Надо критиковать. Как научиться критиковать, чтобы не обидеть. Правила конструктивной критики

Легко осуждать других, даже не осознавая этого. Например, возможно, вы считаете, что знаете, как все должны выглядеть, думать или вести себя. Зачастую убеждение, что мы во всем разобрались, дает нам ощущение комфорта. Тем не менее осуждение нередко мешает находить новых друзей или пробовать новые вещи. К счастью, можно научиться быть менее категоричным, если изменить мировоззрение, расширить свои горизонты и оставаться непредвзятым.

Шаги

Измените свое мировоззрение

    Развивайте позитивное мышление . Негативные мысли могут привести к осуждающему и категоричному мышлению. Старайтесь замечать положительные аспекты в любой ситуации, вместо того чтобы зацикливаться на негативе. Если вы поймаете себя на негативной мысли, боритесь с ней. А потом заставьте себя выделить что-нибудь позитивное.

    • Все еще можно оставаться реалистом, при этом сохраняя позитивный настрой. Необязательно игнорировать негативные аспекты - просто не концентрируйтесь исключительно на них.
    • У вас наверняка будут неудачные дни, и это вполне нормально. Прощайте себя в дни, когда чувствуете себя подавленным и негативно настроенным.
    • Позитивное мышление может улучшить вашу жизнь во многих направлениях!
  1. Отделяйте единичные поступки людей от их личности. Порой люди совершают вещи, которые мы находим отвратительными (например, мелкая кража денег или проход без очереди). Да, возможно, они поступают неправильно, однако важно не судить людей только по одному действию. Скорее всего, у них есть положительные качества, которые вы еще не разглядели.

    • Примите во внимание, что их действия в этот момент могут быть обусловлены обстоятельствами, которых вы не понимаете. Например, возможно, человек украл деньги на обед, потому что он не ел два дня.
  2. Отмечайте моменты, когда вы начинаете осуждать. Пресекайте осуждения в зародыше, выявляя, что и когда вы думаете о других людях. Поймав себя на критике кого-либо, спросите себя, какую пользу приносят вам или этому человеку такие мысли. А потом лучше скажите ему комплимент.

    • Например, вы поймали себя на мысли: «Той девушке не мешало бы немного сбросить вес». Воспротивьтесь этой мысли, спросив себя, почему это вас волнует. Потом скажите что-нибудь милое, основываясь на своих наблюдениях, например: «У вас прекрасная улыбка!»

    Клэр Хестон - независимый клинический социальный работник из Огайо. Получила степень магистра социальной работы в Университете Содружества Виргинии в 1983 году.

    Клинический социальный работник

    Исходит ли ваше осуждение из ощущения дискомфорта? Клер Хестон, лицензированный медицинский социальный работник, считает: «Осуждающий человек - это тот, кто чувствует себя неуютно рядом с любой, отличающейся от него личностью. Он испытывает необходимость дать негативную оценку, основываясь либо на незнании, либо на высокомерии, либо на конкретной черте или характеристике».

    Поставьте себя на место другого человека. Каждый человек - это уникальная личность со своими талантами, навыками, характером и жизненным опытом. Кроме того, на людей влияет период взросления, в том числе то, где они выросли, как к ним относились и какими были их условия жизни. Узнавая людей получше, старайтесь представить себя в подобном положении. Даже если вы, возможно, пошли бы другим путем, признайте то, что они имеют право принимать собственные решения.

    • Например, человек, которого вы считаете слишком надоедливым, возможно, вырос без поддержки родителей. Аналогично - человек, который, по вашему мнению, не очень образован, возможно, поставил в приоритет заработок денег, чтобы обеспечить семью.
  3. Найдите общие интересы. Всякий раз, почувствовав желание осудить кого-то, кто отличается от вас, ищите общие черты, а не различия. У всех нас есть нечто общее, потому что все мы люди! Это поможет вам увидеть людей в позитивном, а не в омраченном суждением свете.

    • Непринужденно упомяните несколько тем, пока не найдете то, что вы оба можете обсудить или что вас обоих интересует. Это поможет вам осознать, что люди не так уж отличаются от вас.
  4. Будьте благодарны за то, что у вас есть. Цените хорошие вещи в своей жизни, особенно те, которые помогают вам обрести свое место. Воздавайте дань друзьям, семье, здоровью, возможностям, отношениям и тому, как вы выросли. Осознайте, что не у всех были те же преимущества, что и у вас, поэтому несправедливо судить людей за то, что они живут по-другому.

    • Если вы почувствуете желание сказать что-нибудь негативное о человеке, сделайте глубокий вдох. Лучше желайте всем той же удачи, которая сопутствовала вам в жизни.
  5. Демонстрируйте сострадание. Сострадание противоположно осуждению. Вместо того, чтобы осуждать людей и думать о них плохо, попробуйте проявить сопереживание и действительно попытайтесь представить, что человек думает или чувствует. Нелегко будет избавиться от негативных мыслей по отношению к другим людям и желать им лучшего, но этот переход возможен. Сосредоточьтесь на желании дать людям то, что им нужно, и помочь им вместо того, чтобы сыпать в их адрес проклятия.

    • Сострадание тоже является одним из ключей к счастью. Если вы хотите быть более сострадательным человеком, то вы должны испытывать положительные чувства к людям и миру.

    Расширьте свои горизонты

    1. Будьте любопытным. Любопытство - отличный инструмент для преодоления осуждающего мышления. Когда вы по обыкновению подумаете что-нибудь осуждающее, лучше направьте свою любознательность на то, чтобы изучить непонятный вам аспект. Позвольте себе увидеть возможность к развитию, а не нечто неправильное или иное.

      • Например, вы увидели, как человек лезет без очереди в столовой. Вместо того, чтобы клеймить его ярлыком невоспитанности, подумайте, возможно, у него впереди напряженная встреча или у него имеются проблемы со здоровьем.
    2. Выйдите из зоны комфорта. Активно ищите новые впечатления, которые отличаются от привычных вам занятий. Первое время это может пугать, но это также может быть очень весело! Предложите нескольким друзьям присоединиться к вам, чтобы попробовать новые вещи. Вот несколько способов выйти из зоны комфорта:

      • используйте другой вид транспорта, чтобы добраться на работу;
      • попробуйте новое блюдо;
      • посмотрите кино с субтитрами;
      • посетите религиозную службу, которая не соответствует вашим убеждениям;
      • сделайте что-нибудь, что вас пугает: постойте на вершине высокого здания, заберитесь на гору или съешьте сырую рыбу.
    3. Проводите время в разных компаниях людей. Попытка пообщаться с людьми, которые во многом отличаются от вас, поможет вам расширить свои горизонты. Неважно, отличаются ли от вас друзья расой, культурой, религией, интересами, социальным положением, идеями, хобби, карьерой или чем-либо еще, - находясь рядом с людьми, которые происходят из разных слоев общества и имеют различные взгляды на жизнь, вы получите лучшее представление обо всех идеях, которые существуют в мире.

      • Необязательно заводить дружбу с людьми из разных слоев общества, просто прилагайте усилия, чтобы лучше узнать людей, которые непохожи на вас. Этот опыт лишь позволит вам развиваться.
      • Дружба с человеком, с которым, как вы всегда думали, у вас нет ничего общего, поможет вам стать более понимающим и прогрессивным.
      • Сообщите друзьям, что вы хотели бы посетить какое-нибудь мероприятие с ними, если они не против вашей компании. Скажите: «Так здорово, что твоя семья переехала сюда из Японии. Мне очень интересна японская культура, поэтому я буду признателен, если ты сообщишь мне, когда будут проходить общественные мероприятия».
    4. Посетите мероприятие, которое обычно вас не привлекает. Выберите занятие, которое всегда считали скучным, глупым или неинтересным. Бросьте себе вызов и примите там участие. Попробуйте научиться чему-нибудь новому! Сделав это один раз, вы познакомитесь с большим количеством разных людей, узнаете разные точки зрения, а также, скорее всего, сделаете что-нибудь, что расширит ваши горизонты в будущем.

      • Например, посетите вечер поэзии, танцевальный урок сальсы или политический митинг (согласованный с администрацией города).
      • Пообщайтесь с другими людьми на мероприятии и попытайтесь лучше их узнать. Если у вас появится желание судить их, подумайте, как бы вы себя почувствовали, если бы они оценивали вас, особенно с учетом того, что вы - чужак в их окружении.
    5. Максимально часто путешествуйте. Благодаря путешествиям вы расширите свой кругозор и сможете узнать, как живут другие люди по всему миру. Если у вас ограничен бюджет, можно посетить близлежащий городок или на выходные съездить в соседнюю область. Важно то, что вы увидите, что существует бесконечное количество способов жить своей жизнью и что нет универсального правила, что говорить или делать.

      • Можно экономить деньги во время путешествия, останавливаясь в хостелах.
      • Поставьте себе цель путешествовать хотя бы раз в год. Это выведет вас из зоны комфорта и даст возможность пообщаться с разнообразными людьми.
      • Можно также попробовать диванное путешествие. Возьмите путеводитель по далекому направлению и погрузитесь в чтение. Пойдите дальше, посмотрев фильм об этом месте.
    6. Проведите день с семьей друга. Это поможет вам увидеть, что образ жизни других семей значительно отличается от вашего уклада. Даже если вы делаете много вещей одинаково, скорее всего, есть и некоторые различия. И это нормально!

      • Попросите друга пригласить вас на особое мероприятие, например, культурный обряд или религиозную службу. Однако не заставляйте его делать это, если ему некомфортно или неловко.
    7. Учитесь чему-нибудь у каждого человека, которого встречаете. Каждый человек, которого вы встречаете, имеет ценность для вашей жизни, потому что все люди приходят с уроками, из которых можно что-нибудь извлечь. Спрашивайте себя, что каждый человек может вам передать - знания, навыки или урок о себе.

      Задавайте много вопросов. Это поможет вам лучше понять людей и их происхождение. Это также поможет вам углубить свое понимание различных слоев общества, культур и практик.

      • Если вы хотите узнать человека по-настоящему, то вы должны узнать больше о его происхождении. Можно задать подобные вопросы: Есть ли у вас братья или сестры? Откуда вы? Что вы изучаете? Как вы зарабатываете на жизнь? Чем вам нравится заниматься в выходные?
      • Не давите на человека, чтобы он ответил на ваши вопросы. Лучше проявите интерес, и он наверняка захочет открыться перед вами.

    Сохраняйте непредвзятость

    1. Избавьтесь от стремления всегда быть правым. У каждого человека есть собственные взгляды на то, как должен работать мир, и зачастую эти взгляды противоречивы. Неважно, исходите ли вы из полученной базы знаний или нет, ваши ценности все равно будут формировать вашу точку зрения. Другие люди находятся в аналогичном положении, поэтому признайте то, что ваши взгляды могут расходиться.

      Сформируйте собственное мнение. Отставьте в сторону сплетни и негативную информацию, которую вы слышите о человеке, культуре и прочем. Оспаривайте предположения, прежде чем принимать решение о конкретном человеке или группе. Не меняйте точку зрения из-за ложной информации.

      • Имейте в виду, что у людей есть свои мотивы для обмена сплетнями или негативным мнением. Например, человек может плохо отзываться о ком-либо из-за ревности или он может делиться опасениям по поводу чужой концепции из-за страха.
      • Вспомните моменты, когда о вас распространяли слухи. Вы бы хотели, чтобы люди судили вас на их основании?
    2. Не судите людей по внешности. Да, люди часто одеваются так, чтобы выразить себя, но это не значит, что их внешний вид может рассказать вам все, что вам нужно знать о человеке. Аналогично - в каждом образе жизни встречаются самые разные люди.

      • Например, не думайте, что если у человека много татуировок и пирсинга, то он не может быть выполнять серьезную работу.
      • В следующий раз перед выходом из дома изучите себя в зеркале. Что подумают о вас люди, исходя из вашего внешнего вида в этот день? Насколько они будут правы или неправы?
    3. Перестаньте навешивать ярлыки на людей. Ярлыки не позволяют видеть картину в целом. На самом деле они ограничивают наш взгляд на людей. Старайтесь смотреть на каждого человека как на личность. Научитесь видеть сквозь внешность человека или его окружения и концентрируйтесь на том, чтобы узнать его индивидуальную историю, прежде чем делать выводы.

      • Например, не приписывайте людям ярлыки «гот», «ботаник», «деревенщина» и прочее.
    4. Воздерживайтесь от суждений о людях. Позволяйте людям рассказывать о себе, вместо того, чтобы делать предположения на основе того, что вы уже знаете. Вы видите лишь малую часть каждого человека, которого встречаете, и если они уловят ваше осуждение, то закроются от вас. Позвольте своим представлениям о человеке меняться по мере того, как вы узнаете его получше.

Критика – это сильное оружие. Полезно им пользоваться осторожно.

Все люди любят критиковать. Но не все это умеют делать. Статья о том, как грамотно критиковать людей, чтобы и они не обиделись, и вы получили должный результат.

Техника критики: «Хороше-критика-хорошее»

Схема такая: сначала вы говорите что-то хорошее, после этого критикуете и обязательно даете рекомендации к исправлению. Завершаете чем-то хорошим. Сокращенно схема выглядит так: «ХОРОШЕЕ-КРИТИКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ-ХОРОШЕЕ».

Так можно критиковать и детей, и взрослых.

Сначала приведу пример, как указать на ошибки ребенка.

Критикуем грамотно.

1. Начинаем с хорошего. Хвалим.

«Милый ребенок! Я тебя люблю! И мне радостно, что ты учишься самостоятельно ремонтировать квартиру».

2. После этого вставляем критику

«Но то, что ты не убрал после себя мусор и сломал инструменты – это меня огорчает».

«Давай сейчас вместе закончим начатое, – говорите вы. – Я тебе покажу, как это сделать лучше. Поломанный инструмент ты купишь завтра». Закончить нужно похвалой: «Я рад, что ты учишься новому. У тебя все получится! Я горжусь тобой!»

4. Хвалим

Дважды хвалим.


Критикуем грамотно

Мы дважды хвалим, и это гасит негативное воздействие критики. В первый раз, – в начале критики, второй – в конце критики.

После этого дети не будут бояться стремиться к новым навыкам.

Так же можно критиковать и взрослых.

Например: «Дорогой! Я всегда восхищаюсь твоей изобретательностью! Кран, который ты чинил, течет уже неделю. Сделай его, пожалуйста, сегодня. Я уверена, что ты придумаешь, как это сделать. У меня самый замечательный муж!»

Критиковать окружающих, наверное, не стоит. Даже советы давать глупо, потому что их все равно никто не будет слушать.

Но если вы начнете с похвалы слушать вас будут. И только после этого можно дать совет .

На совет полезно спросить разрешение: «Хотите услышать мой совет? Хотите, я дам дельную рекомендацию?» Но не обольщайтесь, советы никто не обязан выполнять.

Ошибайтесь вместе!

После выхода прошлой статьи, мне написала одна женщина и спросила рекомендацию, как развить уверенность у дочери, чтобы она не боялась ошибаться. Я порекомендовал ей ошибаться вместе с нею в каком-то совместном деле.

Полезно показывать детям, что вы тоже экспериментируете, тоже совершаете ошибки и спокойно признаете их. Тогда дети будут еще больше экспериментировать. Например, начните рисовать что-то вместе, на одном листе. При этом нарисуйте не совсем правильный домик, непропорциональные деревья, людей. Дети тоже будут смелее проявлять свое творчество.

По поводу ошибок и пользы от намеренных ошибок читайте:

Решение проблем – это такой же навык, как приготовление еды или вождение автомобиля. Чем чаще вы сосредотачиваетесь на решении сложных дел, тем больше вариантов решений к Вам приходит.

Каждый раз вы учитесь быстрее находить выход из сложнейших ситуаций. Спустя время, многие задачки, которые оцениваются окружающими, как проблемы, покажутся вам простыми. Вас будут просить другие люди помочь решить их проблемы, предлагая любые вознаграждения.

В детстве часто оберегают детей от трудностей. За них решают проблемы бабушки и мамы. Человек вырастает, а неумение остается. Опыт самостоятельного решения трудных задач крайне необходим.

Чем больше его – тем увереннее в себе человек. Накапливать такой опыт нужно с детства. Но этот опыт невозможно получить без совершения ошибок.
Вот мы и вернулись к теме статей прошлых выпусков. Ошибайтесь на здоровье!

  • Хотите грамотно покритиковать дважды похвалите .
  • Прежде чем дать совет, скажите что-то человеку приятное, и он согласится выслушать Ваш совет.
  • Ошибайтесь вместе с детьми, чтобы развить в них уверенность .

С уважением, Болсунов Олег.

/ Критика / Критикуем правильно / Критикуем грамотно / Как правильно критиковать /


В чем разница между конструктивной и деструктивной критикой? Конструктивная критика улучшает поведение человека, побуждает к позитивным изменениям. В то время как деструктивная критика порицает и отбивает у человека желание работать над собой.

  • Деструктивная критика унижает, дискредитирует и обижает человека.
  • В противоположность этому, конструктивная критика улучшает конкретное поведение человека без личных нападок. Его самооценка остается незатронутой.
  • Хорошие намерения. Причины вашей критики в адрес работы или поведения человека влияют на то, как вы предоставляете свой отзыв. Если у вас есть какой-то скрытый мотив помимо желания помочь человеку усовершенствоваться, то ваша критика может быть откровенно негативной. Поразмышляйте над тем, будет ли критика, которую вы намерены высказать, действительно продуктивной.

    • Хорошие намерения не всегда получат положительный ответ. Например, если ваша подруга набрала достаточно много веса с того времени, как вы виделись в последний раз, то ваше высказывание по поводу того, что ей нужно бы сбросить вес в интересах своего здоровья, вряд ли будет воспринято с благодарностью, на самом деле оно может даже обидеть ее. Критика – это одна из тех сфер, где намерения менее важны, чем то, что вы на самом деле говорите и делаете.
    • Вместо того чтобы действовать импульсивно, хорошенько подумайте и спросите себя, как бы это звучало, если бы вы сказали человеку то, что вы думаете. Приемлемы ли слова, которые вы говорите? Что насчет лежащей в основе социальной политики? А что насчет вас? Например, если вы хотите высказать своей подруге критику по поводу ее лишнего веса, а сами вы стройны по природе, какие чувства может вызвать у нее такое замечание от вас, человека, который никогда не боролся с лишним весом и не ощущал на себе дискриминацию из-за веса.
  • Оправдана ли ваша критика? Если человек просит вашего отзыва и готов меняться, то конструктивная критика оправдана. Спросите себя, будет ли человеку лучше не слышать вашей конструктивной критики. Окажет ли она положительное влияние на его жизнь?

    • Нежелательная критика может быть обидной и вредной. Если проблема относительно незначительна, например, ситуация, когда вам не нравится гардероб вашей подруги, потому что она носит слишком много розового, и вы хотите сказать ей об этом, то, возможно, было бы лучше не говорить ничего. Разве что вам кажется, что эта ситуация невыгодна для нее или вредит ей каким-либо образом. Необходимо использовать критику как способ помочь другому человеку, а не помочь себе или просто выразить свое мнение.
  • Определите, будете ли правильным для критики человеком. Если вы находитесь в положении авторитета или кто-то четко попросил вас дать ему отзыв, то конструктивная критика с вашей стороны допустима.

    • Например, если у вас есть свой бизнес и пришло время ежеквартальной проверки работников, то вам нужно оценить их работу и обсудить стратегии ее совершенствования, если вы считаете, что еще есть место для роста.
  • Выберите время и место. Нужно выбрать спокойное время и место, чтобы высказать свою критику с глазу на глаз. Получение любой критики в присутствии других людей подвергает человека стрессу. Например, не стоит давать оценку производительности каждого человека перед его сотрудниками и коллегами на совещании.

    • Назначьте время для встречи с этим человеком. Договоритесь встретиться в частном безопасном месте, например, в офисе. Отведите для встречи достаточно времени, чтобы было место для диалога, если человек захочет задать вопросы и ответить на ваш отзыв. Очень важно не торопить такие встречи, чтобы человек чувствовал, что его ценят и уважают, а не чернят и прогоняют.
    • Обстановка, в которой вы будете разговаривать, должна быть нейтральной и приятной. Если вы разговариваете с близким человеком, лучше выбраться из дома и отправиться на прогулку, или поехать в то место, которое вам обоим нравится.
    • Если вы разговариваете с коллегой или студентом, встретьтесь в конференц-зале или другом нейтральном месте, где у вас будет некая приватность.
  • Привет друг... подруга... короче, читатель! Сегодня мы продолжим ранее поднятую тему про критику творчества. И если в прошлый раз разговор был о том, как реагировать на критику в свой адрес, то теперь очередь того как самим не скатиться в критиканство, а нести только свет, добро и позитив.

    Критики и критиканы

    И на старте хотелось бы сказать, что критика как правила поведения в приличном обществе — пока дама не спросит не полнит ли ее платье, не стоит даже заикаться об этом, а если все-таки и спросит, то нужно быть максимально деликатным дабы не травмировать «неокрепшую детскую психику».

    Это я к чему — высказывай свое «критическое» мнение тогда, когда тебя об этом просят или подразумевают, а не при любом удобном случае. Хотя, всегда есть и исключения из правил =)

    Теперь, когда с основой этикета покончено давай немного вспомним, что было в : есть критики — несущие конструктивные замечания, помогающие тебе развиваться, и есть критиканы — люди которые либо не умеют рисовать, либо делают это из рук вон плохо и просто жаждут высказать свое «аффторитетноэ» мнение по любому вопросу.

    Что бы не быть последним критиканом, а стать образцовым критиком обрати свой взор на словосочетание «конструктивная критика», думаю этот термин тебе хорошо знаком, но нам необходимо поставить точки над «ё».

    Конструктивная критика

    Конструктивная критика — это такая критика после которой становиться ясно как исправить ошибку (если она есть) и как не допустить ее повторение в дальнейшем. Это разговор не о том, как все плохо, а о том, что, как тебе кажется можно сделать лучше.

    На словах все просто и теперь мы, по идее, знаем, ? А про антипод не забыл? Антиподом конструктивной будет критика деструктивная — направленная на оскорбление личности, пренебрежительные суждения о проделанное работе, высмеивание автора и всех его работ в целом.

    Честно сказать мне даже писать противно было последнее предложение, сколько сразу в памяти возникло не приятных воспоминаний =(

    Я думаю мы с тобой разобрались теперь что к чему, и ты не потерпишь фиаско, когда тебя попросят об «одолжении» на поле брани. А знаешь почему? Потому что я расскажу тебе как это делаю я =)

    Как критиковать

    Перед тем как я дам тебе эти правила я хочу, чтобы ты понимал, что это мое виденье и ты вправе его разделять или нет. У меня есть канал на твиче http://twitch.tv/romanchusovskoy там я постоянно рисую вместе со зрителями, и они скидывают свои работы на мою критику. Именно оттуда я и подчерпнул для себя все эти правила.

    Итак, правила «хорошего тона» при составлении критики:

    Во-первых, мы критикуем тогда, когда на об этом просят либо, когда подразумевается такая необходимость. Что я имею ввиду. Если ты зашел в ВК, нашел профиль какого-либо новичка-художника, который скидывает свои работы исключительно в альбом и больше нигде ими не светит, то возможно ему не нужна критика.

    В обратном случае, когда новичок пихает свои рисунки во все предназначенные и не предназначенные для этого места, то тогда он скорее всего хочет, чтобы его «оценили»... и тут мы плавно переходим ко второму пункту.

    Во-вторых, оценивай работу автора, а не самого автора. Казалось бы, прописная истина, но... когда сами «авторы» ведут себя не культурно, очень сложно адекватно воспринимать такого человека. Если он реагирует на твою КОНСТРУКТИВНУЮ критику болезненно — оставь его, он хочет не критику, а критиканства, что бы все сказали какой он хороший и чудесный.


    В-третьих, не плохо бы было ознакомиться с предыдущими работами , да и со всем «модельным рядом» в целом, для того что бы вынести наиболее адекватный вердикт. Возможно то что ты видишь сейчас перед своими глазами тебя не впечатляет, но увидев в «портфолио» художника работы куда гав... менее профессиональней ты можешь взглянуть иначе на человека перед тобой =)


    В-четвертых ,... хотел написать всегда будь вежлив, но лучше сказать говори с автором объекта критики на одном языке : если он обращается к тебе на «ты», то и ты к нему на «ты», если он пишет сокращениями и сленгом, то и ты делай так же и все в таком духе.

    Зачем это? Просто так выше вероятность того что он начнет воспринимать тебя серьезней и действительно станет слушать, а не решит, что ты какая-то занудная «какаха» которая решила его учить что и как рисовать.

    Пятое, и последнее, критикуй тогда, когда тебе есть что сказать. Если ты смотришь на работу, но тебе нечего сказать или ты не можешь выразить свои мысли или не можешь найти ничего конструктивного, то лучше промолчи и пройди мимо, не порть себе карму =)


    Вот собственно и вс... хотя, стоит добавить шестой пункт, который будет всегда, но про который «критики» забывают — определи в чем твой ПРОФИТ! То есть, ты хочешь, чтобы к твоему мнению прислушались и сказали какой ты молодчинка, или ты действительно хочешь помочь ньюфагу, или ты хочешь прослыть в среде художников как мастер своего дела — всегда должен быть мотив, почему ты это делаешь и когда ты определишься с мотивом то проблем с тем «что сказать» у тебя не встанет))

    Зарисовка про критику... будь проще, все мы одинаковы =)

    На этом, пожалуй, на сегодня все надеюсь я помог тебе с ответом на вопрос как критиковать чужую работу и в будущем ты будешь нести только свет и добро ~_^

    P.S. Продолжаю пользоваться своей мультизарядкой ... доволен как кот нажравшийся сметаны =^.^=

    Всем творческого настроения друзья!

    Хвалить легко - гораздо труднее сделать корректное, деловое, не обидное замечание. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие возможные варианты несложных критических оценок.

    Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

    1. Прежде всего, изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.

    2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.

    3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения ; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.

    4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

    5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие.

    Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.

    6. Если хотите указать человеку на его , начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.

    7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

    8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

    9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

    10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь - сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10-30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.

    11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.

    12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.

    13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.

    14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.

    15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».

    Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.

    Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.

    Формы конструктивной критики

    Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.

    • Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас - не получилось»;

    • Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;

    • Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;

    • Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;

    • Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;

    • Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;

    • Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;

    • Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»;

    • Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;

    • Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)...»;

    • Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;

    • Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;

    • Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»;

    • Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;

    • Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;

    • Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;

    • Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;

    • Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;

    • Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;

    • Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».

    Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.

    Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.

    Как воспринимать критику

    Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.

    Критика в мой адрес - мой личный резерв совершенствования.

    Критика - это форма помощи для устранения недостатков в работе.

    Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.

    Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.

    Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.

    Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.

    Центральный принцип конструктивного восприятия критики - «все, что я сделал, можно делать лучше».

    Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.

    Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум - как исправить положение.

    Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.

    Первый шаг правильного восприятия критики - ее фиксация, второй - осмысление под углом зрения пользы для дела, третий - исправление недостатка, четвертый - создание условий, исключающих его повторение.

    Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

    Когда критика в ваш адрес отсутствует - это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.

    Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.

    Критика возможных негативных последствий принятых мною решений - предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

    У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.

    Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, - искажать факты ради оправдания.

    Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний - показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.

    Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я - сильная личность.

    Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.

    Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.

    Признать критику - это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.

    Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.

    Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.