория детей характеризуется высокими показателями заболеваемости в отличие от детей, растущих в семье.

3. Из-за отсутствия родительской любви у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, плохо развито умение сопереживать окружающим его людям. Для них свойственна повышенная потребность во внимании со стороны взрослых, при неудовлетворении которой у детей возникает психологический дискомфорт, они ощущают себя ненужными. У воспитанников детских домов слабо сформированы навыки общения и установления контакта, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, что становится причиной замкнутости и недоверия к внешнему миру.

4. Дети, воспитывающиеся вне семьи, не принимают себя как личность, поэтому для самоутверждения в социальной среде они часто применяют силу, агрессию, их поведение зачастую является асоциальным. Они не берут во внимание нравственные нормативы поведения, не осознают свои права и обязанности перед обществом. В своих жизненных трудностях, неудачно сложившихся обстоятельствах они винят свое социальное окружение.

5. У данной категории детей с трудом формируются представления о своем будущем. Из-за изоляции от общества и слабо развитой коммуникабельности они с трудом выстраивают отношения в социуме, что приводит к сложностям в получении образования, выбора будущей профессии, построении отношений с противоположным полом, созданием своей семьи и в воспитании детей .

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, их развитие и здоровье имеют много негативных особенностей на каждом этапе становления личности, что в конечном итоге влияет на его вхождение во взрослую жизнь, социальную адаптацию.

Под социальной адаптацией Л.В. Мардахаев понимает активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе .

На основе данного определения можно выделить следующие признаки социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

· овладение механизмами социального поведения и освоенность норм и правил, принятых в обществе;

· включенность личности в процесс обучения и желание получать новые знания, умения и навыки;

· активность в отстаивании своих интересов и взглядов, осознание своей ценности и значимости;

· способность обеспечить самоконтроль и уверенность в себе, своих решениях;

· проявление самостоятельности и инициативы, ясное представление своего будущего, постановка целей;

· устойчивость социальных связей индивида;

· развитость таких качеств, как активность и автономность.

Определив признаки социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно выделить проблемы в процессе адаптации выпускников специализированных учреждений к социальной среде. П.Д. Павленок и М.Я. Руднева выделили следующий ряд проблем:

Одна из проблем - это профилактика здоровья. В специальных учреждениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся под медицинским контролем и получают должное медицинское обслуживание. Но при выходе во взрослую жизнь у них плохо развиты навыки личной гигиены, профилактики распространения заболеваний.

Следующая проблема - жилищная. При наступлении совершеннолетия молодым людям приходится покинуть специальное учреждение, начинать вести самостоятельную жизнь, вести свое хозяйство и строить свою семью, не имея собственного жилья. Сокращается доля государственного строительства, что ухудшает положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства не выполняют в полной мере своих обязательств по закреплению жилой площади за данной категорией граждан.

Еще одна проблема - это проблема выбора сферы профессиональной деятельности, которая бы соответствовала особенностям личности воспитанников и отвечала запросам рынка труда. Из-за сложности поступления в высшие учебные заведения возникает проблема трудоустройства. Большинство выпускников устраиваются на работу не по собственному желанию, а по направлению от руководителей учреждения. Девочки зачастую направляются на обучение в педагогические, музыкальные, текстильные техникумы, а мальчики - в технические учебные заведения .

Проблемой также является то, что из-за пребывания в условиях, отличающихся от реальной жизни, у выпускников специальных учреждений слабо сформировано представление о настоящей семье и семейных ценностях. Поэтому возникают трудности в построении отношений с противоположным полом, своей семьи и воспитании собственных детей. Они испытывают трудности в принятии самостоятельных решений и часто нуждаются в совете, обращаются за помощью к друзьям, родным, не имеющих достаточного жизненного опыта, что может привести к ошибочным действиям и формированию антиобщественного поведения.

Важной проблемой является также и то, что в юношестве вследствие нарушения общения с взрослыми и сверстниками у данной категории детей возникает недоверие к людям, замкнутость, отчужденность, низкая социальная активность, желание не привлекать к себе внимания, что отрицательно сказывается на процессе социализации личности. Формируется потребительское отношение к близким, государству и обществу в целом, стремление удовлетворять свои желания, потребности без учета мнения окружающих, что сопровождается слабо развитым чувством ответственности за свои действия и нежелание понять и принять к исполнению общественные нормы и правила. У них отсутствуют сформированные планы на свою будущую жизнь, ценности и нормы поведения, они могут злоупотреблять алкогольными, наркотическими и токсическими веществами.

Юношество - это переход к самостоятельной жизни, которого данная категория молодых людей боится из-за отсутствия поддержки со стороны близких и увеличения самостоятельности и ответственности за свою жизнь. Им сложно найти свое место в жизни, свое предназначение, осознать значимость своей личности.

Каждый возрастной этап и переходные периоды между ними ведут к определенным переменам личности, к формированию психологических новообразований и смене ведущего вида деятельности, которые являются результатом обучения и воспитания на конкретном этапе. Если ребенок не получил должного внимания, любви, понимания и поддержки близких, то развитие личности происходит с нарушением, что ведет к затруднениям в адаптации к социальной среде.

Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, влияет на состояние общества. Поведению детей, воспитывающихся вне семьи, свойственны вспышки агрессии, гнева, обидчивость, раздражительность. У них отсутствует чувство принадлежности к социальным институтам, что становится причиной социальной дезадаптации. Это приводит к нарушению поведения, взаимодействия с окружающими людьми, процесса обучения, получению трудовых навыков и постановки целей на будущее. Все это может подтолкнуть молодых людей к нарушению, правовых, нравственных, моральных, общественных норм.

Выделенные проблемы возможно решить посредством организации социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учреждениях, которое включает следующие направления:

· социально-медицинская поддержка;

· социально-правовое консультирование;

· профессиональная ориентация;

· социально-психологическое консультирование;

· социально-педагогическое сопровождение.

Поведя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что актуальность данной темы в сфере социальной работы неоспорима. Проблемы социальной адаптации являются наиболее сложными. Для их решения и успешного включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь, приобщения к социальным нормам, нужно изменить их образ жизни, отношения со своим социальным окружением и самим собой, научить их самостоятельно решать свои проблемы и нести за них ответственность. К сожалению, ощущение сиротства не покидает выпускников специализированных учреждений на протяжении всей жизни, они считают, что причиной их проблем стало одиночество, предвзятое отношение к ним окружающих.

Список литературы:

  1. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие / Л.П. Кузнецова. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб. М: Гардарики, 2005. - 269 с.
  3. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
  4. Рязанский информационный форум. Количество детей-сирот в России сократилось - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rifinfo.ru/news/35682 (дата обращения 1.12.2014).
  5. Сироты в России - вся правда - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://droplak.ru/?p=1820 (дата обращения 1.12.2014).

Адаптация детей-сирот затрагивает вопросы их активного приспособления к жизни в условиях детского дома или приемной семьи. С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, и данная проблема получила особую актуальность.

Адаптация ребенка в детском доме

Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет.

Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности.

Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер. На самом деле, этот процесс проходит любой ребенок в ходе своего развития.

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты. Она предполагает освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых навыков.

Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка:

  • Подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;
  • Включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома;
  • Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;
  • Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.

Адаптация приемных детей в семье

Адаптация приемных детей проходит у всех по-разному. Определяющее значение имеют такие факторы, как:

  • Возраст попадания в дом ребенка или детский дом;
  • Наличие или отсутствие предыдущего опыта жизни в условиях семьи.

Адаптация детей-сирот зависит и от отношения к ним других членов семьи. Желательно, чтобы все относились к приемному ребенку ровно, без излишней эмоциональности, вначале потребуется много терпения и сил. Такие дети склонны предпочитать кого-то одного, проявляя к нему теплые чувства больше, чем к другим членам семьи.

Чем старше возраст, тем труднее происходит адаптация детей-сирот в семье. Особенно тяжело бывает в подростковый период, когда к трудностям адаптации приемных детей добавляются обычные для подростка проблемы. В это время такие дети могут критиковать приемных родителей, обвинять их в своих бедах и плохом настроении, тогда же обычно возникают трудности в общении со сверстниками и первая влюбленность.

Трудности детей-сирот в жизни

Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.

Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:

  • Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
  • Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
  • Отсутствие опыта достаточной ответственности;
  • Искаженные представления о семье и жизни в ней;
  • Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
  • Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
  • Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
  • Правовая и юридическая безграмотность;
  • Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.

Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.

«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет…».

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

«1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств, утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом…».

Сам термин «сироты» в настоящее время используется по отношению к детям, потерявшим родителей, а также к более многочисленной категории «отказных» детей и детей, родители которых лишены родительских прав.

Многие из этих детей с самого рождения воспитываются в домах ребенка. Другие же поступают в подобные заведения в более позднем возрасте. По результатам социологических исследований, которые были проведены в домах ребенка, были выявлены три основные причины сиротства:

Дети – «подкидыши» (3%)
Дети, родители которых отказались от них по причине отсутствия условий для воспитания и материнских чувств, а также внебрачные дети (60%)
Дети из семей родителей-алкоголиков (27%)

Возможно, частично обосновывает такие цифры и изучение социально-экономического образовательного уровня родителей детей, воспитывающихся в домах ребенка. Оно показывает, что только 5% из них имеют высшее и незаконченное высшее образование, 18% — среднее специальное, 33% имеют среднее и 45% — неполное среднее и начальное образование.

Многие семьи являются малообеспеченными, особенно это касается неполных семей. Появление на свет малыша практически лишает их возможности продолжать учебу в школе, повышать свой образовательный уровень и улучшать материальное положение. Следует признать, что такая мать без посторонней помощи не может создать условий, необходимых для нормального развития ребенка.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что отношение к матери-одиночке в обществе является негативным, даже в тех случаях, когда женщина сознательно идет на это, потеряв надежду создать семью. Таким образом, общество как бы вынуждает молодую мать отказаться от своего ребенка, возложив всю ответственность за его воспитание на государство.
Особую социальную проблему представляют семьи, в которых родители страдают умственной отсталостью или другими психическими заболеваниями и не могут без посторонней помощи воспитывать детей.

В семьях алкоголиков и психически больных родителей дети получают неполноценное питание и уход, страдают от психической депривации.

В настоящее время установлено, что дети, воспитывающиеся в детских домах с рождения, имеют более низкие показатели психофизического развития, чем дети, поступающие туда в более позднем возрасте из неблагополучных семей.

Таким образом, даже неблагополучная семья чаще всего – лучшая среда для младенца, чем дом ребенка. Это свидетельствует о необходимости разработки государственных мероприятий, препятствующих необоснованному отказу от новорожденных. И, на наш взгляд, государству следует поощрять усыновление и удочерение детей-сирот. Возможно следует отказаться от запретов на усыновление или удочерение аномальных детей, ведь такой опыт уже имеется в США, где люди идут на этот шаг по гуманным и религиозном соображениям. Таким семьям в первую очередь предусмотрена необходимая материальная помощь от государства. Вероятно, при наличии соответствующей помощи постепенно отпала бы необходимость воспитания детей с тяжелыми дефектами в специальных учреждениях, а, следовательно, и необходимость в этих учреждениях.

Постепенно мы подошли к основной идеи нашего проекта: детские дома изжили себя!!!

Ребенок не может развиваться в условиях детского дома. К моменту своего выпуска в «большую жизнь» он абсолютно не подготовлен к самостоятельному существованию. Он не адаптирован к окружающей его социальной среде. Он не только с трудом сосуществует с людьми, но и абсолютно дезориентирован в вопросах планирования расходов, семейного бюджета и т.д. Причин множество, одна из них заключается в том, что дети-сироты с раннего возраста привыкли к питанию, которое им обеспечивает государство, обязательное поселение, трудоустройство сирот, всяческие льготы, да, в конце концов, психология «обделенных» обуславливает стереотип обязанности окружающих к заботе о таких детях. В некоторых детских домах дети питаются лучше, чем ребенок в семье с уровнем дохода ниже среднего (детские дома в городе – 10 грн. в день на ребенка, по области – 6 грн., а из расчета минимальной зарплаты 210 грн. в месяц кормить «семейного» ребенка на такую сумму не представляется возможным). Вторая причина – сироты не видят, как реально зарабатывают взрослые на кусок хлеба, поэтому подходить к вопросу покупки товаров с рациональной точки зрения (необходимости и приоритетности именно этого товара, его полезности, ценности, окупаемости стоимости и т.д.) получается с трудом.

Так есть ли выход? Можно ли создать условия для жизни таких детей? Много ли им надо и как же их подготовить к самостоятельной жизни?

Выход есть! Многие страны уже давно практикуют семьи, которые берут на временное усыновление (удочерение) детей-сирот из детских домов. Это идеальный вариант решения для нашей с вами проблемы. Дети живут в нормальных условиях. Они чувствуют себя частью этого мира. Они видят, как и что делают «родители» для того, чтобы иметь то, чего они хотят. Ребенок не испытывает дефицита в общении. Он может спокойно раскрывать и развивать свои способности. Он может увидеть и узнать очень много важного для него. Очень важна практическая часть пребывание ребенка в семье: ребенок учится сам себя обслуживать, то есть то, что каждый обычный ребенок привык с детства делать сам, а за детей-сирот это делает персонал детского дома. Ребенок усваивает азы ведения домашнего хозяйства. Совместный поход в магазин научит ребенка ориентироваться в совершении покупок. Сравнивать цены, полезность и необходимость тех или иных товаров. Учиться делать выбор между товарами и искать альтернативный вариант.

Без сомнений, такая практика – идеальное решение проблем детей-сирот.

Но в нашем регионе, да и во всей Украине все упирается в материальный вопрос. Мало кто из семей желающих взять к себе на время ребенка их детдома располагает средствами к его содержанию, а люди достаточно состоятельные делают это редко. В данном случае я предлагаю поступить следующим образом: на ребенка из детдома тратится как минимум 800 грн. в год из городского бюджета. А что если эти деньги, вместе с ребенком передать в семью. Этих средств как раз бы хватило для поддержания хороших условий проживания ребенка, а многие семьи при таких условиях брали детей к себе. При внедрении такой системы, я думаю, мы бы добились своей цели – социальной адаптации детей-сирот.
Конечно, все это вопрос времени, но, к сожалению, взятие на воспитание всех детей вряд ли можно обеспечить даже при очень высоком поощрении таких семей.

Что же делать с детьми, которые все-таки выросли именно в детских домах.

Обратимся к статистике и посмотрим, как разворачивается картина детей-сирот, которые окончили 9 класс.

Итак, наша задача – адаптировать тех детей, которые все-таки выросли в детдомах.

Для достижения таковой, я предлагаю создать орган управления, который я условно назову «Координационный центр» (далее К.р.). Суть его в том, что ребенок в любое время и в любом возрасте может обратиться в К.р. за советом. Советы эти будут разнопланового характера. В К.р. обязательно должны присутствовать психолог, юрист и экономист. Все эти люди обязаны оказывать консультации по любым вопросам. К.р. должен располагать базой данных всех детей-сирот с личным делом каждого ребенка. При таком подходе в каждом случае можно будет найти верное решение в зависимости от ситуации. Схема достаточно проста, но кто же реально заинтересован в эффективной работе с такими детьми? Как не допустить коррупции на этом этапе формирования личности детей-сирот? Разъясняя для себя это вопрос, я создала еще одну «подпрограмму». Студенты соответствующих курсов ВУЗов, при успешной практике, достижении результатов в таком К.р., могут рассчитывать на поощрение в будущем. Это поощрение может быть в виде престижных рабочих мест и т.д. Итак, мы создали цепь, каждое звено которой тщательно продуманно и проработано.

К.р. заинтересован в становление личности ребенка, ребенок хочет разъяснить для себя кое-какие вопросы. Вне зависимости от возраста (вплоть до 27 лет), место обучение и других факторов ребенок может обращаться в К.р. по ЛЮБЫМ вопросам.

Вывод:
Дети-сироты – одна из самых актуальных проблем нашего общества. Если сегодня мы позаботимся об их будущем, то завтра они позаботятся о будущем нашей страны.

Мне нравится!